Снято в ссср: 30 отличных фильмов, о которых мало кто помнит

Снято в ссср: 30 отличных фильмов, о которых мало кто помнит 

Введение

Распространение кино в советском союзе в значительной степени способствовало культурному просвещению населения даже несмотря на то, что первые киноленты, которые вряд ли можно было на тот момент назвать «картинами», носили скорее развлекательный характер, в виде сцен с паровозом, мчащегося на зрителя или же трюковые сцены.

70-80-е годы можно считать расцветом кинематографа СССР. Именно этот период раскрыл множество талантливых актеров и режиссеров, в эти годы в стране было снято множество кинолент, которые уже без сомнения могли называться «кинокартина». Кино не было независимым и получало хорошую поддержку государства. В конце семидесятых Госкино старалось привлечь как можно больше горожан в кинотеатры – для этого режиссёрам давалось больше жанровой свободы и конечно же было увеличено финансирование. Это дало свои результаты – новое десятилетие началось с громких кинопремьер. Интерес зрителя возрос, потому что кино теперь могло отображать реальную действительность о тёмных сторонах человеческой натуры, нищенском быте и даже жестокости, а не носило статус «Кино для пропаганды как всё замечательно в советском союзе».

Главным событием 80-х в истории страны было начало перестройки, а в истории советского кино – V съезд Союза кинематографистов СССР, в центре внимания которого стал раскол между «революционерами» и «консерваторами.». В 1986 г. С. Бондарчук, С. Ростоцкий, Л. Кулиджанов и другие были обвинены в кумовстве, устаревших сюжетах, обилии худсоветов и в целом застойности, были лишены слова и вычеркнуты из состава Союза.

Основные идеи фильмов того времени: патриотизм, концепция справедливости и добра, честного отношения к труду, интернационализма и дружбы народов. Они категорично осуждали реакционные взгляды, социальные предрассудки, эгоизм и карьеризм.

Советское кино помогало воспитывать подраставшее поколение, делать их гражданами, угодными государству. Принимались меры для того, чтобы оградить молодёжь от иностранных кинолент.

Основные направления кинематографа 70-80-х годов

Основной тематикой фильмов того времени была Октябрьская революция и Гражданская война. Не смотря на общую тему, жанры были разные: триллеры, комедии, драмы. Появился даже собственный жанр в СССР – истерн – советская вариация вестерна, где Дикий Запад был заменён Средней Азией, а конфликт разворачивался не между ковбоем и индейцем, а между красными и басмачами. Инициатором «создания» этого жанра был Иосиф Сталин, который был настолько впечатлён фильмом Д. Форда «Потерянный патруль», что поручил снять ремейк. Так и появилась картина «Тринадцать» М. Ромма. Расцвет жанра, а если быть точнее, его особая популярность, пришёлся на 60-70-е годы, когда идеологическая составляющая отошла для зрителя на второй план и массы к экранам притягивала развлекательная составляющая. Такие фильмы, как: «Седьмая пуля», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Список может дополнить и «Белое солнце пустыни». Примечательно, что картина запускалась как боевик истерна, но в конечном итоге фильм вышел слишком сентиментальным, что может быть отняло у него зрелищность, за которой все шли в кинотеатры в то время, но сделало его невероятно пронзительным.

Только лишь в семидесятых годах советский кинематограф начал раскрывать женских персонажей, их судьбы и переживания, в то время как в русской литературе уже давно жили и переживали такие персонажи, как Анна Аркадьевна Каренина, Елена Андреевна Серебрякова, Авдотья Романовна Раскольникова и множество других женских образов, которые будили не только воображение читателя, но и мысль. Однако советский кинематограф долго боялся женщин и женского мира, до пятидесятых годов женские персонажи были весьма условными – водевильными, социальными, возрастными. Иногда появлялись женщины, метания душ которых заставляли петлять сюжет произведения, но как правило это встречалось лишь в экранизациях литературных произведений. В 60-е годы на экран прорвались современные советские девушки — яркие, порывистые, красивые, в белых платьях, в туфлях на гвоздиках и с бездной в глазах.9 А к 70-м гг. проявилась и устаканилась эта тенденция.

Ещё одно мощное течение кино семидесятых – исчезновение деления кинематографа на документальный и игровой

Это в очередной раз утвердило важность режиссёра-автора, проецирования его творческого видения. Если посмотреть на кинематограф 60-70-х годов, можно увидеть, что это авторские картины, где достаточно лишь знать имя создателя, чтобы уже получить некое представление о фильме

Попытку совместить два жанра воедино можно лицезреть в фильмах Тарковского, Хуциева, Муратовой и многих других. Иногда влияние французской «новой волны» можно проследить и более конкретно. Например, в «Июльском дожде» Марлена Хуциева присутствует сцена танца, напрямую цитирующая аналогичную сцену в «Банде аутсайдеров» Жан-Люка Годара.

Голливуд нового времени породил большую любовь к блокбастерам – масштабных, зрелищных и технологически сложных картин с внушительными бюджетами и еще более внушительными сборами. Желание советского союза показать способность снимать такое кино привело к появлению целого ряда отечественных блокбастеров 70-80-х годов. Особенно полюбились публике такие жанры, как приключения и фильмы-катастрофы. Самые яркие и оправдавшие надежды примеры — это «Экипаж» и «Пираты XX века». Обе картины, кстати, входят в десятку самых кассовых лент советского проката.

Парад планет

Жанр: драма, фантастика

Год: 1984

Режиссер: Вадим Абдрашитов

Актеры: Олег Борисов, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко

Шестеро человек отправляются на военную переподготовку. В это время происходит редкое астрономическое явление – парад планет. Это явление оказывает огромное влияние на всех героев.

Хороший односерийный фильм с глубоким философским смыслом. Герои знакомы друг с другом, но не виделись уже двадцать лет. Случай свел их вместе.

Они попали в город, населенный женщинами, встретили странного человека с лодкой и в итоге оказались в доме престарелых, где узнали себя в старости.

Финал… Шестеро мужчин сидят у костра, вспоминают молодость, любовь, дружбу. И вдруг им становится ясно, что все они словно из разных миров и вместе быть не могут.

Эта странная, но завораживающая картина, вероятно, понравится поклонникам фантасмагорий.

Нечистая сила

Жанр: трагикомедия, сатира, мистика

Год: 1989

Режиссер: Эрнест Ясан

Актеры: Павел Андреев, Римма Маркова, Роман Карцев, Ольга Кабо

Кадр из фильма.

Иван Денисов – сотрудник НИИ. Однажды он отправляется в лес вместе с сотрудниками на заготовку грибов. В лесу молодой человек встречает странную старуху, которая говорит, что она – Баба Яга, и предлагает исполнить любое желание. А желание у скромного юноши одно – деньги, и побольше.

Еще до распада СССР была подготовлена прекрасная база для приватизации. Духовные ценности быстро и беспощадно заменялись на культ денег и силы.

Иван (так и хочется добавить “родства непомнящий”) принимает встречу с Бабой Ягой за прикол. Но когда у него действительно появляются деньги, он вовлекается нечистой силой (в фильме она представлена тремя забавными, почти булгаковскими персонажами) в опасную игру.

Этот фильм относится к прекрасным, недооцененным малоизвестным фильмам СССР. Главная тема картины – духовное падение и моральное разложение главного героя: из наивного интеллигентного юноши он превращается в циника, который роет могилу собственной матери, олицетворяющей Родину… И все-таки, как и многие персонажи Достоевского, Иван относится к роду “блудных сынов”…

Случай из следственной практики

Жанр: криминал, детектив

Год: 1968

Режиссер: Леонид Агранович

Актеры: Любовь Стриженова, Алексей Ковалев, Нина Русланова

Кадр из фильма.

Этот фильм, известный немногим, рассказывает историю Макарцева – заключенного, отбывающего наказание за воровство. Неожиданно для всех он признается в совершенном убийстве.

Дело расследует следователь Сухарева, которая чем дальше, тем больше понимает, что оно очень странное. В итоге выясняется, что убийства не было. И зачем вся эта комедия Макарцеву?..

Эта картина отличается хаотичностью и – частично – сюрреалистичностью. Она заставляет задуматься об ответственности за свои поступки, даже если они были совершены давно.

Не болит голова у дятла

Жанр: драма, мелодрама

Год: 1974

Режиссер: Динара Асанова

Актеры: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Николай Гринько

Кадр из фильма.

В картине рассказывается о нескольких семиклассниках. Главный герой – мальчик по кличке Муха. Это последыш, брат успешного и талантливого спортсмена, кумира всей школы. Всю жизнь мальчишка живет в тени брата, и никто, даже родные, не принимают всерьез то, что ему нравится музыка, точнее, игра на барабане…

Этот фильм рассказывает о детях правдиво, без пафоса и “откровений”. Это кино о взрослении, о становлении личности, о непонимании в семье и об умении отстаивать свои принципы.

Сюжет не нов, но подачу материала можно назвать филигранной. Режиссер никого не обвиняет и не укоряет, и только один раз, в разговоре учителя с отцом семейства, задается важный жизненный вопрос.

Этот хороший фильм, который мало кто знает, наверняка понравится ценителям нетипичных юношеских драм.

Весенние перевертыши

Жанр: драма

Год: 1974

Режиссер: Григорий Аронов

Актеры: Роман Мадянов, Лариса Малеванная, Николай Пеньков, Лев Дуров

Кадр из фильма.

Тринадцатилетний Дюшка (прекрасная роль замечательного Романа Мадянова) учится жить во взрослом мире. Однажды он замечает, что одна из девочек класса похожа на Наталью Гончарову…

Поначалу ему кажется, что мир полон романтики, но вскоре ему приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью.

Этот хороший и, к сожалению, малоизвестный фильм рассказывает историю крушения надежд. Это фильм о человеке, который пережил безответную любовь и не встретил понимания ни у кого

Это фильм о бесконечности Вселенной, и о том, как важно не сломаться, когда идешь против всех. Картина снята по одноименной повести Владимира Тендрякова, самого “несоветского советского” писателя

Список используемой литературы

  1. Ахиезер, А. Россия: Критика исторического опыта / А. Ахиезер. – Т. 1. От прошлого к будущему. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.
  2. Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. / В. Головской. — М.: Материк, 2004. 390 с.
  3. Гумилев, Л. «Меня называют евразийцем…» / Л. Гумилев // Наш современник. – 1991. – № 1. – С. 141.Головской, 2004, 353
  4. Климов, Э. «Я сам выбрал свой удел…» / Э. Климов // Фомин В. Кино и власть. Советское кино: 1965–1985 годы : документы, свидетельства, размышления. – М.: Материк, 1996. – С. 186.
  5. Лотман, Ю., Успенский, Б. Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) / Ю. Лотман, Б. Успенский // Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. – Т. 3. – Таллинн, 1993. – С. 201.
  6. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана. / К. Разлогов. — М.: Эксмо, 2013. 687 с.
  7. Топоров, В. Московские люди ХVII века (К злобе дня) / В. Топоров // Philologia slavica. К 70-летию академика Н. И. Толстого. – М., 1993.
  8. Фомин, В. «На братских могилах не ставят крестов…» / В. Фомин // Искусство кино. – 1991. – № 8. – С. 26.
  9. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое / отв. ред. Н. М. Зоркая. / СПб. : Алетейя, 2001
  10. Шукшин, В. Собрание сочинений: в 9 т. / В. Шукшин. – Т. 8. – Барнаул, 2014. – С. 191.
  11. Шукшин, В. Я пришел дать вам волю / В. Шукшин // Шукшин В. Собрание сочинений : в 9 т., Т. 4. – Барнаул, 2014. – С. 133.
  12. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения, учебное пособие для студентов вузов
  • Советский кинематограф
  • Результативность работы интернет- СМИ
  • Интернет-СМИ и Глобализация
  • БАСТЕР КИТОН
  • ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА
  • Девальвация и ревальвация валюты
  • Творческий семинар по кинооператорскому мастерству
  • Новое переосмысление подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны
  • Граффити, как современная альтернативная форма современной рекламы
  • Графический дизайн и поп-арт 60-х годов. Энди Уорхол (Энди Уорхол и поп-арт)
  • Театр как феномен культуры
  • Открытия и потери. Творчество В. Хотиненко, А. Балабанова, В. Тодоровского, А. Рогожкина

Тайна железной двери

Жанр: фантастика, сказка

Год: 1971

Режиссер: Михаил Юзовский

Актеры: Андрей Харыбин, Сергей Евсюкин, Эвальдас Микалюнас

Кадр из фильма.

Однажды в руки мальчику Толику попал коробок чудесных спичек, которые исполняют желание. Обрадовавшись, он загадал кучу всяких желаний, типичных для ребенка 10-11 лет. Он был счастлив. Ровно до тех пор, пока не познакомился с Волшебником, который забрал его на таинственный остров, с которого нет пути…

Нет, этот фильм – не “Лост” времен СССР. Это сказка о том, как страшен мир капитализма. Несмотря на некоторую лубочность, картина достойна внимания – хотя книга Юрия Томина, по которой она снята, гораздо лучше. Кстати, здесь в эпизодической роли засветился поэт-пародист Александр Иванов.

Семья вурдалаков

Жанр: драма, мистика

Год: 1990

Режиссер: Игорь Шавлак

Актеры: Игорь Шавлак, Елена Караджова, Юрий Катин-Ярцев

Кадр из фильма.

Безымянный столичный журналист приезжает в унылую деревеньку за репортажем. Он поселяется в доме у семьи, в которой недавно умер старик по имени Яков. По мнению главы семьи, Петра, старика укусил вурдалак, и теперь он сам стал вурдалаком.

Этот камерный, известный немногим фильм некоторые называют советским ужастиком. Но это не совсем так.

Картина была снята по мотивам одноименной повести Алексея Константиновича Толстого (которая, к слову, пугает впечатлительного читателя даже сейчас) и адаптирована под реалии девяностых.

Удивительно, но режиссеру удалось совместить несовмещаемое – русский народный фольклор и “русреал”. Эта картина великолепна статичными пейзажами: река в тумане, плывущая по ней лодка… Истлевающее позднеосеннее небо, и заброшенная православная церковь на его фоне…

Черный коридор

Жанр: драма

Год: 1988

Режиссер: Вадим Дербенев

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Владимир Ильин

Кадр из фильма.

Этот малоизвестный шедевр времен СССР был снят по повести Тендрякова “Шестьдесят свечей”.

В день своего рождения школьный учитель Николай Иванович Ечевин получает письмо, в котором неизвестный угрожает убить его за совершенное некогда предательство.

Ечевин вспоминает, что в его жизни было два предательства. Сначала во времена революции он отрекся от своего учителя, а потом – предал свою первую любовь.

Картина рассказывает о том, как важно хоронить своих мертвецов. А еще она о раскаянии – пусть даже о запоздалом

Советский кинематограф в 80-х годах

Период восьмидесятых – самый плодотворный за всю историю советского кино. В это время появилось много новых имён, а разнообразие жанров и широкая тематика игровых и документальных фильмов позволили выйти советскому кинематографу на мировой уровень, а не только на экраны союзных республик.

В 80-е на экранах кинотеатров впервые появляются фильмы-катастрофы, производства СССР. Первооткрывателем такого полюбившегося для Западных жителей жанра стал ученик А. Тарковского – режиссёр К. Лопушанский. Именно он познакомил советского зрителя с этим жанром, сняв в 1986 году картину «Письма мёртвого человека». Фильм повествует о жизни после ядерной войны: кругом радиация, выжившие люди прячутся в убежищах. Монологи героев картины отсылают нас в историю человечества, а натуралистичность воссозданного в фильме мира заставляет задуматься о будущем нашей цивилизации.

Еще один фильм того периода, который можно и нужно отметить – «Агония» Э. Климова, картина, которую он снял в 1981 году. Кинолента была подвержена жёсткой цензуре и была запрещена к показу в СССР, однако в зарубежных странах прокатчики охотно её покупали для демонстрации. Предположительная причина запрета – экранизация сцены конца самодержавия и распада Российской империи, которая могла спровоцировать зрителей на проведение опасных аналогий. Помимо блестящей актёрской работы, интересная в фильме и манера съёмки – она наследовала «монтаж аттракционов».

Спустя 4 года, в 1985 году, Климов в тандеме с писателем А. Адамовичем сняли фильм «Иди и смотри», рассказывающий о трагедии в Хатыни. Что было ново в этом фильме для кинематографа того времени – открытая демонстрация сцен насилия (когда жители деревни заживо сгорели в сарае). По замыслу авторов, это должно было сократить историческую дистанцию и проникнуть в сознание зрителя.

Пополнила список запрещенных фильмов картина А. Михалкова-Кончаловского 1967 года «История Аси Клячиной». Снималась лента в селе Безводном, жители которого в прошлом испытали на себе все тяготы войны и тюрем – рассказали о своей судьбе. Эти монологи не противоречили замыслу режиссёра. В прокат СССР картина вышла лишь в 1988 году.

После своего опыта с цензурой Михалков-Кончаловский решает пересмотреть свою режиссёрскую манеру. В свете этих событий появляются такие картины как: «Дворянское гнездо» (по одноимённому роману И. Тургенева), «Сибириада», «Курочка Ряба». Последняя была снята в том же Безводном, будто бы продолжая замысел запрещенной в своё время «Аси Клячиной». Режиссёр даже успел поработать в Голливуде, где снял целый ряд коммерчески успешных картин.

А. Герман – ещё один талантливый художник того времени, чьи работы можно считать яркими и запоминающимися. «Проверка на дорогах» (1972 г.) – его первая картина, повествующая о человеке, который надел немецкую шинель и поплатился за это кровью, была подвержена цензуре и отправлена «на полку». Но это не остановило молодого режиссёра – он продолжает развивать военную тематику в своих работах. Таким образом на свет появляется лента «Двадцать дней без войны». Затем «Мой друг Иван Лапшин», а в конце девяностых в прокат выходит картина «Хрусталёв, машину!», которая экранизирует последние дни жизни Сталина. Это не просто документальное кино, оно снять в жесткой (а может даже жестокой) манере с большим количеством шокирующих фактов и подробностей. Во всех картинах А. Германа в точности воспроизводится атмосфера жизни того времени, но при этом это видение лишено явного публицистического начала и наследует гуманистические традиции русской литературы.

Дикая охота короля Стаха

Жанр: триллер, драма, детектив

Год: 1979

Режиссер: Валерий Рубинчик

Актеры: Борис Плотников, Елена Димитрова, Игорь Класс, Александр Харитонов

Кадр из фильма.

19 век, Польша. Молодой ученый-этнограф, Андрей Белорецкий, приезжает в старинное имение, чтобы подробнее узнать древнюю легенду о проклятии, которое повисло над ним.

Все жители поместья ведут себя странно, и главному герою кажется, что все они скрывают некую мрачную тайну. Он с интересом слушает истории о призрачной голубой даме, которая по ночам заглядывает в окна, о карлике, чей топот можно услышать по ночам, и о жуткой дикой охоте, которая сметает все на своем пути. Но кажется ему, что то, что происходит на самом деле – куда страшнее.

Это фантасмагоричный, гротескный фильм, наполненный символизмом и пропитанный внутренним напряжением. Эта картина является экранизацией одноименной повести Короткевича, в которой в аллегорической форме было рассказано о конфликте Беларуси и России. В фильме националистические углы сглажены, но лента все равно остается мрачно-романтичной и глубокой.

Зеркало для героя

Жанр: фантастика, драма

Год: 1987

Режиссер: Владимир Хотиненко

Актеры: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин

Этот фильм называют советским “Днем сурка”. Два человека неожиданно попадают в прошлое – на календаре значится 8 мая 1949 года. Они обустраиваются в новой жизни, как вдруг этот день повторяется – снова и снова. В течение многих дней они переживают один и тот же день. Они пытаются изменить прошлое, чтобы будущее стало лучше.

В этой картине четко переданы три образа – три поколения. Пространство, в котором они оказались – это гиперболизированная советская реальность. Что нужно изменить в ней? Или это уже нереально?.. Эта картина будет интересна поклонникам таких фильмов, как “Кин-дза-дза” и “Убить дракона”.

Заключение

Кинематограф СССР имеет разные направленности в 70-х и 80-х годах. Семидесятые – время пропагандистский фильмов, где основными темами являются «победа ленинских идей в международном масштабе» «достижения развитого социализма», «успехи партии в воспитании нового человека» и т.д., но не смотря на активное производство фильмов «на заказ», развивалось независимое киноискусство, которое противостояло партийно-государственным требованиям и идеологии «застойного времени».

В период бурного развития кинематографа в стране посещение кинотеатров было обычным видом досуга советских граждан. В 1940 году число зрителей было 883 млн. чел., в 1960 году – 3 млрд. 611 млн. и в 1972 году – 4,5 миллиарда. Объясняется это тем, что кинематограф, его идеи, подстраивался под духовные потребности зрителя. Популярности времяпровождения в кинотеатрах также способствовала низкая стоимость билетов. Утром было ходить дешевле (билет на сеанс обходился в 10 коп.), вечерние кинопоказы стоили советскому зрителю около 70 коп. Самым дорогим удовольствием был поход на двухсерийные широкоформатные кинофильмы – стоимость могла быть больше одного рубля.

В 1970 году в среднем на одного жителя СССР приходилось 19 посещений кинотеатров в год. При этом средний горожанин смотрел кино 21 раз в год, а житель сельской местности – 17 раз в год.

Несмотря на то, что в семидесятых в быт каждой семьи вошел телевизор – посещаемость кинотеатров не падала так значительно, как, например, на Западе. В 1982 году средний житель СССР ходил в кинотеатры 16 раз в год.

Тенденция кинофильмов восьмидесятых – потребность в показе правдивых реалий жизни. Но для правительства это значило не показ быта простого пролетариата, а показ идеологических принципов согласно теории марксизма. Ближе к концу 80-ы выходит «поколение дворников и сторожей». Тема выхода искусства из подполья и становления нового героя с особой силой демонстрируется в фильме С. Соловьёва «Асса», который имел большой успех в своё время. В эти годы в СССР произошел большой скачек в развитии киноиндустрии. Это время, которое подарило нам величайших актеров и кинорежиссеров. В эти годы в России было снято множество прекрасных кинокартин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: