Святые о зле и грехе
Прав. Иоанн Кронштадтский
Почему Бог допустил падение человека, Своего любезного создания и венца всех тварей земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить его закону необходимости, подобно бездушным тварям — небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бессловесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнословца Божией благости, премудрости, творческого всемогущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, не было бы блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после трудов и подвигов земного странствования .
Свт. Кирилл Александрийский
«(человек) получив в удел себе изнурительный пост и скорби, был предан, как бы некоторой узде, болезням, злостраданиям и другим горестям жизни. За то, что не удержался благоразумно в свободной от трудов и печалей жизни, он предается злополучиям, дабы страданиями уврачевал в себе болезнь, постигшую его среди блаженства. … Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Поелику Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поелику преступник подпал сему наказанию, – то и устроят так, что самое наказание служит ко спасению. Ибо смерть разрушает эту животную нашу природу и, таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой — избавляет человека от болезней, освобождает человека от трудов, прекращает его скорби и заботы и оканчивает страдания телесные. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание» .
Понятие о зле вне учения Церкви
Вопрос о происхождении добра и зла всегда занимал мыслителей и породил множество ответов среди мыслителей разных толков.
Зло может определяться в философских категориях как противоположное добру, отрицание последнего. Идею о симметрии зла и добра во всем мироздании можно найти в Даосизме, Буддизме, Манихействе.
Философские построения иезуитов привели их к принципу возможности стремиться к добру дурными путями.
Вопрос о том, возможно ли, и каким способом, согласовать существование зла с целесообразным мировым порядком, с благостью и мудростью Божией получил название теодицея и породил целую сферу философских изысканий.
Происхождение зла
Падение людей
Люди не устояли перед возможностью соблазна и падения, но они пришли к соблазну не сами собой, а были в него введены искусителем – змеем. Церковь всегда разумела под змеем искусителем диавола, который принял образ змея, наиболее соответствующий характеру вкрадчивости, изворотливости и ядовитости искусителя. Для такого понимания есть слова Самого Господа о диаволе: «он был человекоубийца от начала» (), в Откровении Иоанна Богослова он назван «великим драконом и древним змием» (), а в книге Премудрости Соломона сказано: «завистью диавола вошла в мир смерть» (). Бытописатель так описывает грехопадение:
Змей был мудрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (-6).
Преступление прародителей состояло в том, что соблазненные змеем, они нарушили прямую заповедь Божию, не есть от запрещенного дерева (-17). Исполнение этой заповеди выражало и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение, и воздержание, — сумму простых и естественных добродетелей. Суть же грехопадения состояла в том, что прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божией, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, — к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению (), с уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний не сосредоточенных в воле Божией, т. е. с уклонением в похоть. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (-15). Ева, искушаемая диаволом, увидела в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она сама желает, по известным трем видам похоти (; ):
- «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи», т. е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном — похоть плоти, ослабление власти духа над телом, подчинение низшим, плотским желаниям.
- «И что оно приятно для глаз», т. е. жене показался более всех красивым плод запрещенный — похоть очес: ложные кумиры и привязанности, жадность и алчность мирская, страсть к наслаждению, зависть.
- «И вожделенно, потому что дает знание», т. е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулил ей искуситель – гордость житейская: самомнение, эгоизм, превозношение, презрение к другим людям, к слабейшим, любовь к себе, тщеславие.
Использованные материалы
-
Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, главы вступительные к отделу «О Боге — Спасителе мира»:
-
Слободской, Серафим, прот., Закон Божий, часть 3, «Беседа о грехопадении»:
- Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь.
- Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. Сойкина, репринт 1992 года.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- International Standard Bible Encyclopedia
Протопр. Михаил Помазанский говорит о наделении первозданных людей этими тремя качествами. Об ангелах он пишет как о имеющих «разум, волю, знание». О том что им присуща и любовь можно привести слова святителя Николая (Велимировича): «Кого любит Христос, того также и ангелы Его любят. Он любил детей, и приказал Своим ангелам быть их хранителями. … По этой причине ангелы любят и защищают детей.» См. St. Nikolai (Velimirovic), «Angels: Our Elder Brethren», An Offering of the writings of St. Nikolai Velimirovic. The Lord’s Prayer – A Devout Interpretation & Three Lessons of the Orthodox Faith, Safford, AZ: St. Paisius Orthodox Monastery, 2001, 83-84.
Цит. по Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, главы вступительные к отделу «О Боге — Спасителе мира»: 3. Грехопадение людей,
Свт. Кирилл Александрийский, «О вочеловечении Господа»