«легенда о зелёном рыцаре»: испытания как квест

«легенда о зеленом рыцаре»: чем закончится, объяснение концовки | 2024

Концовка “Легенде о Зеленом рыцаре, объяснение

Быть или не быть, вот в чем вопрос? Яркий компаньон Гавейна, лисица, внезапно заговорил в последней части номера. Он предупредил Гавейна о предстоящей опасности и таким образом убедил его счастливо отвернуться с высоко поднятой головой. Морган использовала точную фразу, и, следовательно, можно резюмировать, что она поставила все приключение, чтобы поймать Артура и его рыцарей в ловушку. Но в конце концов Гавейн клюнул. Впереди была серия попыток оттолкнуть Гавейна, чтобы он вернулся и положил конец своей легенде так, как он считал нужным. Но Гавейн проявил мужество и пересек ручей, чтобы добраться до Зеленой Часовни, чтобы наконец встретиться с заклятым врагом.

Храбрость заключается в выборе, который человек делает. Гавейн отдал топор и стал ждать, пока Зеленый Рыцарь проснется. Наконец, он пришел в себя 26 декабря, на следующий день после Рождества, как и было обещано. Гавейн преклонил колени перед рыцарем, чтобы завершить свое согласие. Прежде чем Рыцарь успел нанести удар, Гавейн в страхе выбежал из часовни.

Далее последовало повествование о бесчестном рыцаре, который получил желаемое, но знал, что все это неправда. Гавейн сменил Артура и стал королем Камелота. Он предал Эсселя и женился на королеве. Короче говоря, Гавейн делал все позорное из жадности и страха. В конце концов, он потерял сына в битве, а нападение разрушило его королевство. Сидя на троне, Гавейн вытащил волшебный пояс. Он мгновенно обезглавил его и забрал жизнь. Он так сильно любил.

Но это еще не конец. Это был конец, который, как предполагал Гавейн, возможно, осуществится, если он позволит Зеленому рыцарю убить его своим волшебным поясом. Таким образом, он принял осознанное решение и вытащил его умирать с достоинством и честью. Рыцарь был впечатлён доблестью Гавейна и назвал его Храбрым рыцарем. Он сохранил жизнь Гавейну и приказал ему уйти с головой.

Эдипов путь

«Зелёного рыцаря» нельзя, да и невозможно истолковать только в одной плоскости. Путь сэра Гайвена (Дев Патель) это, в лучших традициях Джозефа Кэмпбелла, архетипический мономифный путь героя. Наиболее выпячиваемым прочтением истории есть отделение от матери и убийство отца. Фильм представляет матерь двояко. С одной стороны, перед нами непосредственно мать Гайвена и сестра короля Артура – леди Морган(-а). С другой – искушающая Леди, или лиса. Роль отца же играют король Артур, Лорд и сам Зелёный рыцарь. Мать всячески опекает Гавейна, и планирует его возведение на трон. Она, как и все ассоциируемые с ней персонажи, предлагают герою положиться на силу волшебства (читаем: на силу зелёного пояса) и отказаться от безумного желания умереть, сдержав слово.

Этот подход означает признание своей слабости, неспособности отплатить за взятое, определённая трусость и манипуляция, «анти-рыцарство». Именно этот путь и явлен в полноте почти в финальной сцене. Ему противопоставляется рыцарский, «маскулинный» путь

Король предлагает рассказать Гавейну свою историю (которой у него, пока нет), подталкивая его к действию, он даёт ему свой меч – Экскалибур (сложно представить себе более фаллический образ власти и избранности, правда?) и напоминает о важности сдержать своё слово. Лорд заботится о Гавейне, даёт ему кров, и дары, но также он бросает вызов ему задавая вопросы о сущности его путешествия и ценностях, которые им движут

Зелёный Рыцарь, лик которого на мгновения превращается в лица упоминаемых ранее персонажей, также требует от Гавейна верности своему слову, без торгов и объяснений. Но он и проявляет милость по отношению к готовому на смерть без условий, говоря: «Славно, мой храбрый рыцарь», одновременно подтверждая достижение зрелости/мужественности.

В отношениях с Гавейном все проявляют некие аспекты эротизма: от едва ли не намеков на инцест, до откровенного гомоэротизма). Да и в целом вся история переплетена с телесностью. Однако не следует прочитывать эти сцены буквально.

Главный вызов, который получает сир Гавейн – оставит ли он покровительство матери и возьмёт ли на себя ответственность за свои слова и дела? История Гавейна – это преодоление Эдипова комплекса, что довольно иронично, поскольку отца в истории нет. Эти образы, по всей вероятности, играют и с религиозным прочтением Эдипова комплекса в самых ницшеанских вариантах.

Модное Средневековье

Мода постоянно обращается к средневековым мотивам в одежде. Дизайнеры, с одной стороны, вдохновляются замысловатыми драпировками и декоративными деталями, которые подошли бы Ланнистерам из «Игры престолов». С другой стороны, туники, худи и леггинсы, постоянно присутствующие в современном гардеробе, не только являются наверное самым удобными предметами одежды. Простые кожаные ботинки, ремень и другие соответствующие аксессуары выводят их на следующий уровень.

Корсет из кольчуги The Art of Can Tabistry The Art of Can Tabistry

Одним из таких аксессуаров является кольчуга. В Интернете можно найти учебные пособия, как сделать кольчугу из колец от жестяных банок. Это настоящий апсайклинг, таком образом не только перерабатывается мусор, но и появляется уникальный предмет одежды.

Просмотров: 1 291

Сэр Кей


Сэр Кей проигрывает бой лесному безумцу — иллюстрация из книги Говарда Пайла

Кея вряд ли можно отнести к совсем уж малоизвестным рыцарям – он появляется едва ли не во всех произведениях о короле Артуре. Однако едва ли не во всех он является второстепенным, а то и третьестепенным героем. Или злодеем.

Сэр Кей — сводный брат Артура, его друг детства, верный соратник и один из первых рыцарей, принятых в сообщество Круглого Стола. Вот только характер у него был не очень.

В некоторых историях сэр Кей выступает комическим персонажем – хвастливый рыцарь, любящий разглагольствовать о своих достоинствах и чужих недостатках. Нарывающийся на драку, но недостаточно сильный и ловкий, так что он проигрывает почти каждое сражение, в котором участвует.

В других версиях Кей выступает отрицательным персонажем. Он издевается над молодыми рыцарями, не уважает кодекс чести, избивает дам и в целом нехороший человек. Когда юный Артур прошёл испытание Мерлина и вытащил меч из камня, такой же юный Кей позаимствовал его и объявил себя избранным королём. Обман быстро раскрылся, но Артур простил своего сводного брата и даже назначил его распорядителем двора.

Сэр Бедивер


Сэр Бедивер на иллюстрации Уолтера Крейна

Сэр Бедивер был на третьем месте в списке самых прекрасных мужчин в Камелоте — после Артура и Дриха, который более всего известен именно тем, что был вторым красавцем.

Бедивер играет важную роль во многих произведениях, посвящённых смерти Артура и уничтожению Круглого Стола в гражданской войне. Он один из немногих рыцарей, переживших сражение.

Как самый здоровый из оставшихся, он взялся выполнить последнюю просьбу Артура – вернуть Экскалибур Владычице Озера. С неохотой он выполнил это поручение и вернулся к Артуру, но застал только отчаливающую лодку, увозящую умирающего короля на остров Авалон. После этого Бедивер стал отшельником и остаток своих дней прожил в отдалении от общества.

Как и многие персонажи Артурианы, сэр Бедивер пришёл в неё из кельтских мифов. Так в повести «Килух и Олвен», которая является частью «Мабиногиона», он помогает заглавному герою завоевать руку и сердце красавицы Олвен, совершив ради того множество подвигов, и отбить её у великана Испададена (в котором некоторые исследователи видят прародителя славянского Вия).

О чём фильм

Начнём нашу рецензию с того, что посмотреть фильм «Зелёный рыцарь» можно на кинопортале Лордфильм. Разобравшись с вопросом «где», переходим к разбору о чём, собственно, фильм.

По содержанию сложно понять, где именно происходит основное действо, но учитывая, что сюжет затрагивает тему рыцарей Круглого стола, можно предположить, что это средневековая Великобритания. Или Норвегия, кому как нравится.


Дев Патель в главной роли сера Гавейна. Кадр из фильма.

Главного героя зовут сэр Гавейн. Он рыцарь по крови, ведь его мать приходится сестрой царствующему монарху. На рождественском обеде у короля собираются рыцари, дабы усладить слух правителя рассказами о своих подвигах. Естественно, и для того, чтобы похвастаться доблестью между собой.

Ранее король не слишком привечал племянника и не приглашал на подобные застолья. Поэтому именно Гавейну предлагается первым поведать о своей доблести, рассказав сказку о собственной жизни. Однако сказать нашему герою нечего. Он обычный горожанин, который проводит время в борделях, и вряд ли когда-то выбирался за пределы городской стены.

Как и полагается, на вызов первым откликается король, но тут же сетует на свою слабость и выражает надежду, что в его окружении найдётся смельчак, который примет бой. Неожиданно для всех, вызов принимает Гавейн.

Король даёт ему для поединка собственный меч, но Зелёный рыцарь не спешит бросаться в схватку. Наоборот, он покорно опускает оружие и подставляет шею под удар. Гавейн сносит чудовищу голову. Впрочем, того это нисколько не смущает. Обезглавленное тело поднимает голову, которая напоминает, что через год победителю нужно выполнить второе условие договора. После чего обезглавленный рыцарь уносится прочь со зловещим смехом.


Мифический древесный гигант Зеленый Рыцарь. Кадр из фильма.

В течение года Гавейн остаётся самым популярным человеком в Камелоте. О нём поют песни и слагают легенды. Однако подходит время платить по счетам, и нашего героя собирают в опасный путь к Зелёной Часовне, где его ждёт гарантированная смерть.

В пути наш герой, как и полагается странствующему рыцарю, встречает немало опасностей. Это разбойники, великаны, призраки и даже говорящие лисы. Однако пройдя сквозь все перипетии, он добирается до конечной цели своего квеста. Возвращает Зелёному Рыцарю его топор, полученный в качестве трофея, и подставляет свою шею под удар.

Гавейн очень боится смерти, поэтому на нём надет волшебный пояс, владелец которого не может умереть. Этот амулет подарила ему мать – колдунья Морган ле Фэй. Фактически монстр не может причинить вред нашему герою, но пока чудовище заносит топор, Гавейн словно просчитывает варианты дальнейшего развития реальности. Он видит, что будет, если он просто убежит, оставшись невредимым. Герой не желает для себя такой судьбы, поэтому снимает с себя пояс, сообщая, что готов.

Он снимает с себя пояс, сообщая, что готов. Однако древесное существо не опускает топор на его шею, он чиркает по горлу смельчака пальцем и приветствует славного рыцаря.

В чём скрытый смысл этого фильма? Попробуем ответить на этот вопрос и дать объяснение концовки.

https://youtube.com/watch?v=kFT3nKjc9Ss

В чем смысл фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре»

Приключение Гавейна в «Легенде о Зеленом Рыцаре» олицетворяет личностный рост: только преодолев испытания человек познает себя, совершенствует навыки и обретает силу духа и достоинство. Иллюзия со скелетом Гавейна и акцент на перекрестке на дороге – метафоры сомнений и необходимости принимать решения. Еще странствие героя можно рассматривать как метафору жизненного пути с его трудностями и принятием неизбежности смерти.

В «Легенде о Зеленом Рыцаре» затрагивается проблема экологии. Леди (Алисия Викандер) рассуждает, почему Зеленый рыцарь именно зеленый. На ее взгляд, этот цвет олицетворяет как жизнь, так и смерть – растения и гниль. Отсюда и пояс у Гавейна именно зеленый – спасает его от гибели и в то же время подразумевает душевное гниение. К тому же пояс пропитан семенем Гавейна – напоминание о грехе, слабости и искушении.

Свою мысль Леди подвела к тому, что человек считает себя центром вселенной, оттого порой так высокомерно относится к Земле. Противоречивая суть человека заключается в том, что он не может жить без растений и окружает себя плодами природы, однако при любой прихоти – построить замок, например, – рубит деревья и ровняет лес с землей.

Смысл концовки

В целом, концовка фильма «Легенда о зелёном рыцаре» не требует дополнительного объяснения. Финал здесь вполне понятен: Гавейн нашёл мужество исполнить условие договора, за что был удостоен звания «славного рыцаря». Однако общий смысл вовсе не в этом.

Нанеся любой удар, храбрец должен был понимать, что через оговорённое время получит аналогичный по силе ответ. Мифическое существо сложило оружие и склонило голову. Чтобы победить, Гавейну необязательно было наносить смертельный удар. Достаточно было лишь толкнуть монстра ногой, чтобы тот упал. Именно так наверняка поступил бы любой доблестный рыцарь, которому победа над безоружным и покорным врагом не принесёт никакой славы.

Однако Гавейн слаб духом и не уверен в себе. Он отлично понимает, что находится в кругу рыцарей только благодаря дяде. Поэтому чтобы самоутвердится, он сносит монстру голову. Да, возможно он осознаёт, что со временем за это придётся расплатиться жизнью, но это будет только через год, а слава нашему герою нужна уже сейчас.

Кадр из фильма.

Второй знаковый момент, который даёт объяснение фильму «Легенда о Зелёном рыцаре», – это встреча в замке с неизвестным лордом

Хозяин окружает гостя заботой и вниманием, называет лучшим другом, но при этом задаёт просто и провокационный вопрос: «Ты сделаешь это одно и сразу станешь достойным человеком?». Герой отвечает утвердительно. Отсюда следует, что даже дойдя до конца пути, он ещё не осознаёт истинного смысла игры

Да, он уже многое повидал, поэтому за следующим рождественским застольем он сможет удивить короля рассказом о своих приключениях. Однако он по-прежнему остаётся трусом. Именно это мешает ему стать настоящим героем

Отсюда следует, что даже дойдя до конца пути, он ещё не осознаёт истинного смысла игры. Да, он уже многое повидал, поэтому за следующим рождественским застольем он сможет удивить короля рассказом о своих приключениях. Однако он по-прежнему остаётся трусом. Именно это мешает ему стать настоящим героем.

Осознание приходит лишь в конце, когда Гавейн ожидает удара топора. Перед его внутренним взором приходит будущая жизнь. В ней он возвращается и проходит посвящение в рыцари, женится на Эссель, к которой не испытывает никаких чувств. Становится королём, и теряет сына, остаётся совершенно один, когда даже мать покидает его в трудную минуту.

Когда приходит осознание, он отваживается снять пояс-оберег, и сразу теряет голову, которую ему должны были отрубить много лет назад. Это ложная слава и фальшивая жизнь. Ведь никто не знает, что именно произошло в Часовне.

Кадр из фильма.

Выбрав этот путь, Гавейн сохраняет жизнь. И становится заложником заговорённого пояса, который придётся носить не снимая. При этом подданные знают, что он не исполнил условие, иначе не вернулся бы живым. И именно поэтому ему будут кричать в спину «самозванец». Сейчас или потом, но конец истории один: обезглавливание.

Именно этот момент осознаёт Гавейн, и выбирает другой путь. Он снимает пояс, решившись умереть с честью. Вот тогда о нём действительно будут слагать легенды, как о храбром и честном воине. Приняв правильное решение, он проходит квест, и становится победителем игры.

Как вам фильм?
Я под впечатлением, смотрится на одном дыхании. 49.22%

Просто сказка, фильм для отдыха. 18.13%

Зря потраченное время. 27.46%

Другое (напишу в комменатариях). 5.18%
Проголосовало: 193

Автор статьи Михаил Новожилов Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Отличная статья!8Нет…1

Что означает сцена после титров «Легенды о Зеленом Рыцаре» с девочкой в короне

В сцене после титров показали таинственную девочку – она надевает корону, которую носили Артур и Гавейн в видении возможного будущего. Никаких объяснений, что это за девочка, нет – нам предлагают самим подумать, кто она такая.

Возможно, перед нами дочь короля Артура – в разных источниках об артуровской мифологии упоминается, что у него была одна дочь, которую звали Арчфедд или Грега. Или это дочь самого Гавейна – в разных источниках пишут, что у него были сыновья, но в видении будущего показали дочь.

Если это будущая дочь Гавейна, то можно предположить, что это сцена после обезглавливания героя в видении – корона упала на пол, а девочка принялась с ней играть. Однако Гавейн все же принял удар Зеленого рыцаря, и это намекает, что герой выжил, вернулся в Камелот и стал королем. Гавейн не мог повторить свою судьбу из видения, ведь он больше не тот дерзкий глупец, каким был до путешествия к зеленой часовне. Возможно, у него не будет внебрачного ребенка от Эссель, и эта девочка – его первенец от другой женщины. А может, Гавейн отказался от короны ради Эссель или нашел возможность жениться на ней, не нарушая закон.

Расшифровка сюжета

«Легенда о Зелёном рыцаре» — это сказка, о чём, собственно, и сообщается в самом начале. А в любой сказке не только всегда побеждает добро, а присутствует смысл и определённая мораль.

Сэр Гавейн никакой не рыцарь. Он обычный человек, при этом слабый духом. Своим положением он обязан исключительно матери, которая вхожа в королевскую семью. С большой долей вероятности, наш герой так и продолжил бы своё бесславное существование, пьянствуя по трактирам, но мать парня категорически не устраивало такое положение вещей. Это можно легко понять, ведь каждая мать желает для своего сына лучшего.

Целый год наш герой купался в лучах мнимой славы, хотя, по сути, не совершил ничего великого. Зелёный рыцарь просто позволил себя убить. Более того, срок в год и один день тоже отведён не случайно. Предполагалось, что за это время герой сможет набраться храбрости, чтобы встретить смерть, как мужчина. Однако этого не произошло. Герой надирается в кабаках до беспамятства, и надеется, что ему не придётся исполнять вторую часть договора.


Кадр из фильма.

Однако ему напоминают об обязательствах и отправляют в путь. В дороге начинается квест. Гавейн только вначале путешествует с комфортом. Потом его коня, топор и снаряжение забирают разбойники. Впрочем, оставляя ему меч. Это вторая пасхалка, которая указывает на то, что происходящее является игрой. Теперь Гавейн голоден и бос, но ему всё равно нужно добраться до Зелёной Часовни.

В пути он выполняет своеобразные задания, которые помогут завершить игру. Например, вернув голову обезглавленной Винифриде, он возвращает топор. Оказавшись в замке лорда, получает обратно заговорённый пояс.

Коня, чтобы закончить путь, наш герой обнаруживает недалеко от часовни, когда, испугавшись удара топора, убегает прочь. Да, бегство было только в воображении героя, но можно предположить, что выполнив условия договора, он тоже вернёт своего коня, ждущего его возле часовни.

Таинственный замок

Столкнувшись с серьезными препятствиями на пути своего героя, Гавейн достиг изолированного замка, в котором жили Лорд, Эссель и Леди и Слепая Королева, одетая во все белое. Господь сообщил Гавейну, что Зеленая часовня находится не в замке, и что он может отдохнуть до Рождества и быть их гостем.

Замок бросил свою жуткость в Гавейна, который не смог расшифровать большую часть его. Пока Господа не было, дама пыталась соблазнить Гавейна. Он изо всех сил старался избежать супружеской измены. На вторую ночь Лорд попросил у Гавейна сделку. Лорд давал Гавейну все, что лес предлагал на охоте, а взамен Гавейн должен был отдать ему все, что он мог получить в замке.

В конце концов, тайна этого жуткого обмена была раскрыта. Леди вернула волшебный пояс Гавейну, и он в панике выбежал из замка. В лесу он встретил Господа, который напомнил Гавейну его обещание. Лорд подарил Гайваню волшебную лису (спутник Гавейна). Гавейн думал, что Лорд попросит у него пояс, его единственный щит против Зеленого рыцаря. Но вместо этого Лорд поцеловал Гавейна, что было символическим жестом, чтобы отнять поцелуй Гавейна от его жены.

Другой заметной загадкой в ​​замке была Слепая женщина, одетая в белое. Мать Гавэна, Морган ле Фэй, дала даме пояс, чтобы она могла защитить своего сына от любых физических повреждений. На протяжении всего путешествия Морган пристально следила за тем, чтобы защитить своего парня.

Странствие к истокам

Режиссер Дэвид Лоури впервые прочитал легенду, когда учился в колледже – на курсе английской литературе проводили лекцию об эпических поэмах в западном фольклоре. «Легенда о Зеленом Рыцаре» была последней в программе, после нескольких месяцев изучения «Илиады» и «Одиссеи». «История произвела на меня неизгладимое впечатление, – признается Лоури. – Мне понравился сюжет о юноше, который принимает столь необычный вызов. В голове не укладывалось, что кто-то может решиться вступить в игру, зная, что победитель расстанется с жизнью». 

Сюжет легенды не давал покоя режиссеру на протяжении двадцати лет. Его карьера тем временем шла в гору. В 2013 году он дебютировал в полном метре с фильмом «В бегах», а три года спустя снял ремейк фильма «Пит и его дракон» студии Disney и завораживающую, гипнотическую мелодраму «История призрака». 

В марте 2018 года у Лоури выдался перерыв в работе, и он смог взглянуть на средневековую легенду глазами более опытного человека. Вдохновлённый образами батальных сцен из фильма «Виллоу», классического фэнтези Рона Ховарда 1988 года, Лоури начал работать над сюжетом собственной приключенческой фэнтези. «Я тогда снова вспомнил про «Легенду о Зеленом Рыцаре» и почти непроизвольно решил адаптировать её, – вспоминает Лоури. – Я начал переписывать поэму, а параллельно прикидывал, как снимать ту или иную сцену. Через три недели сценарий был готов».

Сначала Лоури несколько раз перечитал легенду от начала до конца, учитывая встречающийся в тексте символизм. По большей части аналогии проводились с противостоянием христианства и язычества. При этом Лоури не терял надежды найти способ сделать историю XIV века актуальной и интересной для современного зрителя. «Ну как может история об обезглавливании быть понята современной аудитории? – недоумевал Лоури, работая над сценарием. – Принципы чести и рыцарства для наших зрителей давно не имеют такого значения, какое имели в средние века, даже несмотря на популярность «Игры престолов». 

Лоури изучал легенду с учёными самых различных степеней, вчитывался в литературные теории, эссе и критические очерки. «В этой истории невероятное множество трактовок и разночтений, особенно если вчитываться внимательно, – говорит режиссёр. – Я сомневаюсь, что автор, кем бы он ни был, мог себе представить, что через сотни лет его произведение породит столько идей и теорий». 

Особое внимание Лоури привлекла роль второстепенной героини Морганы Ле Фей, которая появляется лишь на последних страницах легенды. Однако в экранизации он решил отвести ей более внушительную роль

В легендах о короле Артуре Моргане отводится феминистическая роль, она противопоставляется доминирующим в фольклоре мужчинам. Она предстаёт в виде таинственной слепой женщины в замке лорда Бертилака. Может показаться, что она управляет событиями, но утверждать это с уверенностью невозможно. Вообще-то Моргана является тётей Гавейна, однако Лоури решил подправить родословную главного героя, сделав Ле Фей его матерью. Это лишь одно из многочисленных изменений и вариаций, которые он привнес в оригинальную историю, адаптируя легенду для современного зрителя.

«Мне не хотелось приводить чересчур очевидные аналогии, – объясняет Лоури. – Обитель короля Артура представляется мне христианством, а героиня, которую сыграла Сарита Чоудри (в фильме – мать Гавейна), – язычеством, поклоняющимся Земле. В начальной сцене фильма Артур произносит речь на религиозную тему, а когда Гавейн приезжает к Зелёной Часовне, замечает раскрошившийся крест. О том, какую роль природа играет в развитии сюжета, я предоставлю судить зрителю». 

Своей неоднозначностью фильм «Легенда о зеленом рыцаре» (2020) может соперничать с первоисточником XIV века. Однако в умелых руках Лоури события картины развиваются последовательно и закономерно. В финале фильма раскрывается одна из важнейших тем – несогласие мириться с судьбой, даже если она была предопределена самой природой.

Запоздалая мысль

В замке Господь задал вопрос: «Ты сделаешь это одно: ты вернешься домой другим человеком, достойным человеком? Просто так?» Трансформация персонажей — неотъемлемая часть кино или любого другого средства повествования. Персонаж претерпевает трансформацию во время путешествия, в котором он участвует.

Теперь конфликт приключения может быть как внешним, так и внутренним; таким образом, его знаменосца можно было изменить психологически или физически. В случае сэра Гавейна то, что он схватил, было честью, и ее можно было выиграть дома или на охоте, где угодно. Но путешествие — это всего лишь судно. Что важнее, так это мужчина/женщина внутри него.

Легенда

Оригинальная аллитерационная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» была написана на британских островах в XIV веке неизвестным автором. На протяжении сотен лет необычная, удивительная сказка о рыцарстве, магии, искушении, преображении и самопознании вдохновляла многочисленных читателей, учёных и художников. 

В поэме много аллегорий, символизма и загадочности, так что читатели могли рассматривать произведение по-разному. Легенда выгодно выделяется на фоне всех прочих сказаний о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола своей неоднозначностью и не теряющим актуальности морально-нравственным подтекстом, не говоря уже о мистических и таинственных подробностях.

При этом легенда о сэре Гавейне куда менее известна, чем другие сказания о короле Артуре, такие как истории о Ланселоте и Гвиневре, о волшебнике Мерлине и поисках Святого Грааля. Поэма была адаптирована для массового читателя Толкином и издана в 1925 году. Адаптацию радушно встретили читатели, что помогло легенде занять почетное место в фольклоре, определив тем самым ее кинематографический потенциал. 

«В сердце легенды о сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре скрыта невероятная, чарующая и необъяснимая тайна, – считает историк Джим Нэпп, преподаватель Университета Питтсбурга. – В этой истории в мельчайших деталях описывается Средневековье, вплоть до лошадей и доспехов, но нет никаких чётких обращений к читателю». 

Под покровом эксцентричности и неоднозначности легенды кроется метафорическое сравнение с битвой христианства с язычеством, попытки цивилизации, возглавляемой Артуром, побороть пережитки прошлого. 

«В основе сюжета скрыта дихотомия природы и прогресса, – считает фольклорист Пегги Нэпп, изучающая эту легенду в Университете Карнеги Меллон. – Камелот олицетворяет собой цивилизацию, а Зеленый Рыцарь – природу. Он появляется в Камелоте, и сэр Гавейн отсекает ему голову. Можно сказать, что это христианская легенда с моральной подоплекой, но также это и кельтская песнь о героях прошлого, которые живут в ладах с природой, о людях, которые привыкли поклоняться и боготворить природные явления». 

Автор легенды целенаправленно обостряет противостояние христианства и язычества. Неспроста гигантская таинственная фигура Зелёного Рыцаря появляется в Камелоте в клубах тумана именно в Рождество, бросая присутствующим ужасный, но непреодолимый вызов – он предлагает любому попытаться отрубить ему голову топором. Смельчак, который вызовется, в свою очередь, обязуется ровно через год явиться в Зеленую Часовню, чтобы Зелёный Рыцарь смог нанести свой ответный удар. 

Юный сэр Гавейн, желая заслужить себе репутацию героя при дворе короля Артура, принимает вызов. Теперь ему предстоит прождать целый год, чтобы совершить эпическое путешествие и выполнить свою часть сделки. В канун следующего Рождества Гавейн отправляется в путь, встречая по дороге необычных персонажей: некоторые – живые, другие – мертвые, третьи – жизнерадостные, четвертые притворяются теми, кем не являются, а иные – вообще не люди. Все они так или иначе помогут Гавейну разобраться в самом себе.

«Мне кажется, что в основе истории заложена концепция рыцарства, рассматриваемая через призму попыток молодого человека разобраться в самом себе, – говорит Дэвид Лоури. – Эта тема раскрывается в оригинальном тексте легенды, и именно она делает сюжет актуальным и по сей день. Гавейну предстоит удивительное путешествие к осознанию собственных жизненных принципов». 

Добравшись до замка лорда Бертилака, Гавейн сталкивается с новыми испытаниями. Он должен сохранить благочестие, игнорируя соблазн сблизиться с женой аристократа, перед тем как встретиться лицом к лицу с Зеленым Рыцарем в лесу.

«Главное действующее лицо легенды совершенно не похоже на современных героев, таких как, скажем, Джеймс Бонд, – утверждает Пегги Нэпп. – Этот юноша невосприимчив к различным соблазнам, но при этом, как многие современные молодые люди, хочет быть совершенным, стремится к совершенству и делает все, что от него зависит, чтобы добиться совершенства. Он жаждет того, чтобы в нем видели великого воина, поэтому в сражениях и на охоте он старается ни в чем не уступать знатным рыцарям». 

«Гавейн отправляется в опасное путешествие, о нем теперь говорят не только при дворе короля Артура, но и на улицах, – добавляет Джим Нэпп. – В дороге его ждёт много испытаний, которые сделают его по-настоящему сильным и покажут, достоин ли он носить свои доспехи».

Социум и счастье

С одной стороны, «Зеленый Рыцарь» представляет мир между Среневековьем и Ренессансом с его телесностью и карнавальной избыточностью форм. Он мог бы быть хорошей иллюстрацией к многим идеям Михаила Бахтина, в его осмыслении средневековой культуры и языка. С другой стороны, это комментарий на современный мир, с харрасментом и сексуальным насилием, проблемой иммиграции, социальным расслоением в обществе, бессмысленными войнами и экологическими кризисами.

При всем этом режиссер Дэвид Лоури зашивает сюда и критику ready-made жизни, в которой успех, семейное счастье выстраиваются по запланированному лекалу «успеха». Леди напоминает, как бы невзначай: «… и кожа, и кости, и добродетель» всё поглотит «зелёный». Зелёный цвет действительно описывает много качеств, одно из которых – зависть. Здесь фильм совсем не случайно цитирует «Отелло» Шекспира: «Jealousy is a green eyed monster». Главное, что движет Гавейном – зависть. Ему отчаянно нужна рыцарская история о себе любимом, а потому он немудро отсекает голову незнакомцу. Он желает быть близким королю, желает быть королём. Он желает «жены ближнего», и желает иметь славу без цены. Зелёный пояс Гавейна – зависть ко всем.

Каждый поступок протагониста делается ради общественного одобрения. Гавейн не ищет блага, а ищет статуса, причем по максимально выгодной цене. Он популист, манипулятор и коррупционер. Он не хочет платить цену ни за отрубленную голову, ни за любовь Эссель.

Но «Зеленый Рыцарь» предлагает и другой путь. Путь самоотречения как нахождения «нового себя». Это мысль, которую по-сократовски вопросительно продвигает Лорд в каминном разговоре о Зелёном Рыцаре. Счастье, возможно, более сложный фрукт, чем пафосные сказания о несделанных делах и славе.

Что в итоге?

«Зелёный рыцарь» наиболее близок по духу «Антихристу» Ларса фон Триера, а не к фэнтези об Артуриаде. Как и в фильмах Триера, у Лоури мы видим исследование самоуверенности западного человека, преодоление внутреннего хаоса (и лисы тоже не случайны), осмысление своих травм и самообманов. Подобно Триеру, Лоури играется с телесностью, религиозностью и создаёт почти полотно Тарковского (с юродивостью, заземлённостью, созерцательностью и духовностью).

Это однозначно амбициозный проект. И, кажется, Лоури хорошо проходит по грани между заявкой на великое достижение, визуальную красоту и монологе о проблемах культуры. «Зеленый Рыцарь» – не китч, но при этом и не пропаганда каких-либо трендовых перспектив. Он скорее приглашает к размышлению и пробуждает голод недосказанностями. Ведь зритель, как и сир Гавейн, должен прийти к главной мысли сам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: