Краткое содержание
Текстура и атмосфера декораций
Освещение Кроненвета было нуаровым в том плане, что мощный направленный источник света создавал резкие области тени в кадре. Но освещение в целом было устроено сложнее: другие источники дополняли его, создавая множество зон света и тени в одном сеттинге. Сюда же добавлялись текстуры, возникающие из-за густого дыма, дождя и неонового сияния.
Та же концепция была воплощена в огромных декорациях и матовых задниках «Бегущего по лезвию». Издалека мир фильма кажется впечатляюще обширным, но когда он сужается в драматических моментах, в нем появляются укромные уголки, создающие уже интимную атмосферу. Таким образом Скотт имел возможность охватывать большие пространства, которые бы при этом не выглядели пустыми, с помощью длиннофокусных объективов и переключаться на более камерные сцены.
С течением времени кино все больше уходит в сторону цифровых спецэффектов, но «Бегущий по лезвию» по-прежнему служит образцом практических эффектов и выглядящих реалистичными задников.
«С прагматической точки зрения, «Бегущий по лезвию» остается одним из самых успешных фильмов всех времен в плане выстраивания иной реальности с помощью декораций, — сказал Нолан в интервью Forbes о том, каким образом декорации в «Бэтмене: Начало» кажутся столь реальными. — Мы начали добавлять , чтобы усилить реалистичность и создать текстуру, в чем Ридли Скотт всегда был выдающимся мастером. Текстура добавляет декорациям эффектности и одновременно скрывает их искусственность: создается ощущение, что у мира есть объем и грани, что он существует и за кадром. Все это погружает зрителя в атмосферу мира, который вы пытаетесь создать. Мы определенно подражали такому стилю и в итоге, как мне кажется, создали настоящий оммаж ».
И Нолан такой не один. Можно с уверенностью сказать, что крупнобюджетные научно-фантастические фильмы современности в плане визуальных эффектов во многом обязаны «Бегущему по лезвию», и это изменится еще нескоро.
Оригинал статьи: IndieWire
Перевод Александры Веселовой специально для «Иноекино»
Кем был ребенок Декарда и Рэйчел?
После смерти Рэйчел было решено, что ребенка нужно защищать, и подполье спрятало ее в «приюте» — потогонная в Сан-Диего где она могла сойти за настоящего человека. В то время как здесь произошел инцидент с лошадью — ребенка преследовали хулиганы и спрятали деревянную лошадь с датой своего рождения в заброшенной печи.
После этого она и некоторые заменяющие или приемные родители пытались забрать ее из мира, но из-за аутоиммунного дефицита (возможно, как результат ее до сих пор неслыханного происхождения) ей отказали в поездке и поместили на карантин в банк создания памяти за пределами города Лос-Анджелес пределы. Как и почему она оказалась здесь, — еще одна неясность в фильме, но, возможно, ее поместили туда как форму защиты. Тем не менее, к 2049 году она будет работать над всевозможными художественными воспоминаниями в качестве субподрядчика для корпорации Wallace Corporation под именем Ана Стеллин.
Страница 2: Уоллес против. Восстание репликантов
Ключевые даты выпуска
Бегущий по лезвию 2049 (2017)Дата релиза: 06 окт.2017 г.
1 2 3 4
Сценарист «Человек-муравей 3» шутит о задержке даты выхода с помощью фальшивого сценария
Об авторе
Эстетика киберпанка
«“Бегущий по лезвию” изменил то, как мир выглядит, и то, как мы смотрим на него», — говорил писатель-фантаст Уильям Гибсон. Книги Гибсона, в частности «Нейромант», вышедший через год после «Бегущего по лезвию», считаются каноном киберпанка. Этот поджанр научной фантастики размышляет об упадке человеческой культуры на фоне технологического прогресса в будущем (по-другому его можно назвать «технологической антиутопией»).
Исследование моральных и философских проблем, связанных с компьютерами и искусственным интеллектом, можно обнаружить еще в научно-фантастической литературе 1960-1970-х годов, включая роман Филипа К. Дика 1968 года «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», на котором основан «Бегущий по лезвию». Новаторским же фильм стал из-за визуального стиля, атмосферы и мира киберпанка. Ридли Скотт и его невероятная команда построили футуристический Лос-Анджелес, который стал идеальным воплощением того, о чем фантасты писали в своих книгах.
Поскольку технологии с каждым годом играют все большую роль в нашей повседневной жизни, киберпанк проник во все аспекты популярной культуры. Находит он отражение и в кино, примешиваясь к самым разным жанрам: супергеройским фильмам («Темный рыцарь»), экшну («Матрица») и аниме («Призрак в доспехах»). И для всех именно «Бегущий по лезвию» остается краеугольным камнем с точки зрения визуального стиля. Кристофер Нолан, Вачовски и Мамору Осии, создатели перечисленных фильмов, охотно признают эту преемственность.
«Когда вы создаете фильм о людях и киборгах, у вас нет другого выбора, кроме как обратиться к «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта, потому что он заложил основы», — сказал Осии в интервью в 2004 году.
Что случилось с Декардом и Рэйчел после оригинала?
В конце фильма 1982 года Рик Декард сбежал с единственным в своем роде репликантом Рэйчел, отвергнув его пути Бегущего по лезвию. Некоторые версии фильма показали, что они счастливо уезжают за город, но канонический Final Cut оставил эту судьбу неоднозначной. Через Бегущий по лезвию 2049, мы медленно узнаем, что с ними случилось.
После того, как они убежали, на пару начали охотиться, как и предполагал Декард, и они оказались связаны с подпольной группой, в которую входили Сапер Мортон и одноглазая Фрейса. Это дало им потенциальную ссылку на Black Out, катастрофическое событие, когда восстание репликантов отключило технологии Земли на десять дней и стерло большинство компьютерных записей, удалив любые следы их искусственного происхождения.
До этого у пары был общий ребенок. Рэйчел умерла при родах и была похоронена под мертвым / искусственным деревом возле дома Саппера, но ребенок выжил благодаря бывшему медику. К этому моменту, однако, Декард уже была частью плана по обеспечению безопасности ребенка — сразу стало понятно, что само ее существование изменит все обсуждение прав репликантов (это чудо, о котором Саппер упоминает К. в начале), что делает ее серьезной целью — и прячется даже в пустынном Лас-Вегасе. после Блэкаута.
Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049
Окончательная версия (The Final Cut)
Хотя с Ридли Скоттом и консультировались при создании режиссерской версии, в 2007 году он выпустил The Final Cut. Работа над ней началась еще в середине 2000 года, но была приостановлена из-за юридических и финансовых разногласий между Скоттом и Warner Bros. В 2006 году Скотт все же возобновил процесс, над которым теперь имел неограниченный творческий контроль. Эта «окончательная» версия вобрала в себя все лучшее из предыдущих. Также был сделан ремастеринг изображения, добавлены спецэффекты и улучшен звук.
Основные отличия между театральной, режиссерской и окончательной версиями
Изменения, внесенные в фильм при работе над режиссерской версией, были сохранены, но Скотт добавил еще несколько элементов из других версий. Так, в The Final Cut вошли жесткие сцены из международной версии, а сцена сна с единорогом была расширена. Скотт даже отснял новые кадры для сцены гибели Зоры и записал дополнительные диалоги. Детальное сравнение этой версии и Director’s Cut — здесь. The Final Cut самим Ридли Скоттом считается окончательной версией «Бегущего по лезвию». А чтобы ее выпустить, понадобилось всего каких-то 25 лет.
До российского широкого проката The Final Cut добиралась еще дольше, но все-таки добралась: «Бегущий по лезвию» уже в кино.
По материалам screenrant.com, movie-censorship.com, imdb.com.
Узнаваемый Лос-Анджелес
О «Бегущем по лезвию» часто пишут, что, несмотря на показанное в нем гнетущее, эмоционально отстраненное будущее, фильм вызывает чувство ностальгии. Есть в нем некая меланхолия — и в сюжете, и в визуальном стиле. Во многом это связано с уникальным подходом художника-футуриста Сида Мида, который тесно сотрудничал со Скоттом и его командой в течение нескольких месяцев до начала производства.
«Я не претендую на то, чтобы “определять будущее”, — сказал Мид в интервью, посвященном влиянию его творчества. — Я лишь размышляю о том, почему все так, как есть сейчас, объединяю это осознание с тем, как все было, есть сейчас и может быть воплощено в жизни. Это и определяет облик «будущего». Мои сценарии — это причудливые гипотезы, рождающиеся на стыке осознания настоящего и предугадывания будущего».
Концепт-арт Сида Мида к «Бегущему по лезвию»
Идея технологий, меняющих облик мира, не нова для научной фантастики, но ранние наброски Мида и его работа с создателем визуальных эффектов Дугласом Трамбаллом и художником-постановщиком Лоуренсом Дж. Поллом спроектировали образ будущего на основе тогдашнего Лос-Анджелеса, его узнаваемой архитектуры, зданий и истории. Повсеместно копируемая эстетика «Бегущего по лезвию» сейчас описывается с помощью упрошенного термина «трэш-шик» — в том смысле, что артефакты настоящего станут рассыпающимся фасадом будущего, символом упадка города. Мы одновременно узнаем Лос-Анджелес и наблюдаем за тем, каким он может стать.
Рабочая версия (Workprint)
Титры в версии Workprint
Известно, что до выпуска фильма в прокат существовала так называемая рабочая версия. Именно над ней работал Скотт до внесения изменений со стороны студии. Эта версия была продемонстрирована тестовой аудитории в начале 1982 года и получила от нее негативную оценку. В рабочей версии, например, в самом начале дается энциклопедическое определение репликантов («синтетические люди из плоти и крови с парафизическими способностями») вместо титра с краткой предысторией событий. Продолжительность этой версии составляет 1 час 53 минуты. В 2007 году версия Workprint стала доступна зрителям как часть коллекционного издания 30th Anniversary Collector’s Edition на Blu-Ray.
Подробное сравнение с Director’s Cut можно найти здесь.
Режиссерская версия (The Director’s Cut)
Спустя целое десятилетие после выхода «Бегущего по лезвию» была выпущена «режиссерская версия» фильма. Дело в том, что в конце 1980-х был обнаружен 70-мм негатив рабочей версии и с разрешения Warner Bros. в мае 1990 года прошел его показ. Прошел успешно, поэтому студия запланировала еще серию показов, а в качестве рекламы утверждала, что эта версия — режиссерская. Ридли Скотт, узнав об этом, возмутился: он был недоволен монтажом, в версии отсутствовали ключевые сцены, а в финале звучала музыка вовсе не Вангелиса. На тот момент «Бегущий по лезвию» приобрел культовый статус, а зрительский интерес к повторным показам был запредельным. Все это убедило студию подготовить новую версию фильма к 10-летнему юбилею. Но отвечал за нее в итоге не Ридли Скотт, а Майкл Эрик, который как раз и обнаружил негатив. Пользуясь заметками Скотта, он собрал то, что станет известно как Director’s Cut.
В итоге данная версия значительно отличается от всех предыдущих. Во-первых, в ней вообще нет закадровой наррации. Во-вторых, добавлена ключевая сцена сна с единорогом, которой до этого тоже ни в одной версии не было. Эта сцена напрямую связана с финалом, когда Декард обнаруживает единорога-оригами, которого у его квартиры оставил Гафф, и указывает на то, что тот сон-видение — не что иное, как искусственно внедренное воспоминание. Значит, Декард все же репликант. Еще одним значительным изменением стало возвращение открытого финала: фильм заканчивается на сцене в лифте. Теперь последние его кадры — это закрывающиеся двери лифта, в котором уезжают в неизвестность Декард и Рэйчел.
Необычное и немотивированное освещение
Чтобы вписаться в такой неоновый мир, оператор Джордан Кроненвет обратился к необычным источникам света, которые до этого в кино не применялись. Ксеноновые лампы — в то время использовавшиеся в основном на больших судах — впервые стали главным источником освещения в крупном голливудском фильме. В дальнейшем они закрепились в качестве символа футуристической атмосферы в фильмах.
Такое странное освещение, создающее области света и тени, часто было немотивированным, то есть не имитировало реальные источники света. Световой дизайн Кроненвета отсылает к той области неизведанного, которая лежит за пределами кадра. Как будто контроль над светом находится в руках таинственных сил этого хаотичного мира. Операторская работа сама по себе передает киберпанковое ощущение того, как технологии ведут к упадку общества.