Нет пути домой

Обзор фильма «человек-паук: нет пути домой»: фан-сервис окончательно победил

А вот фанатов исключительно киновселенной Marvel, которым нет дела до стариков, фильм может расстроить

Потому что для развития вселенной он не делает почти ничего. Весь его вклад — это полноценный дебют мультивселенной, в существовании которой мы и так не сомневались. При этом новым-старым героям, если отрезать их предысторию, банально не хватит глубины. Все эти переживания из разряда «что я наделал и в кого превратился» почти не имеют смысла в отрыве от старых фильмов. Потому что непосредственно в новом они наделали не так уж много.

Да и очень уж размеренный фильм по меркам марвеловских блокбастеров получился. Экшен в «Нет пути домой» довольно редкий, куцый, избитый (ого, суперлюди кидаются машинами в пробке!) и хаотичный — хотя тут дело вкуса, кто-то может сказать, что у Marvel почти всегда так. Самые напряжённые, мурашечные, талантливо поставленные и снятые сцены фильма случаются в диалогах — это одновременно и сильная, и слабая сторона «Нет пути домой».

Касательно блокбастеров главный вопрос обычно прост: идти или не идти? В случае с «Нет пути домой» причин не идти нет. Олдовых фанатов фильм не разочарует. Он не просто копается в пыльном наследии, но и дополняет его — теперь Человек-паук из киновселенной Marvel важен для старых экранизаций, а они важны для него. Ну а для новичков, которые помимо Холланда пауков и не видели, «Нет пути домой» станет просто очередным фильмом Marvel — не хуже и не лучше многих, что тоже достойно.

Фильм даст вам то, что вы от него ожидаете

Фильм под завязку наполнен шутками и яркими диалогами, которые хочется растащить на цитаты. Работает проверенная формула Marvel, в которой сценаристы регулярно, как по часам, обыгрывают с юмором некоторые моменты фильма. Вы также вправе ожидать отсылок к прошлым частям из нулевых и десятых годов — вместе с Доктором Октавиусом, Зеленым Гоблином и остальными Sony и Marvel Studious притащили в третий фильм психологию и мотивации старых злодеев. Тем забавнее наблюдать, как на их мировосприятии и поведении отражается тот факт, что их выдернули из привычных для них миров и поместили к Человеку-Пауку Тома Холланда.

Питер Паркер со своим большим и добрым сердцем старается помочь и спасти каждого, но это, на самом деле, непосильная задача. Ровно такие же стояли перед Человеком-Пауком в разные годы и сейчас обыграть этот канон также не забыли — в первую очередь визуально. В схватке Паука со злодеями ощущается превосходство последних и в течение нескольких непродолжительных боевых сцен это превосходство показано очень хорошо. В них нет чего-то сверхвыдающегося или революционного, но они сделаны крепкими руками ремесленников, ответственных за постановку боевых сцен.

Как вообще будет существовать Питер Паркер?

Теперь разберемся с последствиями заклинания как такового. Человека-паука и связанные с ним события не забыли. Стирание коснулось только Питера Паркера и любого его упоминания: как в головах людей, так и на всех носителях (иначе как убрать миллион упоминаний Паркера-Паука в эфире всех передач Джей Джоны Джеймсона).

То есть Питера стерли не только из воспоминаний, но и из документальных баз данных – газет, архивов, фотографий, классных журналов, аттестационных листов, костюмов Старка (объясняет новый костюм ЧП). Это значит, что Питера Паркера никогда не существовало: у него банально нет действительного паспорта и возможности его восстановить, нет свидетельства о рождении.

В коробке в новой квартире (как он ее снял без удостоверения личности?) у него лежит журнал подготовки к американской версии ЕГЭ – это хотя бы объясняет, как Пит будет учиться в следующих фильмах. Но как сдать экзамен, если у тебя нет паспорта? И даже нет возможности его купить: квартира сгорела, сбережения на счетах тоже не доступны (ведь Питера не существует), друзей тоже нет.

Фильм ставит важную точку в истории Питера Паркера

Самая важная задача, которую решает история в “Нет пути домой” — отпускает Питера Паркера в свободное плавание. Окрепшего и повзрослевшего героя помещают в центр событий, виноват в которых он сам по факту своего существования. Вокруг этого строится не только судьба близких ему людей, но и то, что преподнесла ему мультивселенная. Злодеи из других миров ищут Питера Паркера, которого знали у себя дома (читай — в своих прошлых фильмах), а получают героя Тома Холланда.

По сути своей он тот же человек, но понимаешь это ближе к концу фильма, равно как и то, что теперь этот Человек-Паук вырос и возмужал. Разговоры о новой трилогии с Холландом в таком ключе логичны и закономерны. Бросать все сделанное и достигнутое сейчас будет ошибкой — история Питера Паркера, кажется, только началась.

“Нет пути домой”, как оказалось, даже бОльшая сила в копилке Marvel, чем я мог ожидать. Фильм открывает героя с новой стороны и позволяет иначе взглянуть на него через призму прошлых побед и поражений — понять его боль и страхи, прочувствовать его не только как функцию для сюжета, но и как полноценного персонажа.

Что ж, чем больше сила, тем больше ответственность. Теперь, когда Marvel и Sony провернули такой сумасшедший эксперимент, при этом сумев сделать из него взрослый драматический фильм, для них, кажется, нет ничего невозможного.

Вот такая она, мультивселенная.

Догадки поклонников

Но поклонники не узнали самого главного – появятся ли предыдущие паучки в картине? Тем не менее большинство считали, что такая вероятность существует.

Некоторые обозреватели сказали, что части трейлера выглядели так, как будто Магуайр и Гарфилд были вырезаны из отснятого материала. В последнем трейлере есть момент, где Человек-паук дерется сразу с тремя злодеями (Электро, Ящер и Песочный человек). Но кадр построен так, что Ящер летит мимо Паука, будто атакуя невидимого врага. Так и оказалось — в бразильской версии трейлера есть дополнительная секунда, где злодей «врезается» в невидимый кулак.

Подсказки пытались найти во всем, а публикуемые материалы лишь провоцировали новую волну обсуждений. После слитого в сеть предполагаемого саундтрека картины поклонники услышали в нем мэшап главных тем из разных фильмов про Человека-паука. Обсуждения продолжились и под роликом с анонсом предпродажи билетов, где Том Холланд говорит: «Но сперва позвольте пригласить кое-кого особенного». К камере выходят актеры Зендея (ЭмДжей) и Джейкоб Баталон (Нед), Холланд невинно произносит: «А вы ждали кого-то другого?». Провокации (читайте как продвижение) продолжались.

Вышел еще один ролик, в котором актеры снимали реакции на последний трейлер. Во время сцены с эффектным приземлением Человека-паука Холланд спрашивает: «А где…?» — и резко замолкает. Поклонники были уверены в одном – из трейлеров специально вырезали сцены Магуайра и Гарфилда, а сами они появятся в тех же сценах только в самом фильме.

Не получив желаемого в трейлерах, ожидающие картину фанаты самостоятельно добавляли Гарфилда и Магуайра при помощи дипфейков и VFX, что отлично вписывалось в маркетинговую кампанию Sony, которая так и не выпустила официального постера к тому времени.

Первый постер не был выпущен до начала ноября, более чем через два месяца после выхода трейлера. Это удивительно сдержанно для этой франшизы. Все же постер многое показал, в том числе Человека-паука, балансирующего на одной из рук Дока Октавиуса, в то время как Зеленый Гоблин виден на заднем плане вместе с намеками на участие Песочного человека и Электро.

Sony провела мероприятия по показу второго трейлера в разных городах, и Холланд появился на паре из них, чтобы еще больше взволновать поклонников.

Объяснение концовки Человека-паука: Нет пути домой

Злодей должен был стать антиподом Человека-паука, его отражением, вплоть до способностей. Но при этом не имеющим морального компаса.

Фильм даст вам то, чего вы не ожидали

Непривычно это говорить, но “Нет пути домой” — самый сильный с точки зрения драматургии фильм Sony Pictures и Marvel Studios. Более того, он катастрофически важен, так как выполняет сразу несколько вещей:

  1. Закрывает большинство сюжетных арок. Логическое завершение получили многие небольшие истории про второстепенных персонажей. Пусть даже и не самые обязательные, но они дополняют общую картину
  2. Фильм снят по мотивам комиксов, но в нем очень “человечные” диалоги. Хоть персонажи иной раз произносят вслух претенциозные реплики, общение между ними всегда естественное, как у живых людей. Из тех, о ком я могу рассказать без спойлеров — Зендея и Доктор Стрэндж. Нарративные сцены с ними получились наиболее яркими
  3. “Нет пути домой” — самый эмоциональные фильм Marvel последних лет. В прошлый раз нечто подобное я испытывал выходя из кинозала после “Финала” и “Войны бесконечности”

Равно как и дилогия о последней битве Мстителей с Таносом, “Нет пути домой” помещает героя в невозможную ситуацию. В отличие от фильмов Руссо на первом плане тут личные мотивы и судьба отдельно взятых героев

Глобальная угроза, способная навредить всему миру тоже есть, но она не ощущается такой важной — сработал эффект от выдвижения Питера Паркера на первый план. Теперь, когда он вышел из тени Тони Старка, вся его боль, печали и тревоги перестали ощущаться недостаточно важными

Кроме того, открывшаяся мультивселенная и гости из других фильмов придают личным страхам и проблемам героя новые оттенки и смыслы.

Для развития Человека-паука Холланда фильм тоже важен — в нем наконец-то завершается история становления Питера Паркера

«Актуальный» Питер Паркер всё ещё неуклюжий юнец, неспособный адекватно действовать без наставника. В новом фильме ментора у него нет, а сверху дополнительно давит груз внезапной известности — его личность раскрыта, а люди относятся к этому неоднозначно. И ещё неизвестно что хуже — ненависть и обвинения в преступлениях или трепетное поклонение!

В этот раз судьба заставляет его принимать сложные решения. Сюжет впервые в «новейшей истории» серьёзно ломает Паркера и наконец-то доносит до него культовую истину про большую силу и большую ответственность. И приятно, что сделать последний шаг во «взрослую жизнь» ему помогает опыт пауков Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда. 

«Нет пути домой» — это одновременно и достойный финал трилогии Холланда, и эпилог к предыдущим экранизациям, выжимающий из фанатов слёзы запоздалой передачей эстафеты от старичков молодому поколению. Фильм даже кое-какие огрехи старых картин исправляет и заполняет давние пробелы.

Фильм наконец принадлежит Тому Холланду

“Возвращение домой” сбивал фокус внимания с Питера Паркера на Тони Старка, на его фоне паук Холланда казался приложением к гению, миллиардеру и плейбою в лице Роберта Дауни-младшего. Сиквел “Вдали от дома” добавил заглавному герою личного веса, однако его все равно недоставало — лента больше напоминала похоронку тому же Старку, а на заднем плане то и дело возникал Ник Фьюри, претендующий на роль нового наставника. В “Нет пути домой” большая роль отведена Доктору Стрэнджу, но в этот раз расклад сил совсем другой: Человек-Паук больше не второстепенный персонаж в собственном фильме. Все, что происходит в течение двух с половиной часов, крепко завязано на него, он первопричина центрального конфликта и по совместительству — его решение. Стивен Стрэндж выступает как некий моральный и магический камертон. Он безусловно яркий и важный участник событий, но одеяло на себя он не тянет.

Завязка ровно такая, как и показали в трейлерах: Мистерио перед смертью в финале “Вдали от дома” успел раскрыть публике истинную личность Человека-Паука. Мир был не готов к правде, Питер Паркер — тем более. Герой обращается за помощью к магу Доктору Стрэнджу, но попытка стереть знание о Питере из памяти людской оборачивается катастрофой.

Никакого подвоха, как это любит делать Marvel подкладывая ложные кадры в трейлер, не случилось. Из этого в целом вытекает второй важный тезис о фильме “Нет пути домой”:

«Нет пути домой» уделяет почти всем злодеям-старичкам достаточно внимания

Со сценарием повезло всё-таки не всем: Песочный человек и Ящер в кадре постоянно мелькают, но не особо развиваются и не сильно влияют на сюжет. А вот Отто Октавиус, Зелёный гоблин и Электро вполне тянут на главных героев фильма, наравне с самим пауком. Они появляются во «вселенной Тома Холланда» не за тем, чтобы устроить эффектный махач с Паркером и исчезнуть. Злодеи общаются с Питером, рефлексируют, вспоминая события фильмов, из которых они явились, и даже общаются друг с другом. Встреча Отто Октавиуса и Нормана Осборна, например, вышла куда сильнее первого появления Осьминога из трейлера, который так всех взбудоражил.

Осознание злодеями того, что вернувшись в свою вселенную они неминуемо погибнут от рук «своих» пауков — достаточно сильная для супергероики драма, на которой крепко держится сюжет фильма. В немалой степени драма работает и благодаря актёрской игре Альфреда Молины и Уиллема Дефо, который даже в кинокомиксе отрабатывает так, словно снимается в «Маяке».

А уж насколько это мощный фансервис и говорить нечего — непосредственно на сеансе мне вообще было всё равно, что именно Осборн и Октавиус вытворяют на экране, лишь бы их почаще показывали. Даже традиционные для фильмов Marvel дурацкие шутейки не портят атмосферу (а одна так и вовсе обыгрывает известный мем из первого «Паука» Рэйми). Да и в целом можно смело заявить, что в плане химии между персонажами «Нет пути домой» — как минимум один из лучших супергеройских фильмов.  

Биография

Означает ли, что остальных Питеров Паркеров тоже забыли?

Так, перемещаемся в конец: злодеи побеждены, но в мир КВМ из других реальностей все равно рвутся сущности, которые знают, что Питер Паркер – Человек-паук.

Тогда ЧП и Стрэйндж находят выход: если злодеи летят из-за того, что знают личность человека под маской ЧП, то им нужно забыть личность этого человека. По логике, забыть должны именно сущности из других реальностей – иначе как еще отговорить их рваться в мир киновселенной?

То есть вернувшихся в собственные миры Питера-Гарфилда и Питера-Магуайра может ждать неприятный сюрприз: друзья и родные их тоже забыли. Так же, как это случилось с Паркером Холланда.

Возможный ответ: есть вариант, в котором мультивселенная забыла про наличие Питера Паркера в данном конкретном мире – тогда все работает как надо.

Досье

  • Впервые Человек-паук появился на страницах комикса Amazing Fantasy №15 («Удивительная фантазия»), выпущенного издательством Marvel в августе 1962 года. Изначально этот супергерой был второстепенным персонажем, однако широкий читательский отклик и последующая популярность убедили Marvel создать про него отдельный комикс. Он назывался The Amazing Spider Man («Удивительный Человек-паук»), а первая его часть была выпущена в марте 1963 года.
  • Первое появление Человека-паука на киноэкране датируется 1977 годом, когда пилотный выпуск американского телесериала «Удивительный Человек-паук» был перемонтирован и выпущен за пределами США как отдельная картина. Фильм получил название «Человек-паук», заглавную роль в нем сыграл австралийско-британский актер Николас Хэммонд, а поставил картину режиссер      Эгберт Варндеринк Спокеймер. Релиз собрал в международном прокате $9 млн (с учетом инфляции по курсу американского доллара 2021 года — порядка $40 млн). В 1978 и 1981 годах в международный кинопрокат вышло два сиквела фильма, в которых Человека-паука снова сыграл Хэммонд и поставил которые режиссер Рон Сатлоф.
  • В 1978 году на кинофестивале Toei Manga Matsuri был показан короткометражный фильм «Человек-паук», режиссером которого выступил японский кинематографист Коити Такэмото и главную роль в котором исполнил актер Синдзи Тодо. Некоторое время, в конце 2000-х годов, эта японская версия «Человека-паука» была доступна для просмотра на официальном сайте Marvel.
  • В 2002 году компания Sony Pictures по лицензии Marvel выпустила картину «Человек-паук», режиссером которой выступил Сэм Рэйми. Заглавного героя тогда сыграл Тоби Магуайр. «Человек-паук» с Магуайром собрал в прокате $821 млн при бюджете в $139 млн и стал началом первой большой кинотрилогии про супергероя: вслед за этой картиной Рэйми снял «Человека-паука 2» и картину «Человек-паук 3: Враг в отражении». Мировые сборы второй части составили $789 млн, а третьей — $894 млн.
  • Вплоть до 2010 года Рэйми занимался разработкой четвертой части своих фильмов о Человеке-пауке, однако в итоге Sony и Marvel объявили, что франшизу ожидает ребут с новым режиссером и исполнителем главной роли. Таковым стал вышедший через 2 года после этого фильм Марка Уэбба «Новый Человек-паук», где центрального персонажа сыграл Эндрю Гарфилд. В 2014 году вышел сиквел этой картины — «Новый Человек-паук. Высокое напряжение». Первый фильм о Человеке-пауке с Гарфилдом в главной роли собрал в мировом прокате $758 млн, а второй — $709 млн. 
  • В 2017 году Marvel запустили отдельные картины, посвященные Человеку-пауку, ставшие частью общей киновселенной компании. Третьим фильмом именно в той серии и является «Нет пути домой». Роль Человека-паука во всех трех кинолентах исполнил Том Холланд. Первый фильм трилогии, «Человек-паук: Возвращение домой», собрал в мировом прокате $880 млн, а второй, «Человек-паук: Вдали от дома», $1,131 млрд, став четвертым самым кассовым фильмом 2019 года в мире и наиболее успешным в истории Sony Pictures.

Что будет с Отто Октавиусом?

Да, Паркеры исправили проблемы всех злодеев. Октавиус подобрел и помог в схватке. Но теперь ему, скорее всего, придется вернуться в тот же момент, из которого забрали в киновселенную.

«Я крепко взял Паука за горло» – вот из этого момента Отто выдернули. Включаем «Человек-паук-2»: в эпизоде, о котором говорит Док, «энергия тысячи солнц» в ангаре запущена, и устройство уже повреждено Паркером – поэтому его все равно необходимо уничтожить. Это значит, что Октавиусу придется идти на дно – и на верную смерть.

Зато в свою реальность Док вернется уже без одного щупальца – его отрубил Гоблин. Даже с четырьмя щупальцами у Отто еле-еле получилось утопить изобретение. Так что визит Осьминога в киновселенную Марвел мог дорого стоить Нью-Йорку Магуайра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: