Рецензия на спектакль Бунин, Электротеатр Станиславский Любовь по Бунину – самая сильная

Яснабаттл: не поединок, а диалог

Содержание

В Лондоне объявлен шорт-лист претендентов на Международную Букеровскую премиюФестиваль «Книжный сдвиг»Летний книжный фестиваль 2016 в КазаниБолее 350 мероприятий пройдут в Москве в рамках московской «Библионочи 2016″Future of the Word: старые слова в новом цифровом облаченииВсероссийский конкурс художественного переводаII Московский международный фестиваль современной литературыОт агностика до проповедника: религиозные искания Артура Конан Дойла«В поисках Бабеля»Редьярд Киплинг. Музыка в словах и слова в музыкеВ поисках утраченного сына – Кадзуо Исигуро, «Погребённый великан»Немного о жизни на МальтеЛитературная премия «Ясная Поляна» открыла новый сезонОрхан Памук даст публичное интервью в Москве«Ностальгия по тому, что не пережил»: дискуссия о романе «Школа для дураков» Саши СоколоваЭдгар Аллан По. Сила портрета«Книга Пыли»: Филип Пулман объявил о выходе новой трилогии в жанре фэнтезиОрхан Памук получил литературную премию «Ясная Поляна»Декаданс, сатанизм и ирония: творческий путь Ж.-К. Гюисманса«Магический кристалл» у Пушкина и Набокова«Петровы в гриппе» и магический реализм: есть ли что-то общее?Пошлость, сексизм, разврат? Пара слов в защиту женского романаЖюри премии «Ясная Поляна» огласило длинный список номинации «Иностранная литература» 2017 годаЯСНАБАТТЛ: премия «Ясная Поляна» и Электротеатр Станиславский открывают цикл литературных перформансовДжордж Мартин приезжает в Санкт-ПетербургЯснабаттл: не поединок, а диалог«Живые страницы» были отмечены премией «Лучшие социальные проекты России»Литературная премия «Ясная поляна» объявила длинный список номинации «Современная русская проза»На Красной площади пройдёт супер-финал конкурса «Живая классика»Все мы вышли из пушкинского «Лицея»На Красной площади определили победителей конкурса «Живая Классика»Блумсдей: день литературы, Ирландии и конца светаДублинская Одиссея«Улисс»: миф, роман и предмет поклоненияЛитературная премия «Ясная поляна» объявляет конкурс для читателейДжон ле Карре представляет: Вечер с Джорджем СмайлиПрототип Шерлока ХолмсаПоследняя литературная дуэльДве стороны Джона МилтонаАльфред де МюссеПервый русский литературный критикГлавный новогодний балет: день рождения «Щелкунчика»Пушкин и Мицкевич: история (не)дружбыПоэт одной элегии – Томас ГрейПоэзия и смертьДж. Д. Сэлинджер: кумир, затворник и дзен-буддистВзгляд из-за океана: Айзек Азимов о советской фантастике и социальном оптимизмеМастер интриги Уилки Коллинз«Красный граф» А. Н. ТолстойПедро Кальдерон: парадоксальный драматургВинни-Пух и все-все-всеКазнь ПугачёваИ целого мира малоЧужой среди своихРаблезианский вопросРаб или соперник?Историческая поэтика А. Н. ВеселовскогоЗапутанный роман, новый роман или вообще не роман? Вспоминая Алена Роб-ГрийеВопреки всем запретам: почему Виктор Гюго популярен третий век подряд?Змей Зарецкий: свой среди чужихВсматриваясь в мир глазами Марии Жудит де КарвальоАнна Радклиф, мать готического романаУрбано Таварес Родригес: Революция сердца против «суррогата счастья»«Многоуважаемый шкаф» по-кафкиански: особый взгляд на вещи Клариси Лиспектор

«Космические корабли на энергиях любви» – премьера Камерной сцены Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ, фантастический документальный спектакль

«Привет! Какая ты классная! Сыграешь у меня?

Сыграть это невозможно». С таких слов самого режиссёра начинается спектакль, с таких слов, очевидно, начиналась работа над «Космическими кораблями». Выпускник пятого набора Мастерской Индивидуальной Режиссуры Альберто Аль Космико оттолкнулся от текста Платона об anima mundi, большой мировой душе, едином космосе, в котором наши души – части целого. Вспомнил, как развил эту мысль неоплатоник Макробий, предположивший, что в человеческое тело души вселяются, проходя сквозь планетарные сферы и приобретая там свои качества: Сатурн – умозрительное начало – даёт способность рассуждать, Юпитер – способность действовать, Марс наделяет яростью и так далее. И предложил восемнадцати исполнительницам, среди которых есть представители самых разных профессий, не только актрисы, поговорить на публике о себе и сыграть то, что невозможно.

Документальные «задушевные» монологи структурированы по главам-планетам и инкрустированы мягкими пластическими этюдами. Пересказывать отдельные истории/воспоминания/рассуждения бессмысленно, потому что каждый спектакль не похож на предыдущий. Во-первых, потому, что на сцене всего девять артисток;

и тот спектакль, на котором сделаны иллюстрирующие эту заметку кадры, отличается по составу от того спектакля, который видел я. Во-вторых, все монологи звучат не как раз и навсегда заготовленный текст, но живыми, спонтанными словами, транслируемыми от души (и сердца) именно в эту минуту, следовательно, их абсолютное повторение невозможно. Лёгкость и грациозная лабильность – обаятельные составляющие проекта, открывающего новые грани документального театра.

Есть спектакли, созданные по технике verbatim – на основе дословно зафиксированных монологов, впоследствии присвоенных артистами; в них непринуждённая стихийная речь обретает драматургическую непреклонность; зыбкая капризная жизнь превращается в пьесу. Есть театр doc, приглашающий на свидание с зрителем реальных людей, в нём больше свободы и непредсказуемости, но, как правило, мало собственно театра – как визуального перформативного искусства.

Спецэффект – единственный, всего-то скромная видеопроекция, и говорю я о красоте человеческой – лиц, тел, движения, голосов, интонаций; правильный свет, предельная близость к зрителям – всё по красоте. Однако дистанция сохраняется, четвёртая стена прозрачна, но есть: Аль Космико бережно относится к частному пространству зрителей, не социальный эксперимент проводит, но создаёт произведение искусства.

Вызов, который принимают исполнительницы, велик; по мне, нет ничего сложнее, чем говорить на абстрактные темы, которые, следуя Платону и Макробию, задаёт режиссёр. Солнце – способность чувствовать и воображать, Венера – вожделеющее начало: что тут скажешь? Находят, что; получается не наивно, а захватывающе. И когда артистки берутся за заведомо риторические вопросы: зачем вообще всё – включая этот спектакль?

С другой стороны, чего мудрить? Аль Космико обратился к Платону, я вспомню Аристиппа, основоположника гедонизма, провозгласившего удовольствие высшим смыслом жизни. «Космические корабли на энергиях любви» – наслаждение и есть. Той же артистке, что мучает себя вопросом «зачем всё», принадлежит тирада о ненависти к лицемерию: «Имейте мужество сказать правду! Зачем слушать грёбаную лесть?!» Так вот, это не лесть. «Космические корабли» – любовь.

Фотографии Олимпии Орловой предоставлены пресс-службой театра
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: