Содержание фильма «Последняя дуэль»
Средневековая Франция, а именно 1386 год. Начинается какая-то дуэль и на экране загорается надпись «История Жана де Карружа».
Поводом для дуэли стало заявление жены де Карружа, Маргариты: она обвинила Ле Гри в том, что он ее изнасиловал, пока муж был в отсутствии. Ле Гри обвинение категорически отрицал.
Муж Маргариты Жан не пользуется расположением при дворе местного графа, а у Жака Ле Гри, напротив, весьма могущественные покровители, так что светские и церковные власти не спешат давать делу ход. И тогда Карруж требует суда поединком. По законам того времени победителя в судебном поединке определяет Господь: если Карруж прав, он победит. Но ежели он проиграет, то Маргариту обвинят в лжесвидетельстве и сожгут на костре…
Эта история повторяется трижды – сначала ее рассказывает Карруж, потом Ле Гри, а затем и Маргарита.
Каждая часть описывает примерно одни и те же события, но они отличаются мелкими деталями и показывают разницу в восприятии героев. В версии Карружа он сам предстаёт доблестным рыцарем и любящим мужем, против которого строит козни подлый соперник.
В версии Ле Гри — Карруж жадный и малообразованный хапуга, который со всеми ссорится и судится и не ценит, какое сокровище ему досталось в виде жены. А та якобы сразу проникается к образованному Ле Гри симпатией и бросает заинтересованные взгляды.
Наконец, в версии Маргариты Карруж показан жестоким и холодным человеком, которого интересуют только деньги, лошади и война. Он способен прервать свадьбу, чтобы обсудить с будущим тестем точный размер приданого. Но и Ле Гри в глазах Маргариты показан довольно неприятным и самоуверенным типом, который принимает вежливые улыбки за знак влюбленности и желания.
Три версии отличаются не только мелкими нюансами. Общие для всех основных участников события разбавляются сценами, призванными лучше раскрыть характер персонажей. Карруж воюет и судится за обещанные ему земли, Ле Гри обольщает женщин и решает проблемы сюзерена, а Маргарита пытается управлять семейным хозяйством в отсутствие постоянно куда-то уезжающего мужа. И лишь потом, когда зрителю показали всех троих героев, повествование возвращается к той самой дуэли, с подготовки к которой и начинается фильм.
Производство[править | править код]
О проекте было объявлено в июле 2015 года. Режиссёром должен был выступить Фрэнсис Лоуренс, а сценаристом Шон Грант, однако о дальнейшем развитии проекта не было объявлено, и права на экранизацию в конечном итоге были утрачены. Лишь в июле 2019 года было объявлено, что Ридли Скотт планирует снять фильм с Беном Аффлеком и Мэттом Деймоном, а также написать сценарий с Николь Холофсенер. Поскольку Walt Disney Studios владеет правами на фильм в результате слияния Disney и Fox, было неизвестно, будет ли компания производить фильм из-за его тематики, однако Deadline Hollywood написал, что «каждая студия в городе ждала своего часа», если Дисней продаст права. В сентябре Джоди Комер начала переговоры о съёмках в фильме. Её утвердят на роль в следующем месяце, когда Адам Драйвер вступит в переговоры о присоединении к фильму, после того как Аффлек решил сыграть роль второго плана. Драйвер был утверждён в ноябре, а Disney подтвердил, что будет распространять фильм, объявив дату выхода. Харриет Уолтер присоединилась к актёрскому составу в феврале 2020 года.
Съёмки начались 14 февраля 2020 года в Дордони, Франция и продолжились 12 марта 2020 года в средневековом замке Берзе-ле-Шатель (недалеко от Макона), Бургундия, Франция (со съёмочной группой от 300 человек, включая 100 статистов).
Съёмки должны были проходить в графстве Мит, Дублине, графстве Уиклоу и замке Кэхир (графство Типперэри), Ирландия, с 23 марта 2020 г. по 30 марта 2020 г. Однако 13 марта 2020 года Disney объявила, что студии пришлось отложить съёмки на неопределённый срок из-за опасений по поводу актёров и съёмочной группы в свете продолжающейся пандемии COVID-19, а также ограничений на поездки в Европу.
Схватка после Рождества
— Как именно рассказана эта история у Фруассара — он бесстрастно фиксирует происшедшее или красочно расписывает «забавы придворных», если главных персонажей вообще можно считать таковыми?
Интервью можно считать продолжением материала «Средневековье в кинематографе».
Фруассар — очень известный историк своего времени. Во многом потому, что не просто фиксировал события, но и превращал их, как мы бы сейчас сказали, в «художественную литературу». Фруассар — бытописатель, великий собиратель событий и слухов о событиях, рассказчик, поэтому метод его работы — отдельная проблема.
Диалог о правах женщин или конъюнктура?
Итак, мы подходим к самой главной части рецензии. Потому что если в первой половине фильма кажется, что тем и сюжетных линий много, то в конце они все сводятся лишь к одной, в центре которой гордо стоит сильная и независимая Маргарита де Карруж.
С одной стороны, ведение диалога о правах женщины очень благоприятно накладывается на фон патриархальной Франции, в которой женщина не может даже отстаивать своё достоинство в суде, в которой жена — это собственность мужа. Никто и никогда не будет отрицать, что мы как общество должны расти и развиваться в сторону всеобщего равенства.
С другой стороны, нельзя отделаться от ощущения, что режиссёр и сценаристы используют реальную историю для того, чтобы в очередной раз угодить движению #MeToo. Потому что кроме нескольких диких представлений о беременности того времени в ход идут вполне реальные формулировки, которые используются против современных активисток движения. Практически дословно — соответственно, осознанно.
Вот и получается, что, выйди «Последняя дуэль» на несколько лет раньше, то её посыл был бы сугубо гуманистическим и позволил бы нам в очередной раз вернуться к обсуждению проблем насилия над женщинами. Но фильм вышел сейчас и идеально вписался в вездесущую феминистическую конъюнктуру. Совпадение?
В этом плане смущают два момента. Первый, чисто художественный: зрителю напрямую говорят, что правдивая правда одного персонажа правдивее, чем неправдивая правда других персонажей, что нарушает правила всего остального фильма. Второй: почему из раза в раз мы ретроградно осуждаем прошлое, к которому применяем нормы морали настоящего, и забываем про пресловутый принцип историзма? Почему вместо этого американцы не обращают взгляд на то, что не работает в мире сегодняшнем?
Простите, увлеклась.
Актёрские работы фильма «Последняя дуэль»
Что хочется отметить в плане актёров? Во-первых, Адам Драйвер постепенно оттачивает своё мастерство и становится одним из лучших профессионалов Голливуда. Во-вторых, Джоди Комер удивительно удачно вписалась в сеттинг и отыгрывает свою героиню просто блестяще — похоже, что ей очень к лицу исторические роли.
Олдскульная пара «Мэтт Дэймон + Бен Аффлек» разливается мёдом по сердцу. Несмотря на то, что персонаж Аффлека гораздо больше экранного времени проводит с персонажем Драйвера, однако в тех сценах, в которых друзья всё же встречаются, от их замечательного взаимодействия невозможно оторваться.
Вообще Аффлек отрывается по полной, и это прекрасно сказывается на фильме. В этой суровой ленте он — настоящая отдушина для зрителя, как и молодой Карл VI в исполнении комедийно одарённого Алекса Лоутера.
Изнасилование, суд и дуэль
В начале 1386 года Жан де Карруж подал в суд на Жака Ле Гри. Он заявил, что 18 января того же года, пока он был в Париже, Ле Гри явился в его поместье, признался его жене Маргарите в любви и предлагал ей деньги. А когда та его отвергла, то вместе со своим слугой затащил ее в погреб и изнасиловал. Маргарита все подтверждала и дала показания.
Судьей по этому делу опять оказался граф Пьер Алансонский, который оправдал Ле Гри и даже заявил, что Маргарита мечтала отдаться богатому аристократу, поэтому и нафантазировала всю историю с изнасилованием. Де Карруж отправился к королю Карлу VI, но, понимая, что и там влияние Пьера Алансонского и Ле Гри слишком велико, предложил решить спор судебным поединком.
К тому времени судебные дуэли и другие формы «божьего суда» встречались во Франции достаточно редко. Против них с 1215 года выступала католическая церковь, а светские правители не хотели с ней спорить. Тем не менее, иногда короли и судьи давали такое разрешение, особенно, если решить дело опросом свидетелей не получалось.
В этом случае у суда было слово Маргариты против слова Ле Гри, опрос свидетелей, даже под пытками, однозначных результатов не дал. Пятнадцатого сентября 1386 года Парижский парламент признал, что не может установить истину, и разрешил поединок. Король мог бы запретить, но молодой Карл хотел развлечь себя зрелищем. Для де Карружа победа в поединке была единственным способом выиграть суд. Ле Гри мог отказаться от поединка и перенести разбирательство в церковный суд, но планировал не только унизить де Карружа, но и завладеть его имуществом в качестве компенсации за клевету.
Ставки были высокими для всех — в случае победы Ле Гри Маргариту должны были сжечь на костре за лжесвидетельство. Поединок назначили на 26 ноября, принять у себя дуэлянтов согласилось аббатство Сен-Мартен-де-Шам к северу от Парижа, в котором было свое поле для рыцарских поединков.
Судебный поединок между маршалом Вильгельмом фон Дорнсбергом и Теодором Хашенакером на винном рынке Аугсбурга (1409 г.) Меч Дорнсберга сломался в начале поединка, но ему удалось убить Хашенакера его собственным мечом. Их щиты хранились в церкви Святого Леонарда под Аугсбургом до 1542 года.
Wikimedia
Учитывая, что такие поединки случались редко, бой сразу стал главным событием для парижан и гостей столицы. Посмотреть, как Жан де Карруж и Жак Ле Гри будут убивать друг друга, собрались все видные аристократы страны. Король Карл VI не успевал вернуться в Париж из Фландрии к концу ноября, поэтому потребовал отложить бой на месяц, и в итоге дуэль состоялась только 29 декабря. За день до поединка у короля умер его малолетний сын, но даже это не помешало ему прийти насладиться зрелищем. У де Карружа и Маргариты тем временем тоже родился сын, чье будущее висело на волоске.
Перед поединком Жака Ле Гри посвятили в рыцари. Несмотря на свое богатство и влияние, он оставался сквайром и не мог сражаться с де Карружем, который стал рыцарем еще в Шотландии. Теперь статус участников был одинаковый и можно было начать поединок.
Оба рыцаря были вооружены длинными пиками, мечами, боевыми топорами и мизерикордиями. Бой начался на лошадях. Трижды рыцари били друг друга пиками — в щиты и шлемы, но не нанесли друг другу серьезных повреждений, на третий раз сломали копья. После этого начался бой на топорах. Ле Гри удалось перебить хребет коню де Карружа, но сам де Карруж быстро вскочил и вспорол коню Ле Гри брюхо.
Оставшись без лошадей, рыцари выхватили мечи. Ле Гри, пользуясь своим физическим преимуществом, начал теснить де Карружа и ранил его в бедро. Но на секунду замешкался, перед тем как нанести следующий удар. Опытному де Карружу этого было достаточно, он схватил Ле Гри за шлем и повалил на землю. Что было дальше — точно не известно. По версии Фруассара, де Карруж добил противника мечом. По более романтической версии, которая больше похожа на обросшие подробностями пересказы, меч не смог пробить тяжелый доспех, поэтому де Карруж достал кинжал, выбил им лицевую часть шлема Ле Гри и потребовал, чтобы тот признался в преступлении. Ле Гри ответил, что он невиновен, и тогда Карруж убил его ударом в шею.
Смысл фильма
Общий смысл фильма намного глубже. Объяснение можно найти благодаря великолепной задумке режиссёра, которая разыгрывает эту пьесу в трёх актах, от лица каждого из участников. В результате мнение о ключевых фигурах меняется.
Со стороны Карружа, это сага об отважном воине, которого предал друг и сюзерен. Он благородный воин, который добр к жене и подданным, и старается лишь добиться справедливости, рискуя при этом собственной жизнью
Для Ле Гри эта история представляется рыцарским романом, где главный герой пытается вкусить запретный плод. Он уверен, что Маргарита влюблена в него и просто не может уйти от мужа-невежды. Сам Ле Гри представляется утончённой и образованной натурой, который идеально подходит для Маргариты.
Кадр из фильма.
Сама Маргарита видит всё исключительно в сером цвете. Муж вовсе не благородный, и она ему нужна исключительно из-за приданного. Это наглядно показывает сцена в церкви, когда Карруж прямо во время венчания начинает разборки из-за земли.
Близость с Карружем больше похожа на изнасилование, поэтому даже харрасмент со стороны Ле Гри выглядит более утончённо. Кроме того, муж не рассказывает ей о последствиях суда, и Маргарита лишь в последний момент узнаёт, что её с вероятностью 50/50 могут сжечь заживо.
Коварный граф Пьер оказывается добродушным кутилой, которому вообще нет дела до Карружа, и больше заботят женщины и вино. Ле Гри пытается казаться благородным, но в реальности тоже не любит Маргариту, и лишь пытается удовлетворить похоть.
Именно в этих противоречиях и кроется скрытый смысл финала. У женщины нет права голоса, поэтому ей только и остаётся уповать на суд Божий. Однако на этом судилище решает вовсе не Бог, а умение владеть оружием.
Основано на исторических событиях
Фильм Ридли Скотта основывается на романе Эрика Джегера. Это профессор английского языка, критик и специалист по средневековой литературе. Джегер досконально изучил исторические источники, включая фундаментальный труд Жана Фруассара «Хроники», датированный 14-м веком.
В целом, фильм «Последняя дуэль» очень точно передаёт историческую канву события. Вкратце, речь идёт о конфликте двух дворян – Жана де Карружа и Жака Ле Гри. Первый относился к знатному роду, второй многого добился сам, и сумел приблизиться к графу Пьеру. Они вместе сражались во славу короля Франции, но потом, когда Ле Гри приблизился к сюзерену, между ними пробежала чёрная кошка.
Мэтт Дэймон в роли Жана де Карружа и Адам Драйвер в роли Жака Ле Гри. Кадр из фильма.
Жена Карружа Маргарита произвела на Ле Гри впечатление, и он решил её соблазнить. Однако женщина, видимо, отвергла настойчивые ухаживания, и произошёл классический харассмент – Жак просто изнасиловал супругу своего боевого товарища. По некоторым данным, насильник кинул своей жертве мешочек с золотыми монетами и посоветовал молчать, чтобы не навлекать позор на семью. Однако Маргарита деньги отвергла и сразу заявила, что обо всём расскажет мужу.
Взбешённый Карруж попробовал восстановить справедливость у графа Пьера, но не получив справедливого вердикта, отправился к королю. В целом, ситуация была довольно щекотливой. Учитывая, что о феминизме тогда ещё не слышали, женщина была кем-то вроде домашней утвари, и находилась в статусе имущества своего супруга. Поэтому насильнику в целом ничего не грозило – максимум штраф.
Однако Карруж сумел додавить суд, и отстаивая свои имущественные интересы, настоял на божьем суде. По результатам поединка победитель признавался невиновным, женщине за лжесвидетельство грозило сожжение на костре.
В источниках дуэль описывается довольно серо. Ле Гри произвели в рыцари, чтобы соперники находились в равном статусе. Сражался он пешим, и почти сразу сумел ранить Карружа. Однако рыцарь Жан был опытным бойцом, поэтому одержал победу. Любопытно, но в хрониках отмечается, что Карруж не убил Ле Гри – от смертельного удара того защитил доспех. Однако поверженного рыцаря всё равно повесили, подтвердив его виновность.
Кадр из фильма.
Относительно самого события мнения хронистов расходятся. В частности, есть мнение, что Маргарита просто оклеветала Ле Гри по наущению мужа, который завидовал своему возвысившемуся соратнику.
В любом случае, Карруж погиб спустя несколько лет в одной из битв. Судьба Маргариты историкам неизвестна. Есть версия, что женщина закончила свой земной путь в монастыре, не справившись с позором.
Любопытно, но эта смертельная дуэль между дворянами действительно оказалась последней – больше Парламент не давал разрешений на такие поединки. Автор книги верит Маргарите, и по его мнению, женщина точно знала, кто насильник, и на суде говорила чистую правду. Однако скептики склонны верить в происки Карружа. Из судебного дела исчезли некоторые документы и письма, которые могли свидетельствовать в пользу Ле Гри. Однако по этому поводу да сих пор не утихают споры историков.
Как версия повествования Жака обвиняет его в изнасиловании?
Жак часто считал, что никогда намеренно не обидел Жан в своей истории. Ону-ле-Фокон и форт Бельм были одарены, и он никогда не собирался предавать своего друга. Однако Жак стал марионеткой Пьера, чего он никогда не осознавал.
Пьер рассказал Жаку о Маргарите и пробудил в нем интерес. Он сказал Жаку, что Маргарита образованная женщина не заслуживает такого неграмотного дикаря, как Жан. Когда Жак впервые увидел Маргариту, он сразу влюбился в нее. Он начал преследовать Маргариту, как мерзавец, и просто искал возможности завязать разговор. После словесного спора между Жаком и сэром Жаном Жак решил преподать Жану урок и признаться в любви Маргарите.
Жак посетил неохраняемый замок со своим близким товарищем Адамом Лувелем и силой взял Маргариту. Он выразил свои чувства Маргарите. Однако, когда она отказалась принять его любовь, Жак в своем слепом безумии изнасиловал Маргариту. Он попросил Маргариту сохранить этот инцидент в секрете, иначе Джин убьет ее.
Даже когда Жак признался в своих грехах церковному священнику, он объяснил, что совершил прелюбодеяние под влиянием любви. На протяжении всего своего повествования Жак считал свое ужасное преступление актом любви. Он сказал Пьеру: «Конечно, она выразила обычный протест, но она дама». Возможно, для Жака было слишком рано понимать концепцию согласия.
Пьер поддержал Жака в его грехах и объяснил, что обычные умы не понимают сложности любви. Таким образом, перед королем Жак отрицал приобретение против него и решил доказать свою невиновность посредством дуэли.
Объяснение концовки «Последней дуэли» — Кто выиграл дуэль?
Маргарита родила сына, пока Жан готовился к последней дуэли с Жаком. Маргарита была вынуждена поддержать своего мужа в этой ожесточенной битве, потому что ее жизнь зависела от победы Джин. Может быть, ее план избавиться от Джин не сработал, как она ожидала.
29 декабря в Париже Жан и Жак в последний раз встретились лицом к лицу в присутствии короля и его королевской семьи. После напряженной битвы Жан победил Жака и заставил его признаться в своих преступлениях. Однако даже в конце концов Жак вину не признал. Он сказал Жану: «Карруж, изнасилования не было. Я не виновен в преступлении! «Его слова могут вызвать два восприятия. Либо Жак не считал свой жестокий поступок актом изнасилования, либо, может быть, Маргарита соблазнила его совершить преступление.
После дуэли Жан жестоко обращался с Маргаритой. Она назвала Жака красавцем, и признание Жака в смерти заставило Жана поверить, что его друг на самом деле говорит правду, а Жан подумала, что Маргарита устроила всю правду по причинам, которые знала только она. Но какой бы ни была причина, благодаря этой дуэли Жан восстановил свою честь и стал знаменитым воином Франции. А его соперника Жака, от которого он хотел избавиться по многим причинам, раздели догола и повесили на публике.
Однако конец Жака не был концом страданий Маргариты. Сцена в эпилоге подчеркнула тот факт, что Джин участвовала в войне Священного крестового похода и погибла в битве. Только после его смерти Маргарита провела благополучную и счастливую жизнь хозяйки поместья. Маргарита понимала блаженство независимой женщины и очень хорошо осознавала невзгоды, которые мужчины приносили в ее жизнь. Следовательно, после смерти Джин она больше никогда не выходила замуж. Маргарита не хотела ни Жана, ни Жака, но она хотела ребенка и мира.
Основана ли «Последняя дуэль» на реальных событиях?
Да, «Последняя дуэль» основана на реальных событиях. Трио сценаристов — Николь Холофсенер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон — адаптировало сценарий из книги Эрика Ягера 2004 года «Последний поединок: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Книга исследует правду, стоящую за судом над Карружем, путем сражения за победу над Ле Гри во многих измерениях с помощью существенных доказательств и опровержений.
Книга Эрика начинается с подробного отчета о событиях, которые привели к суду, и обсуждает хронологию стремления Карружа организовать дуэль, чтобы убить нападавшего на свою жену. Что касается исторических свидетельств, то в 1386 году Маргарита обвинила Ле Грис в изнасиловании ее в замке свекрови, когда ее муж был в отъезде. Когда произошел инцидент, Ле Грис и Карруж, бывшие друзья, были в серьезном напряжении, разгневав Карружа сверх всякой меры.
Карруж подошел к графу Пьеру, хозяину Ле Гриса, но был высмеян, поскольку граф отклонил его обвинения, сказав: «Маргарите, должно быть, это приснилось». Затем он подошел к парламенту и убедил их в серьезности своих обвинений, что привело к расследованию этого вопроса. Ле Грис предоставил свидетельские показания и алиби, чтобы доказать свою невиновность, но этого было недостаточно для того, чтобы расследование привело к окончательному завершению.
В отсутствие конкретных доказательств парламент санкционировал судебное разбирательство в форме боя между Карружом и Ле Гри. Последний был посвящен в рыцари, чтобы сравняться по статусу с участниками. Затем было объяснено суждение о дуэли: если Карруж выиграет, убив Ле Гриса, Маргарита будет снята с обвинений в ложных обвинениях, а если Ле Грис выиграет, она будет заживо сожжена на костре. Карруж вышел победителем, убив Ле Гриса, освободив Маргариту.
На пресс-конференции на Венецианском кинофестивале соавтор сценария Бен Аффлек объяснил основу написания фильма: «Это реальная история, о которой люди не знали. Это невероятная женщина из истории, которая является одним из первых известных людей, которые выступили против нападавшего на нее могущественного человека». Аффлек добавил: «Естественно, это казалось актуальным, а также невероятно захватывающим, и история, которая могла вызвать много катарсиса и сочувствия, и которая, как я надеялся, разовьет у зрителя чувство сострадания и, мы надеемся, идею о том, что мы можем посмотрите друг на друга по-другому».
Как и многие исторические свидетельства далекого прошлого, события, которые привели к поединку Карружа и Ле Гриса, также вызывают серьезные споры, при этом историки и летописцы оспаривают невиновность Ле Гриса. «Хроники Сен-Дени» Мишеля Пинтуана оспорили смерть Ле Гриса, заявив, что Ле Гри был невиновен, а настоящий нападавший сознался в преступлении, когда он был приговорен к смерти по другой причине. «История Карла VI» Жана Жювеналя де Урсена также поддерживает невиновность Ле Гриса, поскольку в рассказе говорится, что настоящий нападавший сознался в преступлении на смертном одре.
Важно отметить, что оба рассказа не подтверждены доказательствами и представляют собой споры XV века, которые без доказательств далеки от истины. Хотя такие отчеты не смогли рассеять дым вокруг правды, они могли навсегда закончить испытание боевой практикой
Споры относительно правды о нападении Ле Гриса даже после боя, возможно, заставили Парламент прекратить практику, сделав бой между Карружом и Ле Гри последней дуэлью во Франции.
Чем закончится фильм «Последняя дуэль»
Король Франции одобряет дуэль и назначает дату. Перед ней Карруж говорит жене, что он рискует своей жизнью ради нее, а Маргарита отвечает, что он рискует ее жизнью, в угоду своей гордине. Начинается дуэль, посмотреть которую собралась все знать во главе в королем и парижская чернь. Маргарита стоит прикованная и ждет решение своей судьбы.
Противники, облаченные в доспехи, сходятся верхом на лошадях. После нескольких жестких столкновений оба оказываются на земле и начинают драться на мечах. Карруж получает тяжелую рану ноги и может просто истечь кровью. Но все же, в этой мощно снятой битве, ему удается поразить и добить Ле Гри. С Маргариты снимают кандалы, Карруж садится на лошадь и забирает жену. Они едут через толпу, которая приветствует победителя…
FAQ
Почему суд не верит Маргарите?
Почему Маргариту приговорили к сожжению в случае победы Ле Гри?
Почему над телом Ле Гри публично надругались?
Ле Гри заслужил смерти и позора?
Конечно да.
55.27%
Нет. Он просто ошибся, неправильно оценил ситуацию, он не хотел оскорбить Маргариту и навредить ей.
9.96%
Маргарита, конечно, не заслужила такого обращения. Но и Ле Гри не был плохим человеком. Он действовал, исходя из стереотипов того времени. Он заслужил более мягкое наказание.
34.77%
Проголосовало: 512
Автор статьи
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.
Отличная статья!11Нет…2
Увидеть Париж — и выжить
— Насколько адекватный в картине Париж?
— Действительно для поединка был выделен в Париже участок на левом берегу, в районе Saint-Martin-des-Champs (Святого Мартина в полях). Но поля всё-таки не были буераками, которые показаны в фильме. Мост, заваленный грязью, по которому скачут всадники, чтобы попасть на Сите, думаю, всё же был мощен и, по идее, должен был быть застроен, как Понте Веккьо во Флоренции. Берег Сены, конечно, ещё не был набережной, но всё же к ней примыкал Латинский квартал, которым вовсе не пахнет, а среди снующего люда бродит крупный и мелкий скот.
— В Латинском квартале уже были в то время учебные заведения?
— Они не выглядели, как сегодня (хотя университеты из центра Парижа потихоньку отправляют на выселки из соображений рентабельности), но школы располагались там.
Маргарита в обрамлении Жака Ле Гриса
Жан женился на Маргарите по двум причинам: чтобы получить от нее приданое и королевского наследника. История Маргариты началась с того, что Жан позорно умолял об Ану-ле-Фокон перед королевскими гостями в церкви, которые присутствовали на свадьбе Маргариты. Сцена показала, что необразованный Жан ценил приданое больше, чем его образованная и элегантная жена Маргарита.
Каждую ночь Жан заставлял Маргариту забеременеть. Он был человеком, который не понимал ни слова о романтике или близости. В своем мужском эго он был готов обвинить Маргариту в том, что она не могла забеременеть. Как и все токсичные люди, даже Жан считал, что может быть не так с жестоким воином? Все эти мелкие детали были должным образом подчеркнуты в версии истины Маргариты.
Когда Жан отправился сражаться в битве за Шотландию, Маргарита взяла на себя ответственность за поместье и с достоинством управляла им. Ей нравилось следить за повседневными делами на ранчо, и кожа работающей женщины создавала вокруг нее чарующую ауру. Образованная Маргарита хотела быть чем-то большим, чем трофейная жена, которая должна была зачать наследника мужского пола. Она хотела работать и быть равной мужчинам. Но она знала, что все это счастье будет потеряно, когда Жан вернется.
Сюжет
Переходим к содержанию фильма «Последняя дуэль», который очень точно передаёт основную идею исторических событий. Картина начинается с того, что зрителю показывают подготовку к дуэли, которая состоялась в 1386 году.
Затем события переносятся на несколько лет до этого, когда де Карруж вместе с Ле Гри находятся на войне. Жан нарушает приказ защищать мост и бросает своих людей в атаку. В ходе сражения он спасает Ле Гри жизнь.
Кадр из фильма.
После войны ситуация меняется. Ле Гри оказывается приближен к графу Пьеру и по его распоряжению собирает подати с вассалов. У Карружа нет денег для уплаты ренты, и его бывший соратник договаривается с графом об отсрочке. Чтобы поправить финансовые дела, Карруж сочетается браком с Маргаритой де Тибувиль – дочери предателя, который получил милость короля. Брак взаимовыгодный – отступник получает в родственники носителя знатной фамилии, а дворянин помимо жены становится обладателем приданного.
Здесь возникает один нюанс. Самый богатый участок земли, который по договору должен стать частью наследства, отчуждён в пользу графа Пьера в счёт недоимок. После этого земля была пожалована Ле Гри. Карруж пытается отсудить землю и подаёт на графа иск, но король отклоняет это прошение.
Более того, Ле Гри получает звание капитана города, которое должно перейти к Карружу по праву наследства. В результате Жан оказывается не у дел, но по настоянию жены пытается наладить отношения со своим бывшим другом. Примирение удаётся, но Ле Гри положил глаз на Маргариту. Он уверен, что женщина влюблена в него, поэтому выждав удачный момент, когда женщина оказывается в поместье одна, он обманом проникает внутрь и насилует её. Маргарита рассказывает обо всём мужу, тот обращается в суд, требует дуэли и побеждает в поединке. Концовка известна.
В частности, со стороны Ле Гри истории выглядит иначе. Он ищет покровительства графа, чтобы компенсировать незнатность рода. Добивается в этом неплохих успехов. Всячески старается прикрыть своего друга от немилости графа.
Участок земли, из-за которого и начинается вражда, переходит к графу Пьеру, а потом Ле Гри по закону. При памятной встрече, когда он впервые видит Маргариту, дворянин замечает её улыбки и заинтересованный взгляд, поэтому, помучившись душевным томлением, он решается овладеть понравившейся ему женщиной.
В понимании Ле Гри, он не совершает насилия, уверен, что всё произошло по обоюдному согласию и что он прав. Даже перед смертельным ударом Карружа он твердит о своей невиновности.
Кадр из фильма.
Содержание фильма от лица Маргариты даёт объяснения вещам, которые ускользают от глаз мужчин. Женщина ощущает себя ненужной вещью, которая стала разменной монетой для отца. Она является частью имущества Карружа и несчастлива в браке. Она не заигрывает с Ле Гри, а просто пытается продемонстрировать супругу, что простой улыбкой можно вызвать расположение любого человека. Однако этот её жест неправильно истолкован, что и привело к насилию.
Пытаясь добиться правды и восстановить справедливость, Маргарита сталкивается с непониманием окружающих. В обществе такие истории принято замалчивать. Уже перед самым судом она узнаёт, что в случае проигрыша Карружа её сожгут заживо, но решает идти до конца. Она беременна, и в конце фильма «Последняя дуэль», зрители видят, что Маргарита сидит на фоне замка, любуясь подросшим ребёнком.
Манипуляция уязвимостью
— По поводу предательства: фоном идёт Столетняя война. А там люди могли переходить из одного лагеря в другой.
— Туда–сюда, конечно. Осуждение в адрес отца Маргариты высказано с определённой точки зрения. Пьер Алансонский, например, десять лет провёл в Англии заложником: это благородное служение родине, никому не приходило в голову подозревать его в проанглийских симпатиях. Однако война есть война. Коллаборационизм — проблема не только ХХ века. И всё действительно очень сложно из-за того, что Маргарита — дочь предателя, которого, как кто-то восклицает в фильме, надо было на самом деле казнить. И за ней этот шлейф тянется.
— И этим можно манипулировать.
— Конечно. Маргарита — вторая жена Карружа, от первой в живых осталась только дочь, а ему нужен наследник, это совершенно средневековая завязка истории. Карруж идёт к отцу потенциальной невесты и прямо при Маргарите обсуждает с ним, сколько земель дадут в приданое, торгуется, приценивается, приглядывается. Это несколько гротескно — в действительности, думаю, девушку следовало вывести из комнаты
Но режиссеру важно показать унижение девушки, которой торгуют, обсуждая её потенциальную плодовитость… Не рыцари, а медведи!