Слово «к» — это предлог
В русском языке к служебным частям речи принадлежат предлоги, союзы и частицы.
Какой именно служебной частью речи является интересующее нас слово? Это можно понять, если определить, что слово «к» участвует в образовании дательного падежа существительных и местоимений:
- подойти к (кому?) к нему;
- плыть к берегу;
- готовиться к экзамену;
- принять к сведению.
Оно выражает грамматические отношения в словосочетании и предложении, оформляя его в связное высказывание.
Указанные служебные функции принадлежат предлогам. Вспомним, что такое предлог в системе частей речи русского языка.
Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения и числительного от других слов в словосочетании и предложении.
Проанализировав, для чего используется интересующее нас слово, сделаем вывод о его частеречной принадлежности.
По происхождению этот предлог является непроизводным, а по составу — простым.
Рассматриваемый предлог требует появления начального «н» у личных местоимений 3 лица:
- он — идти к нему;
- она — обратиться к ней;
- оно — дотронуться к нему;
- они — позвонить к ним.
С формами дательного падежа существительных, имеющих в начале «л», «м», «р» + согласная, а также перед другими стечениями согласных у предлога появляется беглая гласная «о», и он превращается в «ко»:
- дотронуться ко лбу;
- успеть ко дню приезда;
- поднести ко рту;
- прийтись ко двору.
Автоматизация звука [К] в конце слов
Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):Як бак мак лак рак шлак враг(к) маяк овраг(к) табак хомяк моряк барак чудак универмаг(к)бок дог(к) шок паёк блокслог(к) дубок моток порог(к) волчокмешок поток совок щенок бачокопёнок ботинок пирожок сапожок молотоквершок бережок василёк наутёк бульдог(к)бук лук сук тук тюквнук стук паук индюк каюк вьюк урюк утюг(к) бамбук фартукбурундукбык пик миг(к) веник тюбик тупик маховик охотник путник финиквинтик вареник дневник балык башлык
шашлык заповедник автоматчик бессмертниквоск волк полк обелиск
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
После того как ребёнок научится правильно произносить звук в словах, повторяя слово за взрослым, надо обязательно закрепить произношение звука в этих же и подобных словах в самостоятельной речи ребёнка.
Для этого лучше всего подходят
Перечень слов: Сок, урок, замок, носок.
Кабачок, щенок, совок.
Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»ква кла кна кра кляквэ клэ кнэ крэ клеквы клы кны кры кликво кло кно кро клёкву клу кну кру клю
Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):кнут квас класс клад клоун краб клуб крем князь кровьключ клей клён клёш крой кросс крупа крапива кружевокрыло климат клубень клумба клятва клиент квадрат клапан клевер квартал квартира клавиши крендель кривизна кристалл крыльцо
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
Как какаду какао какая каёмка капкан кадка какой катушка каменщик каникулы каблуккок койка кокон комок копейка кошка колокол кончиккулак кубик кубок кукла каучук кулёк клубокквак кнопка клык кроликпокупка пикник ракушка сказка окорок
Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!
Очень полезно для закрепления звука в словах развивать у ребёнка слуховую память и чувство ритма. Картинный материал упрощает взрослым работу по обогащению словарного запаса и уточнению знаний ребёнка о каких-либо предметах. Есть отдельный вид пособий для этого
Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков + альбом для автоматизации звука К в словах, словосочетаниях, фразах, стихах на странице Звук К.
Употребление предлога «к»
Укажем наиболее частые случаи употребления рассматриваемого предлога:
1. указывает на лицо или предмет в качестве объекта действия, а также место, конечный пункт, в сторону которого направлено действие:
- ехать к родителям;
- письмо к сестре;
- наклониться к малышу;
- дорога к лугу;
- плыть к скале;
2. указывает на соприкосновение лица или предмета с кем-то или с чем-то:
- припасть к груди;
- прислониться к борту лодки;
- приложить руку к сердцу;
В этой функции предлог участвует в наречных сочетаниях, образованных от падежных форм знаменательных частей речи:
- встретиться лицом к лицу;
- столкнуться нос к носу;
- похожий один к одному;
3. указывает на добавление или присоединение к чему-либо:
- к четырем прибавить три;
- одно к одному;
- примкнуть к большинству;
- присоединиться к мнению;
4. употребляется при указании на срок, время, к наступлению которого совершается что-либо:
- явиться к обеду;
- приехать к поезду;
- уснуть к утру;
5. указывает на назначение предмета или какого-либо действия:
- подарок к юбилею;
- ватрушки к чаю;
- накрыть стол к ужину.
С некоторыми существительными рассматриваемый предлог образует вводные слова, выражающие эмоции говорящего:
Ход занятий:
Оргмомент
Логопед. Ребята, давайте вспомним ранее изученные нами гласные и согласные буквы.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с буквой К, звуками К и КЬ.
Артикуляция звука «К» :
Губы свободны;
Кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
Горлышко молчит.
Звук «К» — твердый, глухой, обозначается синим цветом, «КЬ» -мягкий, обозначается зеленым цветом.
1. Выделение на звук из слов : кролик, палка, башмак – К
Кит, кефир, пакет – КЬ
2. Произнесение попеременно К – КЬ логопедом, детьми (хором, индивидуально)
3. На столе у каждого из вас лежит по одному синему и зелёному флажку. Если вы услышите звук К – вы поднимите синий флажок, а если услышите звук КЬ – зеленый :
А) в слогах: ка, кя, ко, ке, ку, кы, ак…;
Б) в словах: кот, кит, корка, кошка, киска, кило, кубик, кирпич, корабль…
5. Игра «Наоборот» :
ка-кя ак-акь
ко- ок-
ку- ук-
кы- ык-
Дети выполняют задание.
Логопед. На столе лежат картинки. Вы должны отобрать только на КЬ, затем на К.
Дети выполняют задание.
Логопед. Звуковой анализ и синтез обратных слогов: ак, ок, ук, ик;
Преобразование слогов: ак-ка, ок-ко, ук-ку, ик-ки – игра «Живые звуки».
Воспроизведение звуковых рядов :
Ак-ок-ук-ик ка-ко-ку-ки
Ок-ук-ик-ак ко-ку-ки-ка
Ук-ик-ак-ак ку-ки-ка-ко
Ик-ак-ак-ук ки-ка-ко-ку
Дети выполняют задание.
Логопед. Игра «Угадай слово». Я буду называть звуки по порядку, а вы произносить целое слово, а затем выбирать магниты нужного цвета и приклеивать их на доску: м, к, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о; к, и, т.
Дети выполняют задание.
Логопед. Напечатайте букву К в рабочей тетради.
Дети выполняют задание.
Логопед. Следующие упражнения с разрезной азбукой: составление по следам обратных слогов, чтение, преобразование в прямые, анализ, чтение:
Ак-ка
Ук-ку
Ик-ки
Печатание 6 слогов.
Логопед. Отгадайте загадки, называя первый звук в отгадках, придумайте предложение с этим словом.
Посреди двора стоит копна –
Спереди вилы, сзади метла (Корова)
А в лапках – царапки. (Кошка)
Сто одежек,
Все без застежек. (Капуста)
Не огонь, а жжет. (Крапива)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)
Сделал дыру,
Вырыл нору,
Свет сияет,
А он не знает. (Крот).
Физкультминутка
Логопед. Сейчас я буду давать вам задания, а вы их выполните только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом.
Логопед произносит одно и тоже задание то громка, то тихо.
— Покружись.
— Повернись ко мне спиной.
— Присядь три раза.
— Поставь руку перед грудью.
— Хлопни в ладоши 4 раза.
— Топни правой ногой 2 раза.
— Подпрыгни 3 раза.
— Поставь руку на поясь и наклонись вперед 5 раз.
— Поставь руки за голову.
— Сделай наклоны вправо и влево
— Попрыгай на одной ноге.
— Левую руку к плечу, а правую в сторону и пр. (Т. А. Ткаченко. Коррекция фонематических нарушений у детей. Пособие для логопеда, стр. 10, упр. 7)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.
(по очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого, на обеих руках сразу) (В. Волина)
Логопед. Найдите лишнее слово в ряду:
— определив место звука «К» в словах:
Корова, клубника, крыса, мак;
Рак, мак, каша, лук;
Капуста, комар, рубашка, карусель;
Определив количество звуков «К» в словах:
Кружок, клубок, каток, молоток, рубашка, колосок, кошка, крыса.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Что увидел кот», а вы, прослушав текст ответите на мои вопросы.
Что увидел кот.
У Кати был кот Пушок. Катя ушла в садик, а кот остался дома один. Он прыгнул на и стал смотреть в окно. За окном шел дождь. Ветер срывал желтые, красные листочки с деревьев. На земле лежал золотой ковер из листьев. Прохожие шли под зонтиками. Мальчик бежал по мокрой дорожке и упал в лужу. Грустно стало коту. Он свернулся клубком и уснул.
Ответьте на вопросы:
У кого был кот Пушок?
Куда ушла Катя?
Куда прыгнул Кот?
Что увидел кот за окном?
Что произошло с мальчиком?
Какое настроение стало у кота?
Что он сделал?
Вспомните и назовите слова с твердым и мягким звуком «К» в рассказе.
Определите место звука К в словах и соедините линией слово с нужной схемой:
Катя, Пушок, ковер, мальчик, окно.
Дети выполняют задание
Логопед. Назовите звуки по порядку в словах : кот, муха. Сколько звуков в каждом слове. Подбери нужную схему.
Итог. Игра «Закончи слово» : ма., мая., вени., вено., тан., индю., гамаво., пау., охотни., куби., ботино