Аниме

Всё о культе аниме

Распространение[править | править код]

Аниме-сериалы издаются на территории Японии официальными обладателями авторских прав, и обычно публикуются на DVD-дисках и видеокассетах вскоре после выхода на экраны.

На территориях прочих стран работают фирмы-дистрибьюторы, закупающие в Японии права на перевод и издание сериала, и публикующие его на DVD. Зачастую также приобретаются права на демонстрацию сериала по телевидению. В таком случае фирма-перекупщик может заключать с телеканалами контракты на показ полученного аниме. Примерами таких компаний в России могут служить «MC Entertainment» и «XL Media».

Тем не менее, далеко не все известные аниме-сериалы лицензируются и издаются в России и за её пределами. Поэтому весьма популярным является фэнсабберство — создание неофициальных субтитров до официального релиза. Фэнсаб-релизы чаще всего выпускаются даже ещё до того, как выходит DVD версия в самой Японии. Обычно субтитры распространяются наложенными на оригинальную картинку в видеопотоке, снятом с цифрового японского ТВ и сжатом одним из современных кодеков, а также с оригинальным японским звуком. Хотя иногда встречаются и внешние субтитры, особенно на русском языке.

Аниме в Россииправить | править код

Файл:Tristia anime.jpg Обложка российского издания аниме «Тристия»

В СССР показ кино и анимации капиталистических стран был ограничен небольшим количеством отобранных по идеологическим критериям фильмов, поэтому советский зритель был практически не знаком с японской анимацией. Исключением стали фильмы, созданные совместно советскими и японскими аниматорами, например, «Летающий корабль-призрак» , «Кот в сапогах», «Двенадцать месяцев», «Приключения пингвинёнка Лоло», а также антивоенная драма «Босоногий Ген»[Источник?].

Первое знакомство российской аудитории с мэйнстримом аниме состоялось во время «видеобума» конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда обладателям видеомагнитофонов стало доступно аниме (в основном фильмы, уже ставшие популярными на Западе и хентай), распространяемое «видеопиратами», или переписываемое в частном порядке. В 1990-е годы также производились телевизионные показы некоторых аниме-сериалов, в основном рассчитанных на детскую аудиторию: «Кэнди-Кэнди», «Сейлор Мун».

Некоторые российские телеканалы транслировали множество пиратских аниме-фильмов и аниме-сериалов, не лицензированных в России. Начиная с -го года на российском телевидении демонстрировался известный детский аниме-сериал «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как «японские мультфильмы». Тогда же в России появились люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы, но в то время это было немногочисленным, маргинальным течением.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов, следом за возросшей популярностью японской анимации в США и Западной Европе, в России возник более широкий спрос на аниме, началось официальное распространение некоторых фильмов на видеокассетах и DVD, позже появлись компании, специализировавшиеся на издании аниме: в году была создана компания «МС Entertainment», в — «XL Media» и в — «Мега-Аниме». В году началась активная трансляция аниме на телеканалах «MTV Россия» и «Муз-ТВ». Начали появляться издания, посвящённые аниме и манге: в и годах издавался журнал «anime*magazine», с года издаётся журнал «АнимеГид», с года в журнале «Страна Игр» существует рубрика «Банзай!», посвященная аниме. Проводятся регулярные фестивали для отаку, в том числе «Всероссийский фестиваль японской анимации» в Воронеже, северо-западный фестиваль любителей манги и аниме М.Ани.Фест в Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль японской анимации «Танибата» в Ростове-на-Дону и «Московский аниме-фестиваль».

Литература[править | править код]

Примечанияправить | править код

  1. См. также эссе (англ.) на Umichu.edu, посвящённое цвету волос персонажей в аниме.
  2. http://www.umich.edu/~anime/info_releaseformats.html
  3. http://www.understandinganime.com/anime.php
  4. http://www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=29
  5. http://www.animenewsnetwork.com/answerman/2001-10-26
  6. http://www.animenewsnetwork.com/encyclopedia/lexicon.php?id=35
  7. http://www.umich.edu/~anime/info_releaseformats.html
  8. http://www.umich.edu/~anime/info_releaseformats.html
  9. «Корабль-призрак» в Big Cartoon Database (англ.)
  10. http://encarta.msn.com/dictionary_561534471/anime.html
  11. Серийный убийца и отаку Цутому Миядзаки, благодаря которому слово «отаку» в Японии стало носить резко негативный оттенок
  12. Американские издания аниме Tenchi Muyo!, Dragon Ball Z, Sailor Moon
  13. ↑ FAQ для нелюбителей аниме на сайте Бориса Иванова, который отражает основные аргументы противников. Ошибка цитирования Неверный тег : название «ivanov» определено несколько раз для различного содержимого
  14. Критика американских фильмов — Всплыв темы терроризма после 11 сентября, который так же присутствовал и в аниме, Американские фильмы как средство пропаганды.

1970-е[править | править код]

На протяжении следующей декады телевидение медленно, но верно вытесняло кинотеатры с позиций наиболее популярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила создание стилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производство телесериалов. Аниматоры, работавшие на Mushi Production, разошлись по вновь созданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапно обанкротилась. Такое перераспределение талантов в целом позитивно сказалось на индустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно-таки свободно экспериментировать с производимыми фильмами.

Примером тому может стать телесериал 1974-го года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи довольно-таки реалистичной драмой, рассчитанной на детей, сериал поначалу был отвергнут многими телесетями — продюсеры считали, что детям будет интересно что-нибудь более фантастичное, с элементами сказки. «Heidi», тем не менее, оказался невероятно популярен не только в Японии, но и за её пределами — во многих странах Европы. Неожиданный успех сериала дал Миядзаки и Такахате возможность заняться созданием литературного аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Сериал успешно просуществовал до середины 1990-х, хотя Такахата и Миядзаки через несколько лет оставили проект.

В эти же годы возник ещё один специфический для аниме жанр, меха. Ранние работы, относимые к нему, включают «Mazinger Z» (1972—74), «Science Ninja Team Gatchaman» (1972—74), «Space Battleship Yamato» (1974—75) и «Mobile Suit Gundam» (1979—80). Взросление научной фантастики в аниме привело к смещению акцента сериалов с похождений супергероев на более реалистичные и проработанные космические оперы, где понятия добра и зла уже не были так картинно-прямолинейны. Характеры персонажей прорабатывались более глубоко, что позволяло рассматривать одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Особенности

Анимация в Японии имеет уникальный культурный контекст, который развивается в замкнутой среде со множеством уникальных символов, шаблонов, смыслов и типажей. Это проявляется в специфических жанрах аниме, таких как меха, живущие по своим законам, а также в наличии элементов японской культуры. Аниме очень популярно в Японии, чего нельзя сказать о мультипликации других стран мира. Это обуславливает и общая направленность определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом. Произведения анимации создаются с расчетом на конкретную аудиторию, которая может быть определена по полу, возрасту и психологическому типу зрителя. На основе выбранного метажанра определяется сюжет, идеи и стиль изображения произведения. Большую часть анимации в Японии составляет детское аниме, однако за пределами страны большей популярностью пользуются произведения направленные на подростковую и взрослую аудиторию.

Почти все персонажи аниме имеют неестественно большие глаза, что является основной особенностью рисунка аниме. Это стилистика произошла из мультипликационных фильмов США, таких как Микки Маус и Бэмби, и была впервые использована Осаму Тэдзука, которого считают основоположником стиля

В аниме основное внимание уделяется детализации глаз, а не их размеру. Обычно нос и рот изображаются несколькими волнистыми линиями, кроме случаев, когда персонаж говорит

Однако существуют произведения, где используется более реалистичный стиль рисования, где нос, рот и скулы имеют большую детализацию и затенение.

Часто глаза персонажа в аниме могут дать представление о его личности. Они могут показать возраст, открытость и эмоциональное состояние персонажа. У детей глаза, как правило, изображаются очень большими, а у стариков маленькими с маленьким зрачком, за редким исключением. Очки в аниме используются для выражения характеристик персонажа и являются непременным атрибутом для эрудитов или скромных персонажей. Очки разных форм, размеров и цветов используются для украшения персонажей и являются самой характерной чертой около четверти известных персонажей аниме.

В аниме другие атрибуты, такие как одежда и волосы, также отражают характер персонажа. В аниме волосы обычно состоят из множества прядей и могут иметь самые разнообразные формы и цвета. Кроме традиционных способов проявления эмоций, таких как изменение выражения лица или голоса, используются и другие техники. Эмоции могут быть изображены нереалистично и преувеличено, такие как персонажи, говорящие с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимающие демонический вид, когда проявляют гнев. В смешных ситуациях могут использоваться пиктограммы, такие как «капельки пота» или «вздувшиеся вены», возникающие над головой героя, или появляющиеся в рамке над ней, чтобы показать несерьезность эмоций.

Осаму Тэдзука «Астробой», 1963 год

В одно время с Сэо Мицуё работает еще один основатель стиля аниме — Осаму Тэдзука. Его также называют «богом манги». Он учился у самого Уолта Диснея.  

Мастер говорил ему, что в первую очередь нужно придумать героя, за приключениями которого можно будет следить от серии к серии. Осаму Тэдзука запомнил это правило и воплотил его в своем главном герое Астробое. 

Мультипликатор Осаму Тэдзука и его всемирно известный персонаж Астробой.  

Первая напечатанная манга Тэдзуки «Новый остров сокровищ» навсегда изменила мир японской рисованной литературы. Ее автора часто сравнивали с американцем Стэном Ли, который создал вселенную персонажей Marvel. 

Японским аналогом супермена стал Астробой. С помощью этого персонажа Осаму Тэдзука прославился на весь мир и создал визуальный канон для последующих авторов манги и аниме. 

Дзюнъити Коти «Тупой меч», 1917 год

Первое сюжетное аниме называлось Namakura Gatana, то есть «Тупой меч», и напоминало классические европейские комедии, где есть довольно нелепый персонаж, который попадает в различные комические ситуации. 

В раннем кинематографе был популярен жанр трюкового фильма. Самый известный пример — это забавные похождения Чарли Чаплина. Однако и до него было много комических персонажей, попадавших в череду погонь и нелепых происшествий. Они поскальзывались на банановой кожуре, разбивали носы и всяческие страдали на радость зрителям от злого рока и собственной неуклюжести. Теоретики кино называют этот принцип «каскад трюков». 

Он лег в основу мультфильма Дзюнъити Коти «Тупой меч». Несмотря на подражание европейскому жанру, первое полносюжетное аниме было создано по мотивам традиционной японской истории. 

Кацусика Хокусай «Самурай Сабуре», 1803 год.

Главный герой — незадачливый самурай, нарисованный в стилистике японской гравюры. На протяжении всего мультфильма он пытается всячески испортить жизнь окружающим. Однако фатум оборачивается против него, и в конце концов, пытаясь совершить очередную пакость, гнет свой длинный меч катану, что является невероятным позором для самурая. Полная версия этого аниме длится 10 минут.

История

Аниме появилось в Японии в XX веке благодаря использованию западных техник мультипликации, а первым звуковым аниме стал короткометражный фильм «Chikara to Onna no Yo no Naka» режиссёра Масаоки в 1933 году. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, который развил способ передачи эмоций персонажей через большие глаза в своих работах. Тэдзука начал свою карьеру в мире манги с творения «Shin Takarajima». Его следующей работой стала манга «Tetsuwan Atomu», благодаря которой он стал известен. В 1970-х годах манга стала очень популярной, и многие произведения были анимированы. Одним из самых известных мастеров японской манги и аниме, был Тэдзука, которого называли «богом манги и аниме». В это время появились аниме-сериалы, созданные для подростковой аудитории, которые были успешны и у взрослых зрителей. В то время аниме немного отставало от манги, которая уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии. В 1970-х годах аниме стало популярным у подростков и взрослых.

Пик развития аниме пришелся на 1980-е и 1990-е годы, когда аниме стало все более популярным в Японии и получило всемирное признание. В эти годы были созданы многие известные аниме-сериалы и фильмы, такие как «Драконий жемчуг», «Акира», «Принцесса Мононоке», и многие другие. В этот период происходило активное развитие и совершенствование технологий создания анимации. В 1984 году студия Gainax создала первый японским анимационным фильмом, использующий компьютерную графику.

В середине 1990-х годов — начале 2000-х годов аниме начало получать большую популярность в других странах мира, когда на экраны вышли такие известные аниме-сериалы, как «Сейлор Мун», «Наруто», «Детектив Конан», а также такие полнометражные аниме-фильмы как «Унесённые призраками» и «Ходячий замок». Аниме продолжает развиваться и экспериментировать с различными жанрами и технологиями. Многие известные студии, такие как Studio Ghibli, Toei Animation, Madhouse и другие, продолжают создавать высококачественные аниме-фильмы и сериалы.

В последние годы аниме стало более доступным для широкой аудитории благодаря стриминговым сервисам, таким как Netflix и Crunchyroll, которые предоставляют возможность смотреть аниме на различных устройствах. Кроме того аниме также получает признание и в западной культуре. Некоторые западные студии, такие как DreamWorks и Disney, начали создавать свои аниме-сериалы и фильмы, используя технику и эстетику японского аниме.

Становление жанра

В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:

  • «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
  • «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты — основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.

Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».

Первое аниме

Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.

Первые длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах

Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня

К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.

100-летие аниме

По неофициальным данным в 2007 году исполнилось ровно 100 лет со дня, когда было создано самое первое аниме. Несколькими годами ранее, а именно в 2005 году, была найдена лента целлулоида, на которой были нарисованы кадры. Ее принято считать старейшим анимационным произведением, создание которого датируется 1907 годом.

Лента состояла из 50-ти кадров. На них был изображен ОЯШ (обычный японский школьник), который писал на доске кандзи: 活動写真 (кацудо сасин), что в переводе означает «активные фотографии». После он оборачивается к зрителю и кланяется, сняв шляпу, которая была частью тогдашней школьной формы. Кто был автором этой анимации, неизвестно, как и то, было продолжение этой истории или нет.

Самая первая любовь

Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все — от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей — их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.

Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.

Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями — неизвестно.

Структура серий[править | править код]

Файл:School rumble.jpg Кадр из сериала «School Rumble» с текстом песни, который был в оригинальной японской версии (внизу, кандзи) и добавленные фэнсабберами английский перевод песни, и транскрипция латиницей в виде караоке.

Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:

  1. вступление
  2. начальный ролик (англ. opening, опенинг)
  3. «часть A»
  4. заставка
  5. заставка
  6. «часть B»
  7. финальный ролик (англ. ending, эндинг)
  8. кадры из следующей серии.

«Часть A» и «часть B» — это и есть собственно аниме.

Начальный роликправить | править код

Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening, сокр.: OP), как правило, представляет из себя анимацию, изображающую главных героев аниме. Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты, и сопровождается музыкой, написанной специально для этого аниме. В течение всего времени ролика демонстрируются титры — имена создателей аниме, композитора, автора оригинальной манги (если сериал снят по манге), имена сэйю, озвучивающих главных героев и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Иногда вступительный ролик также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке.

Финальный роликправить | править код

Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending, сокр.: ED) — представляет из себя, в общем, то же самое, что и опенинг, только имеет существенно более скромную анимацию (часто просто набор стоп-кадров), более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Иногда присутствуют и субтитры финальной композиции. Если задача опенинга — настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.

Заставкаправить | править код

Заставка — очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект (обычно название сериала), что и сигнализирует о конце первой части и начале второй. Такие заставки обычно бывают только у телесериалов, но могут встречаться и у OVA, куда вставляются скорее по инерции, чем по необходимости.

У телесериалов, кроме того, может присутствовать короткое вступление, появляющееся перед начальным роликом и содержащее завязку сюжета серии. После эндинга часто вставляется небольшой ролик содержащий информацию о следующей серии, и служащий для поддержания интереса к телесериалу у зрителя.

Популяризация аниме в массовой культуре

Аниме, является искусством мультипликации, способным выразить самые различные эмоции и повествования, ставит перед публикой духовные и социальные вопросы, обогащает медиа и культуру в целом.

В последние десятилетия аниме стало всё более популярным в массовой культуре. Влияние японского аниме на мировую культуру можно обнаружить в различных странах, таких как США, Россия, Индия, Китай и многих других.

Широкий спектр тем, действия в реальном времени и увлекательный сюжет сделал аниме популярным среди молодёжи, усилев тем самым его влияние на медиа и культуру.

  • Аниме представлено не только анимационным сериалом, но и фильмами, статуэтками, компьютерными играми, карточными играми и мангой.
  • Аниме является источником вдохновения для молодых дизайнеров и художников, благодаря своей насыщенности, яркости и разнообразности.
  • Аниме рассматривается не только как форма развлечения, но и как передача информации, что помогает сформировать определённые взгляды и убеждения у поклонников.

В целом, популярность японского аниме среди молодежи позволяет это искусство стать сильным фактором культуры, который оказывает влияние на мировые тенденции в области искусства и дизайна.

1990-е[править | править код]

После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов и фильмов, связанное с возвратом к проверенным временем сюжетам и конструкциям. Продюсеры не хотели рисковать, поддерживая дорогостоящие экспериментальные фильмы.

Евангелион. Ева-02 на палубе крейсера

Ситуация изменилась с выходом в 1995-м году, возможно, самого неоднозначного телесериала за всю историю аниме, «Евангелион» («Neon Genesis Evangelion»). Режиссировавший его Хидеаки Анно со студии «Gainax», сам являясь отаку, превратил довольно-таки банальный образчик жанра меха в нечто чрезвычайно запутанное, психологичное и подразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Говорят, что Анно стремился сделать аниме «от отаку для отаку», и одновременно выразить свою точку зрения на проблемы этого сообщества. Так или иначе, под конец сериала режиссёр окончательно перестаёт сдерживать себя рамками осмысленности происходящего, и обращается к любым доступным ему, пусть даже весьма диковинным, решениям, чтобы выразить свои мысли на экране. Вышедшие впоследствии два аниме-фильма, «Evangelion: Death and Rebirth» и «The End of Evangelion» (оба — 1997), лишь развили такую манеру рассказа.

Будучи вначале поставлен в детский таймслот, «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря на изначальную свою принадлежность ко вполне симпатичному детям меха

Несколько серий спустя таймслот был изменён, и в своём новом качестве Евангелион неожиданно завоевал внимание публики. В короткие сроки сериал стал невероятно известен в Японии, а вскоре и среди поклонников аниме по всему миру

Рассказанная сумбурно, скомкано, с использованием множества артхаусных приёмов история бегущего от реальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмы продаж сопроводительных товаров — фигурок героев, коллекционных предметов — всё ещё достаточно велики.

Влияние «Евангелиона» на аниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых «пост-Евангелион» сериалов. Большинство из них также относятся к жанру меха и имеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Примерами таких сериалов могут служить «RahXephon», «Brain Powered» и «Gasaraki». Ещё одна порождённая «Евангелионом» — или, по крайней мере, получившая благодаря этому сериалу второе дыхание, — стилизация сериалов — это «психоделика», странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «Эксперименты Лэйн» (1998) полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многих экспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom» (2000), «Texhnolyze» (2003) и «Агент паранойи» (2004).

Сэо Мицуё «Божественные моряки Момотаро», 1945 год

На японский кинематограф также повлиял главный мультипликатор XX века Уолт Дисней. На его студию в тридцатые годы приезжали художники со всего мира, в том числе и японские аниматоры.

Они внимательно изучили технику рисовки Диснея и поняли, что тот придумал уникальную вещь для передачи эмоций персонажа: большие глаза и максимально простая геометрия его облика. Все это также позволяло ускорить рисовку мультфильма и сосредоточиться на его сюжете.

Японский император Хирохито. Правил страной с 1926 по 1989 год.

Так начинает складываться японская анимация. В 1945 году появляется первый полнометражный японский мультфильм «Божественные моряки Момотаро». Дата создания не случайна. Заказчиком аниме был император Японии, желавший поднять боевой дух своих солдат во Второй мировой войне. 

Режиссер Сэо Мицуё решил создать аниме о том, как японская армия побеждает в этой войне. Этот мультфильм любопытен не только своей военно-морской тематикой, но и персонажами. Вместо людей, как и в картинах Уолта Диснея, здесь появляются животные. 

Это был точный пропагандистский расчет. Сэо Мицуё понимал, что миловидные анималистичные персонажи заинтересуют детей, а сюжетные коллизии будут любопытны взрослым. Этот ход и сделал аниме таким популярным. Ведь главная особенность японских мультфильмов в том, что они одинаково нравятся людям всех возрастов: от подростков до пенсионеров. 

Первые студии

Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя — «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».

Toei Animation и Mushi Production[править | править код]

«Движущиеся картинки», 1907 год

Исследователи кинематографа долго считали, что найти первое аниме попросту невозможно. Однако в Японии долго ходили легенды, что в начале XX века, когда кинематограф из Европы пришел на Восток и чудо оживления картинок докатилось до Страны восходящего солнца, некий господин решил нарисовать короткий трехминутный мультфильм. Про что была эта история и кто были ее героями, никто не знал.

Но однажды, в самом начале XXI века, один коллекционер старых кинопленок раздобыл целый ящик архивных лент и неожиданно обнаружил в нем маленькую старинную пленку, заклеенную в кольцо. Так он открыл самое первое аниме.

Оно длилось ровно 3 секунды. Сюжет такой: появляется мальчик и пишет иероглифы, которые переводятся как «движущиеся картинки», затем он снимает шляпу и кланяется зрителям. На этом все. 

Пленка не зря была заклеена в кольцо. Благодаря этому аниме можно было смотреть несколько раз подряд. Найденную коллекционером ленту нельзя было посмотреть с помощью обычного кинопроектора. Для этого потребовался «Волшебный фонарь» — аппарат для проекции изображений, распространенный в XIX веке. По этой причине мультфильм нарисован двумя цветами: черным и красным.

Истоки[править | править код]

Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад — приблизительно в 1907 году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы 活動写真, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова «кино», затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен.

Произведения первой четверти XX века, в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие — от одной до пяти минут — анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старинных японских сказок. К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.

По различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры, как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм «Гора, где бросали стариков», возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи. Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.

Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим, в западном стиле

Анимация завоевала внимание широкой общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений — некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет

С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.

На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934-м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро», экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей. После вторжения Японии в Китай в 1937-м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных.
В преддверии разразившейся Второй мировой войны так же и стиль в аниме начал меняться. Аниме не должно было напоминать западные мультфильмы. В 1943-м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, возможно означавших союзные войска, вышедший в апреле 1945-го года.

Критика аниме[править | править код]

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме, неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме — отаку, выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимость). В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории, иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры.

Многим не нравится аниме на эмоциональном уровне: если зритель считает, что мультфильмы создают только для детской аудитории, он ожидает и соответствующего развития сюжета, и либо испытывает дискомфорт от просмотра аниме, рассчитанного на юношескую или взрослую аудитории, либо отказываясь от просмотра, создаёт заочное негативное мнение о произведении. Также часто зрителям не нравится графическое решение в аниме — пресловутые «большие глаза», или голоса персонажей, из-за непривычного для европейца звучания слов и выражения эмоций в японском языке.

Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, одним из представителей которой без сомнения является и японская анимационная индустрия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: