Солнечная линия
Режиссер — Евгения Беркович Санкт-Петербург, Александринский театр 29.04, 20.05
Для желающих поржать | Для романтиков
Пьеса Ивана Вырыпаева о неких Барбаре и Вернере, которые прожили в браке семь лет и выясняют на кухне отношения, — практически психотерапия, на которую, конечно, стоит идти вдвоем. Сам Вырыпаев говорит, что хотел показать, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе Вырыпаева можно найти разные подсказки, подходящие, кажется, примерно всем — от банальной привычки перебивать друг друга до разного восприятия мира. «Я сейчас извинялся перед тобой». — «Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?!»
Орфические игры. Панк-макраме
Москва, Электротеатр Станиславский 15.05–20.05
Для интеллектуалов | Для людей
Самая загадочная премьера сезона. Про «Орфические игры» ничего определенного не говорят даже в театральных кругах. Известно лишь, что это второй новопроцессуальный проект Электротеатра на основе мифа об Орфее, текстов Жана Ануя и Жана Кокто. 12 спектаклей будут идти единым потоком все шесть дней, а участвуют в них, по словам худрука Электротеатра Бориса Юхананова, «люди-амфибии» — артисты, которые становятся авторами-режиссерами, режиссеры, которые играют, композиторы, которые разрабатывают драматическую структуру… «Людей-амфибий», кстати, около сотни.
Фотографии: BBC; Showtime; Hulu; National Geographic; Starz; Ира Полярная/Театр Наций; Света Мишина/Гоголь-центр; Головач А./Театр им. А. С. Пушкина; Анастасия Брюханова/ Александринский театр; Электротеатр Станиславский
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры (У. Шекспир)
Сложно не согласится с великим Шекспиром. Вся наша жизнь – игра, и это верно. И у каждого есть своя роль – роль в театре жизни. И даже когда нам кажется, что мы проживаем свою собственную, полную жизнь, это все равно значит, что мы играем роль. Просто кто-то нашел «свое», а кому-то предстоит идти по жизни в далеком, иногда трудном и неприятном образе. Тогда мы часто слышим слова о том, что человек проживает не свою жизнь. Кому-то удается менять роли, а кому-то предстоит по жизни идти в образе Пьеро, Гамлета или другого персонажа.
Что есть театр? Это вид искусства, это зрелище, в котором переплетается множество других видов искусств. В театре отображается действительность во всех ее проявлениях, демонстрируются конфликты, раскрываются характеры, трактуются и оцениваются те или иные действия. И главными носителями этого действа являются актеры – люди, примеряющие роли, несущие это искусство посредством создания сценических образов.
Как не назвать нашу жизнь театром? Мы все живем в союзе с искусствами, мы создаем творения, мы наслаждаемся ими. Театральные спектакли, по большей части, не выдумка – в них отображены действия из жизни конкретных людей. И, возможно, эти люди существовали когда-то, и кто-то их лично знал. А потом изложил эту жизнь в литературном произведении, а актеры сыграли спектакль по этому произведению. Получается, что мы все играем роли – нашу жизнь. Актерам театра остается лишь перенести эту жизнь на сцену, для всеобщего обозрения, чтобы о ней узнали не только наши друзья или близкие. Каждая жизнь – это история. Каждая история заслуживает быть рассказанной, чтобы не умереть с ее владельцем.
Вся наша жизнь – театр, и это правда. Кому-то досталась роль президента, кому-то продавца, кому-то мороженщика. Как и у актеров, у людей это либо призвание, либо повинность. Кто-то имеет смелость сказать жизни: «Нет, это не моя роль!». И уходит, примеряя образы в поиске своего единственного. Только режиссером-постановщиком спектакля выступает сама жизнь, или судьба, или небеса, как назовешь. И предлагает роли, которые мы называем выбором жизненного пути. И часто этих ролей очень много, как в театре. Ведь нельзя же актеру сыграть всего одну роль, правда?
Но есть среди них одна роль, самая запоминающаяся, самая важная. Причем, для самого актера это может быть, скажем, роль семьянина. А для зрителей, которых мы именуем обществом, покажется удачной роль хирурга, которую тот играет много лет. И тут и там доносится: «Браво! Вы спасли мне жизнь!» или «Олег Борисович – врач от Бога! Он – талант!». А дома маленькая дочурка, обнимая ручками отца, шепнет ему на ушко: «Папочка, ты самый лучший». А взрослый сын серьезно скажет: «Бать, спасибо за поддержку». И думает актер: «Жизнь удалась!».
В 2006 году в свет вышел фильм «Дьявол носит Prada» американского режиссера Дэвида Френкеля. Замечательная актриса Мерил Стрип сыграла одну из главных ролей – бизнес-леди Миранду Пристли, главного редактора модного журнала «Подиум». Миранда Пристли – жесткий и требовательный руководитель, ценящий преданность и профессионализм своих сотрудников. Он достигла большого успеха в своем деле, и не было ни одного человека в индустрии моды, кто бы не знал о ней. Но позже оказалось, что на семейном поприще у нее совсем не ладно – на носу четвертый развод, очередной отчим покидает ее двух дочерей. Оказывается, что совместить карьеру и личную жизнь ей не удалось – ни один муж не смог ужиться с женой, которая выше его по положению.
Этот фильм – наглядный пример того, как человек пытается совместить все роли, отведенные ему жизнью. На примере героини Миранды Пристли мы видим, что приоритетом в ее жизни стала роль бизнес-леди. Роль матери ей удалась тоже неплохо – ее дочери имели все, что им было необходимо, и она их очень любила. Разве что маму они видели нечасто. А вот роль жены ей не удалась. Возможно, просто не по плечу. А возможно, это просто не ее жизненное амплуа.
Мнение: Птица синяя летает
У птицы — театрального критика звонит телефон. Сахарный король, сладкая версия Элвиса Пресли, соблазняет конфетно-сладким миром. Мишка Тидель учит девочку Матильду справляться с рекой забвения.
В «Синей синей птице» Олега Глушкова от «Синей птицы» Метерлинка остались, кажется, только молоко и мед, да и то роль у них здесь другая. Героиня (не Митиль, а Матильда) должна принести их из лавки для своего заболевшего брата — вместо того чтобы отправиться в парк аттракционов. Конечно же, перспектива Матильду не радует, брат, как и положено в таком возрасте, раздражает, но когда оказывается, что нужно спасать его из Царства ночи, девочка демонстрирует сообразительность и силу.
Режиссеру Олегу Глушкову, композитору Сергею Боголюбскому («Синяя синяя птица» — мюзикл) и художникам Вадиму Воле и Ольге-Марии Тумаковой удается невозможное. Этот мюзикл круто смотреть на дневном спектакле, в окружении детей, которые фотографируются с проходящими в начале второго акта птицами — посетителями театра: вороной в платье в горошек и с блестящими серьгами, птицей-хипстером и птицей-критиком. Круто смотреть и вечером, улыбаясь тому, что у фигурок часов, ход которых ломает Матильда, — имена героев вырыпаевских «Пьяных». Собрав свою «Синюю синюю птицу» из культурных кодов, понятных детям (спектакль 6+), Глушков предложил темы для рефлексии и их родителям: игрушечная война с участием деревянных солдатиков — только из-за цвета формы; Матильда, пойманная птицей-коллекционером, которую привлекла ее инаковость; да и просто финальные признания про то, что для каждого из героев значит синяя птица. Матильду играют Муся Тотибадзе, известная песней про танцующего Виталика, Дарья Макарова и Сэсэг Хапсасова. Я видела последнюю: отлично поющая Сэсэг дирижировала залом, полным детей, так, что дух захватывало. А главное — хотелось отправиться за своей синей-синей птицей.
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
Влюбленный Шекспир
Режиссер — Евгений Писарев Москва, театр им. А. С. Пушкина 11.05–12.05
Для людей | Для романтиков
Несколько сезонов подряд в Москве шел спектакль «Одолжите тенора», посоветовать который было стопроцентной заявкой на успех. Спектакль не так давно сняли с репертуара, но автор той работы и худрук театра А. С. Пушкина Евгений Писарев приготовил очередную историю для всех, включая эстетов — «Влюбленный Шекспир» по оскароносному сценарию Тома Стоппарда станет первой постановкой этого текста в России. Кстати, возлюбленную Уилла Шекспира сыграет молодая звезда труппы, выпускница курса Писарева в Школе-студии МХАТ Таисия Вилкова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вся жизнь – театр, а люди в нем – актеры.
Уильям Шекспир
Уже много веков людей мучает вопрос: «А в чем же смысл жизни?» Знаете… у каждого он свой. Кто-то живет для других, кто-то — для себя. Кто-то видит его в детях, создании семьи, а кто-то живет мыслями о построении карьеры. Одни думают о будущем, а другие живут моментом. На этот вопрос до сих пор нет определенного ответа… Да и вряд ли когда-нибудь он будет.
Люди — странные существа. У всех свои ценности. А что если жить ради искусства? Ради культурного наследия своей страны? На эту мысль меня вдохновил чудесный фильм Анны Матисон «После тебя», а точнее его главный герой — Алексей Темников.
Будучи артистом балета, еще в юности он выступал на сцене Большого. Из-за травмы позвоночника, которую он получил во время одного из выступлений, ему пришлось закончить с карьерой танцора. Он открывает свою школу танцев, но мечта оставить после себя что-то ценное так и жила в его голове. Со временем травма смертельно обостряется, но Алексей выбирает смерть, оставаясь верным своей мечте, нежели быть инвалидом в коляске, у которого есть возможность творить, но нет шанса выступать на сцене. Алексей Темников погибает в танце.
А что если смысла нашего существования не существует? Что если вся жизнь — театр, а мы – актеры, которые поступают по заранее написанному сценарию? А если сценарий еще не написали? Вот ты хотел что-то сказать и забыл… Это автор передумал и стер строчку.
В таком случае главное — не перепутать роли. Что же это значит? Это значит, что человек должен жить в согласии со своим внутренним «я». В этом огромном мире нет границ! Нужно поступать так, как велит сердце, и ни в коем случае не жить по правилам, установленным другими людьми. Из-за этого человек начинает проживать не свою жизнь, чужую. Он чахнет и становится несчастным. В такие моменты нам помогают друзья и близкие. Эта помощь бесценна.
Какой бы путь вы не выбрали, какая бы роль не досталась вам, вас подержат, значит, так нужно. В этом, по моему мнению, и заключается вся суть высказывания, что театр – жизнь, человек – актер. Актер играет в театре, человек живет.
Но как бы то ни было, мы делаем себя сами, сами творим судьбу.
Посвящается тем, кто сбился с пути.
Тихонова София
Режиссер спектакля «Полковник-птица»: «Мы начали репетировать до того, как Антон Лапенко стал популярным»
Роман Дробот привез в петербургский ЛДМ постановку Электротеатра имени Станиславского
«Полковник-птица» – спектакль, поставленный по пьесе Христо Бойчева, которая была написана 1997 году на фоне военных конфликтов в Югославии. По сюжету действие происходят зимой на Балканах, в психиатрической клинике, бывшем монастыре Сорока святых мучениц, где проживают шесть душевнобольных, совершенно одни, брошенные на произвол судьбы, но неожиданно к ним прибывает доктор. О спектакле, в котором играют Антон Лапенко и Дмитрий Чеботарев, мы поговорили с режиссером Романом Дроботом.
– Расскажите, пожалуйста, как вы распределяли роли? В спектакле задействованы звезды: Антон Лапенко и Дмитрий Чеботарев, сколько лет они служат в Электротеатре? – Если я не ошибаюсь, Дмитрий с нами с момента своего выпуска, с 2010 года, то есть, получается, уже 11 лет, а Антон – 7 лет. Спектакль был создан до того, как на них обрушилась слава, звездность отдельных исполнителей – это побочный эффект профессии. Дело в том, что у нас вначале даже не было никакого плана, распределения ролей или цели поставить эту пьесу, мы просто собирались и читали то, что нам нравится, каждый выбирал себе персонажа, который у него откликается, так случилось, что они сами распределились. – Часто ли вы ездите на гастроли и где у вас было самое необычное выступление? – На гастроли мы ездим довольно часто, бываем в разных городах, но самые необычные спектакли получаются у вас в Питере, очень хороший тут зритель.
– Кстати, почему пьеса называется «Полковник-птица»? – Есть в пьесе реплика: «Полковник тоже может летать», а если он может летать, почему не улетит? Эти люди верят, что для них полковник – не просто начальник, это Мессия. Фраза «… только птица и человек могут летать. Птицы при помощи крыльев, а человек благодаря духу» отлично отражает название.
– Ощущение такое, что герои на самом деле не сумасшедшие, а просто слишком честные, искренние, опять-таки из-за отсутствия условностей, это люди без «обёртки». – Вы правы. На самом деле герои не сумасшедшие, в обычном понимании этого слова, понятно, что они не такие, как все, но мне кажется, тот, кто смотрит на них, зачастую более сумасшедший, чем они. Просто это люди с оголенной кожей, с оголенными нервами. Обычно мы прячем все внутри, а с них сняты условности традиционного уклада, они просто голые, поэтому могут показаться нам, людям защищенным, странными. К сожалению, мы не можем быть самими собой, все время мы смотрим на себя со стороны, а они этого лишились – самокритического отношения к себе. От чего оно появляется? От внешней среды, от внешнего давления – с детства нам все расставляют по полочкам, а у них вдруг это отняли. Любого человека поставь в эти условия, он через три дня станет точно такими же, как и герои.
– Актуальна ли пьеса в наши дни? – Когда мы ставили эту пьесу, мы не задумывались о ее современном звучании или политических перекличках. «Полковник-птица» – это про замкнутое герметическое пространство, в которое помещены люди, и им как-то нужно выжить, это своего рода психологический эксперимент. Но когда мы ставили пьесу, случилась война на Украине, на Донбассе – брошенные на произвол судьбы люди без воды, газа и электричества. Мы этот период пережили, и вот случилась пандемия, снова закупоренное пространство. Многие люди за время пандемии реально теряют почву под ногами.
– Ассоциируете ли вы себя с кем-то из героев пьесы? – Пожалуй, я ассоциирую себя с ними со всеми, они все будто говорят про меня. В спектакле есть одна очень важная реплика, которая откликается во мне: «Господь Бог забыл еще одну молитву… Блаженны сумасшедшие», потому что сумасшествие – это страдание, но оно, как и любое страдание, все-таки возвышает человека. Самое главное для меня здесь то, как герои умудрились остаться людьми в нечеловеческих условиях, потому что когда у людей выбивают почву из-под ног, они превращаются в зверей, теряют все нравственные принципы, а здесь – нет. Герои спаслись, потому что были вместе.