Рецензия на спектакль «Улыбнись нам, Господи», театр им. Е.Вахтангова. Куда идем мы, вслед за кем?
История старого каменотеса Эфраима Дудака (Сергей Маковецкий/Владимир Симонов), который отправляется из местечка в Вильнюс, узнав, что его сын арестован за покушение на губернатора. Провожают его в дорогу все жители местечка во главе с седым рабби Авиэзером (Алексей Кузнецов/Евгений Федоров) и его страдающей от одиночества дочкой Нехамой (Оксана Суркова), обещающей Эфраиму присмотреть за его козой (Юлия Рутберг).
Компанию ему составляют водовоз Шмуле-Сендер Лазарек (Евгений Князев/Алексей Гуськов) и разорившийся после пожара бакалейщик Авнер Розенталь (Виктор Сухоруков). Они долго и с приключениями едут на старенькой лошадке, главной ценности и любимице старого водовоза, на которую будут нападать волки, которую уведет конокрад Йоселе-цыган (Владислав Гандрабура/Виталийс Семеновс), за кормом для которой отправится на хутор растерянный Авнер Розенталь: «Я никогда не просил милостыню в виде овса».
Роль лошадки и повозки на сцене исполняют многочисленные шкафчики, тумбочки, стулья, чемоданы и прочая домашняя обстановка и утварь. Это и есть основные декорации и реквизит, создающие трагические и тягостные ощущения у зрителя, вид нищих стариков, с любовью и трепетом берегущих уже совсем негодные вещи. Вот Авнер Розенталь начинает доставать из своей котомки чудом уцелевшие в пожаре баночки, старую кофемолку и прочую для нас ничего не значащую мелочь, или Шмуле-Сендер просит поменяться обувью, потому что он всю жизнь мечтал о таких ботинках, или Эфраим приходит на могилы своих жен, но сладкий леденец у него только один, а жен было три.
Все эти, на наш взгляд, ничего не значащие мелочи, ненужный хлам, давно пришедшие в негодность вещи и составляют атмосферу спектакля. Контрастирующие со всем этим огромные двери – и дом Эфраима, заколоченный перед отъездом, и ворота иерусалимской стены и сияющие врата рая, в которые шагнет Авнер – что-то иное, какая-то другая, значимая жизнь.
В дороге будет много историй, мудростей, афоризмов, встреч и прощаний. Но суть одна – путь. Путь во всех смыслах, в сиюминутном и в глобальном.
Едут и едут наши герои, сопровождаемые то щемяще-печальной, то звеняще-резкой музыкой Фаустаса Латенаса.
Путь их трудный, горький и растерянный, как и они сами. Железная воля и упрямая цель есть только у Палестинца (Павел Попов/Григорий Антипенко), который тоже в какой-то момент прибивается к этой маленькой компании. Вот он все решил без сомнений и бросил без сожалений. Его цель и мечта – Иерусалим и новая прекрасная жизнь, в которую он зовет всех, но никто не откликается на его призыв: ни родные, ни близкие, ни случайные попутчики.
Спектакль серьезный, тяжелый и мрачный. В нем, конечно, есть место улыбке, в основном благодаря Виктору Добронравову, великолепно исполняющему роль Хлойне-Генеха, странного, смешного и трогательного человечка, повстречавшегося на пути главных героев. Сцены с ним – своего рода передышка, глоток воздуха для задыхающегося от жалости зрителя.
И как бы ни был трагичен образ Авнера Розенталя, Виктор Сухоруков все равно заставит вас улыбнуться, в этом, наверное, и заключается его дар, что бы он ни играл, всегда будет надежда и радость. И пусть его герой умирает, вы все равно поверите, что там, за порогом, все будет так, как он мечтал, он будет раскачиваться на ветру стройным ясенем и покрывать тенью свою новенькую бакалейную лавку.
В финале наши герои все-таки добрались до Вильнюса. Но что будет с ними дальше, ведь у ворот города их останавливает толпа «дезинфекторов» в противочумных костюмах, стаскивает их с телеги, раздевает и опрыскивает с какой-то нелепой беспощадностью…
Спектакль Римаса Туминаса о нежности, милосердии и жалости ко всему в этом мире. Кроме имен героев, в нем нет ничего национального, потому что у нас одно счастье и одно горе на всех.
Режиссер: Римас Туминас Сценография: Адомас Яцовскис Костюмы: Александра Яцовските Музыка: Фаустас Латенас Свет: Майя Шавдатуашвили Художник-гример: Ольга Калявина Консультант спектакля: Даумантас Лявас Тодесас Ассистент режиссера: Владимир Бельдия
По романам Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи» и «Козленок за два гроша»
Место: Театр им. Е.Вахтангова Продолжительность: 3 часа 20 минут
Поговори со мной, театр
А потом вдруг понимаешь: это вовсе не спектакль никакой. То есть это выдающийся спектакль, грандиозный. Только не спектакль. И не просто сценическое действо. И даже не исповедь.
Мимо все. Не потому мимо, что неправда, а потому, что выпадающий из общего ряда спектакль нельзя втискивать в общепринятые рамки разбора.
Дорогой Римас Владимирович.
Так бы я начал и запнулся о слово «дорогой». Мол, имею ли право?
Права не имею. Но начал бы именно с этих слов. И вот почему.
Потому что Ваши спектакли позволяют иначе взглянуть на жизнь. А как еще обращаться к тому, кто делает такое?
Первым делом я хочу сказать Вам «спасибо» за то, что сегодня театр Вахтангова задает определенный уровень. Мы как-то запутались в бесконечных разговорах про грязь в осовременивании классики, а Вы указываете путь.
Что Вы делаете со своими артистами, Римас Владимирович, это возможно объяснить? Нет, можно, конечно, сказать, что Маковецкий, Князев, Сухоруков, Рутберг, Добронравов, Попов играют хорошо. Можно даже сказать, что они играют гениально.
А еще хочу сказать Вам: спасибо за то, что возвращаете на сцену слово. Сегодня ведь как? Ставят спектакли вообще без пьес. Или требуют, чтобы герои говорили, как в жизни, словно надеясь, что зритель перепутает театр и жизнь.
Вообще-то в спектакле есть сюжет и даже интрига. Дело происходит до революции. Человек по имени Эфраим Дудак узнает, что его сын совершил покушение на губернатора Вильнюса. Вместе со своими друзьями он уезжает из местечка, чтобы попасть на суд над сыном.
Фразы и сцены перемешиваются в голове. Не для того, чтобы это критически оценивать.