Похожие фильмы
- «Неверная» (Франция, США, Германия, 2002): один из лучших фильмов Эдриана Лайна, посвящённых супружеской измене;
- «Исчезнувшая» (США, 2014): ещё один фильм с Беном Аффлеком о токсичных отношениях супругов;
- «С широко закрытыми глазами» (США, Великобритания, 1999): взгляд на измену от легендарного Стэнли Кубрика;
- «Основной инстинкт» (США, Франция, 1992): культовый эротический триллер Пола Верховена;
- «Что скрывает ложь» (США, 2000): мистический триллер Роберта Земекиса о том, как тайное становится явным.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Отличная статья!6Нет…
О чём фильм
Зрителей знакомят с супружеской парой – Виком и Мелиндой Ван Аллен. Вместе с дочерью по имени Трикси они живут в тихом городке в штате Луизиана. Вик до недавнего времени работал инженером в сфере военной промышленности. Его уникальное изобретение, чип для боевых дронов, позволило ему выйти на пенсию в возрасте сорока пяти лет, обеспечив безбедную жизнь. Мелинда живёт на средства мужа.
Бен Аффлек и Ана де Армас исполнили главные роли Вика и Мелинды Ван Аллен. Кадр из фильма.
Её развлечения – вечеринки и встречи с любовниками, о которых Вик прекрасно осведомлён, однако не препятствует этим отношениям на стороне. Знают о них и знакомые супругов – и в большей степени они на стороне Вика. Похоже, все считают Мелинду эффектной женщиной, но развратной и избалованной, а её мужа добрым и всепрощающим.
Вик и правда, казалось бы, с лёгкостью прощает измены жены и чуть ли не демонстративно позволяет ей их совершать, не желая разводиться. Однако в какой-то момент его терпение начинает иссякать. Первый «звоночек» случается на вечернике, куда Мелинда приходит с мужем и своим очередным любовником, музыкантом Джоэлом Дэшем. Вик в разговоре с последним сообщает, что он убил Мартина Макрея. Тот пропал несколько месяцев назад и также был любовником Мелинды.
Джоэл из-за страха прекращает общение с супругой Вика, а слухи об убийстве моментально разносятся по городку. Однако через некоторое время полиция находит настоящего убийцу Макрея.
Расставшись с Джоэлом, Мелинда находит себе нового любовника по имени Чарли де Лайл, тоже музыканта. Они появляются на очередной вечеринке, на которой, как обычно, присутствует и Вик. Тот ревнует, стараясь, тоже по обыкновению, не подавать вида. Начинается дождь. Почти все убегают из бассейна, где проходило празднество. Остаются лишь муж и любовник Мелинды. Вик топит Чарли, после чего спокойно возвращается к компании. Выйдя на улицу, Мелинда обнаруживает труп ухажёра и обвиняет в убийстве мужа. Приехавшие полицейские, однако не видят признаков насильственной смерти и оставляют Вика в покое.
Джейкоб Элорди сыграл роль музыканта Чарли де Лайла. Кадр из фильма.
Большинство знакомых супругов не поверили Мелинде. Но недавно познакомившийся с парой писатель Дон Уилсон разделил возникшие подозрения. Он по просьбе Мелинды нашёл частного детектива для слежки за Виком. Но последний легко раскрывает заговор, и в связи с этим, явившись на обед к семейству Уилсонов, предъявляет претензию Дону.
Спустя время Мелинда возобновляет любовные отношения со своим школьным другом Тони Кэмероном. На этот раз оба в присутствии Вика ведут себя вызывающе. Тот снова ревнует и снова не подаёт вида. Встретившись с Тони в городе, Вик под предлогом осмотра земли для строительства отвозит его в лес и забивает камнями. Тони падает со скалистого обрыва и погибает. Вик прячет тело в ручье.
Герой снова оказывается на месте последнего преступления, чтобы устроить пикник с женой. После пикника та якобы забывает свой шарф и Вик возвращается туда. Заодно он пытается замаскировать всплывший труп Тони. За этим занятием Вика застаёт внезапно появившийся Дон Уилсон. Он бросается к машине. Вик пускается в погоню на велосипеде и, сократив путь через лес, бросается наперерез. В финале погони Дон падает с обрыва и разбивается.
Мелинда находит удостоверение личности Тони во флигеле, где Вик разводил своих любимых земляных улиток. Она собирается сбежать с дочерью от мужа. Однако девочка, не желая расставаться с отцом, бросает чемодан в бассейн. В итоге Мелинда принимает решение остаться.
Когда Вик возвращается, она говорит, что видела Тони, хотя на самом деле давно знает об исчезновении любовника и, похоже, также знает разгадку. Те же кадры в урезанном виде были показаны в самом начале фильма. А в самом конце перед титрами мы видим, как героиня сжигает удостоверение личности погибшего любовника.
Смысл фильма
Итак, фильм «Глубокие воды» является экранизацией романа 1957 года писательницы Патриции Хайсмит, причём уже третьей по счёту. Первой была французская картина 1981 года со знаменитым Жан-Луи Трентиньяном в главной роли. Вторая экранизация была воплощена в двух частях немецкого фильма «Тайфе Вассер».
Картина «Глубокие воды» 2022 года по содержанию близка к первоисточнику. Разумеется, кино не в силах дать подробное описание взаимоотношений героев, как в романе, где можно также подробно ознакомиться с мыслями и чувствами Вика. Но смысл фильм передаёт довольно точно – пожалуй, в некоторых моментах делая его более глубоким.
В книге, как и в кино, персонаж Вика изначально проявляет крайнюю терпимость. Почти для всех жителей городка – он чуть ли не ангел во плоти. В том, что измены жены причиняют ему боль, он не признаётся даже сам себе, до последнего создавая вид благородного героя. Этот образ подкрепляется воображаемым и недостижимым для него идеалом супружеской верности, который воплощают обожаемые им земляные улитки.
Роль Ника исполнил Финн Уиттрок. Кадр из фильма.
Вик не похож на большинство мужчин, что тешит его самолюбие. С другой стороны, он же говорит (в романе), что самолюбие это давно разрушено изменами. Так же, как и в фильме «Глубокие воды», в книге такое пассивное поведение перерастает в активные преступные действия. Но в оригинале Вик идёт дальше – он убивает жену.
Авторы фильма не стали воспроизводить такой сценарий. Вместо этого они сделали Мелинду фактически соучастницей преступления мужа. Девушка изначально довольно чётко представляла, что чувствует Вик и что им движет. Она провоцировала его, он поддавался на провокации. Оба одновременно и страдали (показаны и слёзы Мелинды, и злость Вика), и получали удовольствие от таких отношений. Всё это подогревало страсть героев. А финальные события, по сути, вообще укрепили отношения супругов. В этом плане в романе Мелинда более пассивный и легкомысленный персонаж, поплатившийся за своё поведение жизнью.
В то же время отношения, показанные в фильме и романе, дают большой простор для их объяснения с точки зрения популярной психологии и психиатрии. В сети можно найти множество разборов с акцентом на психические отклонения героев
Так, Мелинду относят к личностями истероидного типа (эгоцентризм и жажда быть в центре внимания) с признаками нарциссического расстройства (преувеличенное чувство собственной важности, слабое сопереживание страданиям других). В Вике же видят настоящего психопата – налицо антисоциальное поведение, нарушение эмпатии и раскаяния
Кстати, последнее авторы фильма подчеркнули это с помощью отношения героя к профессиональному прошлому: он легко относится к убийству людей с помощью своего изобретения. В этом ещё одно отличие от романа, где Вик работал издателем книг.
Исполнительница главной роли Ана де Армас. Кадр из фильма.
Многие называют персонажа Вика расхожим словом «куколд» («рогоносец»), перечисляя детские травмы, приводящие к такому типу жертвенного поведения. Ни в книге, ни в фильме «Глубокие воды» детство героев не раскрыто, но психологи утверждают, что в реальности причины стоит искать именно там. Когда-то у героя, наверняка, произошла травма, из-за которой в нём навсегда закрепилось чувство отверженности.
Само название фильма красноречиво намекает: это произведение о том, как сокрытие ото всех своих истинных чувств, в конце концов становятся причиной преступлений. А отношения, держащиеся на таком взрывоопасном фундаменте, можно назвать страстью, но точно не любовью.