Сборы
По данным на 29 марта 2022 года, «Дюна: Часть1» собрала $400,6 млн, включая $108,3 млн в США и Канаде и $292,3 млн — в других странах. Издание «Deadline Hollywood» сообщило, что общие сборы в $300 млн «удовлетворят студию и создателей с точки зрения имиджа, даже если порог безубыточности намного выше».
Что касается российского проката то в 2021 году «Дюна» собрала более 1 миллиарда рублей, следует из данных Фонда кино, размещенных на сайте организации. Судя по многочисленным рецензиям и отзывам в интернете в России фильм понравился почти всем, и зрителям, и критикам. И те, кто посмотрел первую часть обязательно пойдут и на вторую. Да еще позовут с собой друзей и родных. А значит сборы от сиквела “Дюна 2” должны превысить прибыль от проката первой части.Фото: соцсети
Первоисточник
Роман Герберта – это объемное 700-страничное полотно. Даже поклонники отмечают сложность языка и обилие специфичных терминов и выдуманных слов. Это не простенькое чтиво перед сном, а произведение, требующее внимания и погружения.
Адекватно перенести такую махину на экран – сверхсложная задача. Именно поэтому «Дюна» Вильнева охватит только первую половину книги, и логического завершения у фильма не будет.
Вся картина окажется прологом к ее сиквелам (как минимум, к одному). С точки зрения подачи истории – это правильный подход. Но получится ли разогреть интерес настолько, чтобы зрители захотели увидеть продолжение? Время покажет. Вторая часть еще официально не запущена в работу, хотя режиссер говорил, что планирует делать дилогию.
Книга имеет обширную базу поклонников, но их не настолько много, чтобы только их силами обеспечить достаточный финансовый результат.
Белоруссия передает привет
Тема легализации пиратства в России обсуждается властями с марта 2022 г., но пока что дальше разговоров дело не идет. Это касается, как фильмов и сериалов, так и программного обеспечения компаний и студий, которые под тем или иным предлогом покинули Россию.
Белоруссия в этом плане ушла вперед – власти страны еще в начале 2023 г. приняли закон, разрешающий, не опасаясь преследования, пиратить софт и контент из недружественных государств.
Против принудительного лицензирования контента ушедших из страны компаний летом еще не так давно выступали легальные онлайн-кинотеатры. В августе 2022 г. в Думу на рассмотрение был внесен соответствующий законопроект, но из-за давления онлайн-кинотеатров и критики Минцифры он был возвращен автору – депутату Дмитрию Кузнецову. При этом обычные офлайновые кинотеатры поддержали инициативу – им возможность показывать иностранные фильмы без разрешения правообладателя несет прямую выгоду.
Поможет ли запрет
В январе такую схему предсеансового обслуживания жестко раскритиковала министр культуры Ольга Любимова. Она даже пригрозила кинотеатрам, применяющим такие фокусы наказанием вплоть до закрытия.
Однако для владельцев залов, уже нет разницы: что закрываться из-за банкротства, что по требованию властей.
Кинокритики уверенно заявляют, что запрет на показ голливудских фильмов без прокатного удостоверения даст возможность заработать отечественной киноиндустрии. Однако так считают далеко не все производители отечественных фильмов.
Одна из известных отечественных кинопродюссеров страны, объяснила почему запрет на голливудские фильмы не поможет заработать российским мастерам съемок художественных картин. Но, при этом, пожелала остаться анонимом. Поскольку боится впоследствии мести коллег за то, что она раскрыла все их подпольные приемы.
По мнению эксперта, у каждого производителя кинопродукции есть своя зрительская аудитория. К примеру люди, которые любят смотреть хоррор, они и дальше будут смотреть хоррор.Что касается блокбастеров, то тут максимально широкая аудитория и за нее идет жесткая конкуренция.
Какая схема
Интересно, что обе части «Дюны» выпускает студия Warner Bros., которая после начала боевых действий на Украине отказалась работать с российским рынком. И, как следствие, в марте 2022 года Warner Bros. приостановили прокат своих фильмов в России.
Но российские кинотеатры, как всегда нашли лазейку в законодательстве и стали продавать билеты через интернет, а сам фильм демонстрировать как предсеансовое обслуживание. На сайтах кинотеатров вы покупаете билет сами, в кассе кинотеатра вы это сделать не сможете, а только заранее. Средняя цена билета от 500 до 750 рублей. Как правило, сначала идет реклама, затем сам фильм, а потом какой-нибудь короткий российский мультфильм.
Точно так же в России показывали в прошлом году фильм «Оппенгеймер». Вы приходили в кинотеатр смотреть американский фильм, правда, под названием «Огненный дождь», «Три добрых дела» или «Дубак».Такой лазейкой пользуются и при прокате других нашумевших западных фильмов. В том числе и «Дюна: Часть вторая». Очевидно, что у кинотеатров нет другого выхода. Огромные финансовые потери в пандемию и последующий бойкот из-за СВО – приводит к массовому закрытию залов. Поэтому, чтобы пережить непростые времена, кинотеатры идут на разные хитрости.
Плохое принятие новой фантастики
«Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет»
Фантастические фильмы – это очень рискованная ниша в кинопроизводстве. Если вспомнить что-то громкое из высокобюджетной доковидной фантастики, то с большой долей вероятности она окажется провальной: «Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет» — сплошные убытки для студий.
Даже «Стартрек: Бесконечность» в 2016 году не смог внятно окупиться, а девятый эпизод «Звездных войн»,несмотря на всеобщий хейт, выехал только на огромной армии фанатов.
Но даже если бы всего описанного выше не было, то достаточно только одного фактора, который способен его погубить – пиратство.
Режиссер
Дени Вильнев
Дени Вильнев – отличный визуализатор, который умеет показать драму и вызвать чувства у зрителей. Но делает он это планомерно, последовательно, не торопясь. Кому-то такой подход нравится, но ровно стольким же людям приходится не по душе. Обласканное критиками «Прибытие» при бюджете в $47 млн оказалось выгодным и принесло чуть больше $200.
А вот «Бегущий по лезвию 2049» при бюджете в $150 млн собрал $260 млн, что считается провалом.
«Бегущий по лезвию 2049»
В фильме оказалось слишком много философии, смыслов и подтекстов, и слишком мало развлечения.
Джордж Миллер в похожем антиутопическом «Безумном Максе: Дорога ярости» сумел найти баланс между экшеном и историей. Вильнев в «Бегущем по лезвию 2049» — нет. В итоге он признавался, что не понимает причин кассовой неудачи и предполагал, что она произошла из-за того, что зрители не знакомы со вселенной. Наверняка он сделал какие-то выводы. Но судя по трейлерам «Дюны», нас ждет меланхоличное погружение в масштабный мир Арракиса, разбавленное редкими динамическими вставками. Такое сочетание может быть недостаточным для широких масс.
Не менее важное требование
Отказ от демонстрации посетителям запрещенного контента – это лишь одно из условий, которые власти предъявят претендующим на разблокировку пиратским онлайн-кинотеатрам. Второе, впрочем, тоже касается наполнения – на них не должно быть материалов, представленных в российских официальных веб-кинотеатрах.
И, что не менее важно, никакой ЛГБТ-пропаганды на пиратских сайтах тоже не должно быть – в противном случае блокировка отменена не будет. Условие, связанное с запретом дублирования контента легальных веб-кинотеатров в современных реалиях вполне выполнимо
В течение всего 2022 г. и первой половины 2023 г. западные киностудии одна за одной отбирали лицензии у таких сайтов на виртуальный прокат своей интеллектуальной собственности
Условие, связанное с запретом дублирования контента легальных веб-кинотеатров в современных реалиях вполне выполнимо. В течение всего 2022 г. и первой половины 2023 г. западные киностудии одна за одной отбирали лицензии у таких сайтов на виртуальный прокат своей интеллектуальной собственности.
Список таких студий довольно внушительный, и среди них есть как малоизвестные, так и те, о которых слышали если не все, то почти все. К последним следует отнести как минимум Walt Disney Pictures, Warner Bros. И Sony Pictures. Также после 24 февраля 2022 г. Россию покинули многие стриминговые сервисы, снимающие свой эксклюзивный контент, например, Netflix. Притом сделал он это спустя всего полтора года после официального выхода на российский рынок, с локализацией контента и тарифных планов.
Планируемого никто не ждет
Запрет на пиратское ПО и прочую интеллектуальную собственность, действующий в России, жителей страны в последнее время не смущает. Западные компании, особенно Microsoft, сделали все, чтобы россияне, привыкшие к их программам и готовые платить за лицензии на них, начали пользоваться пиратскими версиями. Одни компании принудительно запрещают россиянам легально пользоваться их продуктами, другие не могут принять оплату из-за ухода из России Visa и MasterCard. Результат – еще в конце весны 2022 г. россияне начали активно переходить на продукцию пиратов, и к осени того же года ситуация лишь усугубилась. К концу 2022 г. стали приблизительно понятны масштабы происходящего – как сообщал CNews, в России рекордно обрушились продажи ноутбуков с предустановленной Windows. Россиянам стало проще купить ноутбук без ОС и не переплачивать за операционку Microsoft, после чего скачать ее со всем известных сайтов и установить самостоятельно.
О чем фильм
По сути, первая “Дюна” Дени Вильнёва – это огромная двух-с-половиной-часовая экспозиция перед динамичной развязкой. Потому, что окончательное развитие сюжетных арок у основных героев начинается лишь во второй части. Согласно фантастическому сюжету, в войне между фременами и харконненами дом барона Владимира падёт, а все члены семьи антагонистов погибнут от рук Атрейдесов и их союзников. После этого Пол пойдёт на сделку с ослабевшим Императором и сделает Арракис новой столицей для всей Галактики.
В первой части герои узнавали правила мира, во второй — принимают эти правила. Пол Атрейдес проходит долгий путь от неуверенного юноши до мессии, причем его переживания выражаются не только в диалогах, но и в экшен-сценах. Все участники событий испытывают к протагонисту сложные чувства — от слепого восхищения до едва скрываемого ужаса.
Пиратство из-за одновременного выхода в кинотеатрах и на стриминге
Весь 2020 год кинотеатры практически не работали, потому что даты выхода фильмов постоянно сдвигались. Именно поэтому Warner Bros. приняла стратегическое решение в 2021 году выпускать свои проекты в один день в кинотеатрах и на стриминге HBO Max.
Таким образом решалось сразу две задачи: продвижение потокового сервиса и избавление от беспокойств из-за того, что премьеры придется переносить.
Подписчиков у стриминга и правда сильно прибавилось – с 40 млн на начало 2021 года до 67,5 млн к 1 сентября. Достаточно ли этого для того, чтобы хоть как-то покрывать расходы на производство фильмов? Неясно. Студия не раскрывает финансовых результатов.
Но совершенно очевидно, что потери тут присутствуют. Если фильм можно запустить практически на любом цифровом устройстве, значит, его можно записать и выложить в общий доступ. Убытки от попадания картины в сеть могут составлять десятки, а то и сотни миллионов долларов.
Блокировки останутся в прошлом
В России в обозримом будущем может быть отменена блокировка нескольких пиратских онлайн-кинотеатров, пишет РБК со ссылкой на представителей Минцифры. Ведомство сообщило, что такие планы действительно есть, однако владельцам пиратских ресурсов придется выполнить ряд условий, чтобы их исключили из «черного списка» Роскомнадзора.
Пока те или иные сайты находятся в реестре запрещенных ресурсов, зайти на них с российского IP-адреса невозможно – провайдеры блокируют такие подключения. Чтобы не отказывать себе в удовольствии посещать нужные сайты, россияне используют средства подмены IP-адреса – на конец июня 2023 г. в России не существовало закона запрещающего это.
Фото: FreePik
Не платить за контент — любимое развлечение россиян
Однако пользоваться подобными сервисами хотят или умеют не все. И если онлайн-кинотеатры хотят, чтобы их аудитория в России выросла через исключение из «черного списка» РКН, им потребуется провести чистку своего контента. Как сообщили изданию в Минцифры, размещенный на таких сайтах контент не должен содержать запрещенную в России информацию, в том числе экстремистские материалы.