Главные герои[править]
- Главный герой произведения, Уинстон Смит, 39-тилетний мужчина, живёт в Океании, жители которой говорят на новоязе, языке по сути являющимся языком тоталитарного общества, состоящем из партийно-бюрократических слов: мыслепреступление, Министерство Правды, Министерство любви — Минилюб, благодум и так далее. Смит работает в Министерстве правды, главная цель его деятельности — переписывать историю, редактировать архивные документы, чтобы скрыть ложь, существующую в действительности. Внешне Уинстон проявляет лояльность и даже любовь к своей стране и Большому Брату, он состоит в партии, честно выполняет свою работу, но на самом деле в его душу закрадывается сомнение в правящей элите.
- Джулия — молодая женщина 26 лет. Внешне очень красива: карие глаза, роскошные каштановые волосы, тонкая талия. Работает в Художественном отделе Министерства правды. Влюблена в Уинстона Смита. Умеет искусно притворяться в своей любви и преданности Партии, но при этом не упускает возможности нарушать правила и законы, созданные партией.
Направление и жанр[править]
Роман написан в рамках литературного направления модернизм, цель которого — уход от классического романа в пользу поиска новых форм и нового стиля. Жанр данного произведения — роман-антиутопия. Признаки романа: действие происходит в течение длительного промежутка времени, при этом сюжет разворачивается на фоне значимых, масштабных событий, в повествование включено большое количество действующих лиц. Произведение погружает читателя в гипотетический будущий мир, где противопоставлены человек и тоталитарный строй общества.
Антиутопия — жанр, характеризующийся тремя основными тематическими фокусами, которые можно выделить и в романе «1984»:
- взаимодействие человека и враждебного ему общества, причём актуален вопрос: сможет ли человек оставаться «человеком» в обществе, где целое во много раз важнее единичного;
- противостояние человека и научно-технического прогресса: духовное, мыслящее, творческое начало человека и бездушное механическое мышление;
- человек и государство, стремящееся превратить личность в бездумный государственный винтик, лишённый права мыслить, рассуждать, хотеть и любить.
История создания[править]
Первая мысль о создании романа возникла у Оруэлла в 1943 году, об этом свидетельствует его письмо от 22 октября 1948 года к издателю Фреду Уорбургу. Также известно, что а мае 1944 года один из читателей газеты «Трибун» — Ноэль Виллмет — задал Оруэллу вопрос, считает ли тот возможным установление в Британии диктатуры и тоталитарного государства, и получил ответ, в котором содержатся задатки будущего романа «1984»:
Кроме этого, в записной книжке писателя есть запись, внесённая не позднее января 1944 года, она представляет собой план книги с названием «Последний человек в Европе». Этот план — композиционная схема и идейно-тематическое наполнение романа «1984», здесь мы находим Новояз, двойной стандарт мышления, двухминутки ненависти, ложную пропаганду. Политические партийные лозунги записаны в той форме, в какой читатель их видит в романе «1984»: «Война — это мир», «Незнание — сила». По плану, в книге должно быть две части, также обозначены тематически-сюжетные линии: одиночество героя, его отношения с женщиной. В конце мая 1947 года Оруэлл пишет Фреду Уорбургу, что в черновиках написал треть романа и планирует закончить его к октябрю этого же года, а к началу 1948 года представить уже готовую рукопись романа. Там же он обозначает жанр и формат книги:
Роман был издан 8 июня 1949 года в Лондоне тиражом 25 тысяч 500 экземпляров и 13 июня в Нью-Йорке. Роман сразу же был раскуплен, поэтому через год был переиздан в Англии и США. С тех пор роман неоднократно переиздавался, был переведён более чем на 60 языков мира, неоднократно экранизировался. Первые же рецензенты и критики назвали роман высшим достижением Д. Оруэлла и всей английской литературы в целом.
Оруэлл боролся со всеми попытками изменить что-либо в книге. Он наотрез отказался от предложения американского издательства Book-of-the-Month-Club напечатать текст без послесловия о новоязе и книги Голстейна, хотя это принесло бы ему около 40 тысяч фунтов от общей продажи книги.
Об авторе[править]
Оруэлл Джордж — это писательский псевдоним британского писателя и публициста Эрика Артура Блэра, родившегося в 1903 году в индийском городе Мотихари, где отец будущего писателя служил на государственной службе. Когда Эрику исполнился один год, он вместе с матерью и сестрой переехал в Англию, где впоследствии закончил престижную частную школу Итон. Писатель много путешествовал, работал полицейским в Бирме, в Европе перебивался случайными заработками. В 1933 году издал дебютную работу — автобиографическую повесть «Фунты лиха в Париже и Лондоне». Международную славу Оруэллу принесли психологические романы, но сделали его имя бессмертным два романа, ставшие одними из первых антиутопий XX века: «Скотный двор» и «1984». Исследователь творчества Джорджа Оруэлла Вячеслав Недошивин в книге «Неприступная душа» пишет о писателе:
Диана Ринго (Diana Ringo)
Возраст: 32
Диана Ринго (Diana Ringo). Родилась 8 марта 1992 года. Финский кинорежиссер, сценарист, композитор.
Диана Ринго родилась 8 марта 1992 года.
Отец — финский исследователь Рейо Мононен.
Мать — русская художница Елена Ринго.
Прадеды — изобретатель Йозеф Ринго и математик Сергей Никольский.
Диана выросла в Хельсинки. С раннего детства интересовалась музыкой. В пятилетнем возрасте пианист Дмитрий Соловьев обнаружил, что у Дианы абсолютный слух и она начала учиться игре на фортепиано. Соловьев стал ее первым учителем музыки.
Училась игре на фортепиано у таких известных пианистов, как Янне Мертанен и Ристо Лауриала.
Посещала мастер-классы голливудского композитора Лало Шифрина, режиссеров Пола Верховена и Дэвида Линча.
Дайана Ринго — пианистка с классическим образованием. Ее оригинальные композиции сочетают в себе классические и романтические влияния с современной электроникой и синтезаторами. Ее любимыми классическими композиторами являются Бах, Бетховен и Шопен. Среди композиторов, которые писали музыку к фильмам и произведения которых повлияли на Диану Ринго — Эннио Морриконе, Дмитрий Шостакович, Мишель Легран, Джорджио Мородер, Лало Шифрин.
Ее музыка к фильму Сэмпсона Юэна «Миллион любви во мне» получила награду за лучший оригинальный саундтрек на церемонии вручения наград LAFA Awards в 2020 году.
Является также визуальным художником. Её искусство использует живопись, цифровые технологии и имеют сюрреалистические влияния.
Учредитель и директор Пражского Фестиваля независимого кино.
Журналист и редактор Indie Cinema Magazine.
В 2021 году дебютировала как режиссер и сценарист с драмой-антиутопией «КАРАнтин», в которой главную роль исполнил Анатолий Белый. В центре истории — Феликс, который пишет дневник и более 20 лет не выходит из бункера. Его единственные спутники это призраки прошлого. Он пытается найти объяснение роковому ходу событий истории, которое погубило всю землю. Чувство вины не покидает его, так как он считает, что мог бы предотвратить апокалипсис и гибель близкого человека.
Фильм «КАРАнтин» вошел в шорт-лист «Золотого глобуса» 2022 года как лучшая иностранная работа. К фильму Диана Ринго написала 26 оригинальных треков. «Я считаю саундтрек душой фильма. Однако я также вижу, что в прошлые десятилетия кинематографисты не придавали должного значения музыке для фильмов, что я считаю прискорбным… Отличная музыка к фильму должна быть не только хорошей музыкой и интересной атмосферой, она также должна служить фильму и сюжету», — говорила Ринго.
В 2023 году режиссер представила ленту «1984» по мотивам знаменитого одноименного романа Джорджа Оруэлла о тоталитарном обществе, управляемом Большим Братом.
Рост Дианы Ринго: 178 сантиметров.
Личная жизнь Дианы Ринго:
В 2020 году Диана Ринго стала первой финкой, позировавшей для журнала Playboy Spain.
Фильмография Дианы Ринго:
2021 — КАРАнтин
2023 —
Режиссерские работы Дианы Ринго:
2021 — КАРАнтин
2023 — 1984
Сценарии Дианы Ринго:
2021 — КАРАнтин
Работы Дианы Ринго в кино как композитора:
2020 — Миллион любви во мне
2021 — КАРАнтин
Операторские работы Дианы Ринго:
2021 — КАРАнтин
последнее обновление информации: 12.12.2023
Конфликт[править]
В основе конфликта лежит противостояние человека и тоталитарного общества. Роман рассказывает о том, как в 1984 году после войн и различных кризисов образовалось три сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия — постоянно воюющие друг с другом. В романе Орулла доминантой восприятия общества как антиутопического является тоталитарный контроль партии и государства над личностью. Но не этот тоталитарный контроль делает невозможным существование иной социальной жизни, моральное, идеологическое оправдание всевластию партии заключается в том, что идёт война.
Интересно положение науки в Океании: жителей страны и общество в целом трудно назвать технологически развитым, рост научного знания с целью устранения социального неравенства искусственно притормаживается. Развиваются лишь те науки и отрасли производства, которые связаны с войной или слежкой за населением. Правящая элита Океании рассуждает о том, что развитие научно-технического прогресса рано или поздно может привести к повышению материального достатка всех жителей страны. А это, в свою очередь, создаст условия для того, чтобы все слои населения стали грамотными и научились самостоятельно мыслить, что, по мнению правителей Океании, недопустимо. Особое отношение в Океании и к искусству и просвещению, в частности книги приравниваются к таким потребительским товарам, как шнурки или повидло, все художественные тексты создаются механическим способом на особом калейдоскопе, так называемом версификаторе.
Ещё одна сфера, которая подвергается тоталитарному контролю, — это сексуальная сфера. В Океании установлено радикальное управление данной человеческой сферой:
Все это объясняется тем, что государственные деятели боятся не самой сексуальности, а любви, которая является угрозой сформированному социальному порядку. В сверхдержаве разорваны связи между родителями и детьми, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Когда люди начинают общаться, восстанавливают эти связи, то вместо механического удовлетворения потребностей может возникнуть чувство любви, которое заставляет людей думать, переживать друг за друга, а этого допустить нельзя:
Жители Океании, живя в полном тоталитарном контроле, несмотря ни на что свою страну, как им кажется, любят. Все пространство, окружение заполнено смыслами, правилами, так что у человека складывается иллюзия, что он сам мыслит и сам выбирает. Но в этом и есть главная катастрофа: человек теряет возможность быть политически и идеологически проницательным, уметь анализировать себя и окружающий мир.
Экранизация[править]
- Первая экранизация появилась через пять лет после выхода романа в 1954 году на ВВС.
- Майкл Андерсен в 1956 году снимает свою киноверсию. Это был период формирования интеллектуально-философского кино. Авторы сценария Ральф Гилберт Бэттисон и Вильям Темплтон при участии самого Оруэлла переработали роман в цельную драматургическую конструкцию. В фильме сыграли актёры: Эдмунд О’ Брайан в роли Уинстона Смита, осмелившегося нарушить запрет на любовь, Джан Стерлинг в роли его возлюбленной Джулии и Майкл Редгрейв в роли О’ Коннора — воплощения скучного бюрократического зла.
- В 1965 году вышла телевизионная версия, но она не имела успеха.
- В 1984 году вышла картина Майкла Редфорда. В главных ролях снимались Джон Хертон, Ричард Бартон и Сюзанна Гамильтон. Символ мира Оруэлла — Большого Брата — сыграл Боб Флэг. Картина была более жёсткой, чем ранняя экранизация.
- «1984» — фильм Дианы Ринго, снят в 2023 году. Фильм является первой русскоязычной экранизацией романа. Фильм стал доступен на платформе Amazon Prime начиная с 15 ноября 2023.
Ссылки[править]
- Фильм «1984» на русском языке. 1954 года
- Д. Оруэлл «1984» Аудиокнига. Читает Сергей Чонишвили
- 1984. Об антиутопии Джорджа Оруэлла и её экранизациях
Персонажи |
Уинстон Смит • Джулия • О’Брайен • Старший Брат • Эммануэль Голдстейн • Сайм • Парсонс • Амплфорт • Чаррингтон • Кэтрин • Товарищ Огилви |
---|---|
Государства |
Океания • Евразия • Остазия |
Организации |
Ангсоц • Полиция мыслей • Молодёжный антиполовой союз • Братство |
Классы |
Внутренняя партия • Внешняя партия • Пролы |
Вселенная «1984» |
Новояз • Двоемыслие • Телеэкран • Мыслепреступление • Двухминутка ненависти • Неделя ненависти |
Экранизации |
(1956) • (1984) • (2023) |
Телеверсии |
BBC Sunday Night Theatre: 1984 (1954) • Nineteen Eighty-Four (1965) |