«Мег 2: Впадина»
Гигантский доисторический хищник возвращается на экраны кинотеатра в этом году, да не один. Укрощать Мегалодона снова вызвался Джейсон Стейтем, которому оказалось мало столкновений со смертоносным животным в прошлом фильме. В этот раз герои видимо продолжат изучать Марианскую впадину и её обитателей. Первая часть стала неожиданным хитом, причем не только кассовым, но и по отзывам зрителей. Джейсон Стейтем еще в 2018 году отмечал, что у создателей есть мысли по созданию сиквела. Но для него, как бы это банально не звучало, нужен успех в прокате, что собственно и случилось.
Примечательно, что создатели второй картины отмечают более мрачный тон ленты, который граничит со взрослым рейтингом. Стоит вспомнить, что первая часть, как и вторая, создавались на основе книг Стива Альтена и если в первой серии герои сражались с доисторическим хищником Мегалодоном, то по сюжету второй книги персонажи, исследуя Марианскую впадину, обнаружат Коронозавра. Скорее всего именно этот Плеозавр и окажется новой проблемой Джейсона Стейтема и команды. Правда тогда возникает диссонанс, ведь картина будет уже не о гигантской доисторической акуле, а о динозавре. Трейлер по идее должен появиться в ближайшие месяцы.
Трейлер:
https://youtube.com/watch?v=EbJz88JD1Qs%3F
Проклятия, куклы и скримеры
После успешного дебюта у Джеймса Вана были все шансы стать апологетом ультранасилия на экранах: в «Пиле» герои сгорали заживо, отпиливали себе ноги и пробирались через колючую проволоку. Хотя, строго говоря, в первой части самые кровавые моменты показывали мельком. Но скорее из-за нехватки бюджета, чем из скромности.
Однако, отпустив франшизу окончательно превращаться в «пыточное порно», сам режиссёр решил пугать людей совсем иначе. «Астрал» он задумал как противоположность предыдущей работе: без гротескного насилия, но с обилием скримеров (они же jump scare) — сцен, где зрителя пугает выпрыгивающий монстр и громкий звук.
Причём в этом фильме он доказал, что достаточно накрасить лицо композитора картины Джозефа Бишары красным гримом и вовремя поместить его в кадр, и душа зрителя уйдёт в пятки.
По сути, в большинстве фильмов Ван использует одни и те же приёмы. Например, кукла, как символ чего-то ужасного, появилась ещё в «Пиле». Потом перекочевала в следующую работу режиссёра — «Мёртвую тишину», даже сохранив спиральный узор. А если посмотреть на маску игрушки Билли в этой картине, трудно не заметить сходство с Аннабель из франшизы «Заклятие».
Кадр из фильма «Астрал»
При том, что историю последней списывали с реальной «проклятой» куклы. Но в реальности та выглядит совсем иначе. И это подводит к следующей теме: Джеймс Ван — большой любитель всяческих легенд и пугающих историй.
Сначала он брал их просто из классических тем книг и фильмов: душа убитого человека в кукле («Мёртвая тишина»), дом с паранормальными явлениями и одержимые дети («Астрал»). Потом перешёл к более конкретным источникам, а именно упомянутым Эду и Лоррейн Уорренам. Подробнее о прообразах персонажей и сюжетов франшизы «Заклятие» мы рассказывали в этой статье.
Тот самый jump scare и вовсе стал любимым приёмом режиссёра. Апофеозом этого подхода можно считать жуткую монахиню из второго «Заклятия» — возможно, единственный в истории кино скример, который получил сольный фильм (а вскоре к нему добавится и сиквел). Но Ван сумел немного разбавить банальность таких «пугалок» своей иронией: он часто подбрасывает зрителю обманки, когда и картинка, и звук намекают, что сейчас выскочит монстр. Но потом на экране пробегает какой-нибудь условный котик.
И тем удивительнее, что в новом фильме «Злое» режиссёр обращается к несколько иному жанру классики ужасов — слэшерам. Впервые в его картинах появляется жуткий убийца с ножом, который рубит на части всех встречных. Хотя автор всё же припас и несколько скримеров для ценителей.
Кадр из фильма «Заклятие 2»
«Проклятие монахини 2»
Вторая часть «Заклятия» представила поистине жуткого злодея в лице демона Валака, который в образе монахини кошмарил главных героев киноленты. Картины получила ошеломительный успех, окупив себя в прокате в восемь раз. Неудивительно, что вскоре создатель киновселенной Джеймс Ван заявил, что в разработке находится спин-офф о демонической сущности, которая так впечатлила зрителей. Спустя 2 года на экраны кинотеатров выходит кинолента «Проклятие монахини», которая при бюджете в 22 млн долларов собирает 365 млн, что даже выше сборов второго «Заклятия». Боссы студии не заставили долго ждать и вскоре после аналитики объявили о сиквеле. О грядущей новинке известно немного.
Создатель франшизы Джеймс Ван рассказал, что история свяжет первую часть «Проклятие монахини» и второй «Заклятия» и будет не полностью, но касаться Лоррейн Уоррен у которой внезапно появилась связь с демоном в Амитивилле. Во время пресс-тура киноленты «М3ГАН» Джеймс Ван рассказал, что четвёртая часть «Заклятия», которая сейчас находится в активной разработке с большой вероятностью станет последним приключением для Эда и Лоррейн Уоррен. Причем речь идет о закрытии всей киновселенной. Следующим фильмом франшизы станет сиквел «Проклятие монахини 2», который выйдет в сентябре этого года, а «Заклятие 4» запланировано на 2024 год.
Трейлер:
https://youtube.com/watch?v=aeu4VaWsFCI%3F
«Бугимен»
Один из самых любопытных и перспективных проектов этого года. Примечателен он тем, что картина является одной из самых популярных экранизаций Стивена Кинга, которая в русской локализации именуется как «И пришёл бука». Но фильм будет носить название «Бугимен». В кресло режиссера посадили Роба Саваджа, который снимает низкобюджетное среднее кино. В грядущей новинке нам расскажут о детях, которые после трагической гибели матери обнаруживают, что в их доме поселился монстр, затаившийся в темных уголках помещения.
Подростки пытаются заставить своего убитого горем отца обратить внимание на новую проблему, пока не стало слишком поздно. Изначально проект планировался выходить со взрослым рейтингом, но в итоге получил PG-13, то есть подростковый
Новинка выйдет на стриминговой платформе Hulu. Правда пока точная дата неизвестна. Вообще команда у проекта собралась крепкая. Помимо вышеупомянутого Роба Саваджа, сценарий к картине написали Скотт Бек и Брайан Вудс в копилке которых хитовое «Тихое место». Главную роль исполнил Давид Дастмалчян, который многим знаком по «Человеку-муравью» и «Дюне».
Трейлер:
Семейное кино
Как ни удивительно, мастер популярных ужасов и кино с рейтингом 18+ в своих картинах очень часто говорит о простых жизненных истинах
А именно — о важности родственных уз
Здесь стоит пропустить шутки про «Форсаж» — главную «семейную» сагу последнего десятилетия, превратившуюся в мем. Но если присмотреться к большинству работ режиссёра, везде можно увидеть хорошо продуманную тему родни. Даже в «Мёртвой тишине» основное действие завязано на отношениях главного героя с отцом. В «Злом» главной героине приходится выбирать между кровными узами и семьёй, которая её воспитала.
«Астрал» и «Заклятие» и вовсе построены по одному принципу: родители пытаются защитить своих детей от призраков. Мало того, всё обаяние экранной истории Уорренов держится именно на том, что главных героев показывают не просто ловцами призраков, а любящей семейной парой, которая заботится друг о друге и хочет помогать окружающим.
Кадр из фильма «Злое»
И даже в «Аквамене» — фильме, построенном по правилам кинокомиксов, — основной конфликт связан с семьёй. Главный герой должен победить своего брата и найти мать.
Но, пожалуй, апофеоза «семейная» тема достигает в не самом известном и не самом удачном фильме Вана «Смертный приговор». В этом триллере отец после смерти сына решает разобраться с убившими его бандитами. Здесь режиссёр ненадолго вернулся к теме ультранасилия и к финалу скорее деконструировал истории о мести, чем продолжил их. Но всё же тема налицо.
Мать Аквамена
«Восстание зловещих мертвецов»
Ещё одна не менее популярная франшиза возвращается на экраны кинотеатров. «Зловещие мертвецы» принесли небывалый успех талантливому режиссеру Сэму Рэйми, который подарил нам Человека-паука Тоби Магуайра и несколько классных ужастиков. В прошлом году режиссер отличился своей работой в киновселенной Марвел, представив свое видение мультивселенной безумия, которую по слухам порезали. Многие помнят «Зловещих мертвецов» благодаря главному герою Эшу, который во второй части франшизы лишился руки и заменил её бензопилой. После успеха данной киновселенной исполнитель главной роли Брюс Кэмпбелл жестко топил за возвращение истории на экраны и в 2013 году вышла четвёртая часть с подзаголовком «Черная книга», которая по сути является римейком оригинального фильма 1981 года.
Через пару лет на свет появился сериал «Эш против зловещих мертвецов», который высоко оценили поклонники жанра. Но в апреле этого года новых героев ждут уже знакомые нам приключения, когда случайно найденная книга «Некрономикон» вновь разбудит зло. Грядущая картина входит в киновселеную и является пятой по счету в серии. Но по слухам в ней не стоит ждать даже камео Эша. Брюс Кэмпбелл в этот раз выступает продюсером киноленты, впрочем, как и в прошлых случаях. Изначально картина должна была выйти в качестве эксклюзива на HBO Max, но высокие оценки зрителей и критиков на тестовом показе изменили планы студии.
Трейлер:
«М3ГАН»
«Современные проблемы требуют современных решений», — именно такой концепции придерживался Джеймс Ван, создавая новое детище совместно с Акелой Купер. Парочка уже работала вместе над картиной «Злое», которая отличилась не только оригинальной историей, но и яркой сценой в полицейском участке. Уже имея огромный опыт с дьявольскими куклами Ван решил подойти к свежей истории с другой стороны. В основе сюжета лежит история девочки Кади, которая в результате трагедии лишается родителей. Опеку над ребенком получает Джемма, блестящий робототехник из компании по производству игрушек.
Чтобы скрасить одиночество девочке и отвлечь Кади от горькой утраты, женщина использует искусственный интеллект и загружает его в реалистичную куклу. Игрушка запрограммирована на то, чтобы стать лучшим другом для ребенка и подразгрузить родителей. Однако искусственный интеллект начинает сам развиваться и понимать некоторые команды совершенно иначе. В режиссерском кресле новинки оказался Джерард Джонстон, который может похвастаться лишь комедийным хоррором «Привязанные к дому». Но боссы студии еще в ноябре, посмотревшие новинку, отметили, что очень довольны ею и уже строят планы на сиквел.
Трейлер:
https://youtube.com/watch?v=SKgWgrf9AjA%3F
Незаметный авторский стиль
Джеймс Ван давно уже стал неким символом «попсовых» ужасов — развлекательного кино без особого подтекста. Его сотрудничество с популярными франшизами и вовсе закрепляет за режиссёром образ наёмного работника, который ставит фильмы по заказу. Но если присмотреться, то в его стиле есть множество узнаваемых приёмов, характерных для авторского кинематографа.
У Вана есть несколько любимых актёров. В первую очередь, конечно, Патрик Уилсон, который сыграл в «Астрале» и «Заклятии», а потом перебрался и в «Аквамена». Точно так же Донни Уолберг (старший брат Марка Уолберга) снялся в «Мёртвой тишине», а потом в нескольких частях «Пилы» в одном и том же образе полицейского.
Служители закона вообще часто фигурируют в его сюжетах. Обычно в роли скептиков для большего контраста с безумием происходящего. Даже если речь идёт о реалистичном сюжете, вроде «Смертного приговора».
Кадр из фильма «Смертный приговор»
В визуальном ряде при всём разнообразии жанров и бюджетов можно выделить несколько общих черт. Со времён «Пилы» режиссёр любит холодные цветофильтры. В ранних работах это помогало прикрывать низкое качество съёмок, но потом стало фирменным стилем, отражающим паранормальный ужас. Он даже в «Аквамена» сумел поместить мрачную картинку из хоррора и чудовищ, достойных Лавкрафта.
В большинстве фильмов Ван пользуется услугами одних и тех же композиторов. Это либо Чарли Клоузер из Nine Inch Nails, придумавший легендарную Hello Zepp для «Пилы», либо Джозеф Бишара. Из-за этого, конечно, некоторые музыкальные темы кажутся слишком похожими. Например, финал «Мёртвой тишины» буквально копирует упомянутую «Пилу». Тем более, что режиссёр использует там тот же подход к визуалу: проматывает некоторые сцены из фильма с разъяснениями их истинной сути.
Патрик Уилсон в фильме «Заклятие 2»
Но параллельно с атмосферными быстрыми нарезками кадров, которые создают динамику, а то и вызывают страх, у Вана мелькает ещё один любимый визуальный приём. Буквально в каждой его картине есть очень длинный проход камеры без видимых монтажных склеек. Чаще всего при этом меняется несколько локаций или бегут сами герои. Достаточно вспомнить знакомство с главными персонажами «Заклятия 2», поход по потустороннему миру в «Астрале» или пробежку Меры и её преследователей сквозь стены в «Аквамене». Возможно, самая длинная и масштабная съёмка в этом стиле появляется у Вана в «Смертном приговоре», где герой спасается от преступников на парковке. Там камера беспрерывно следует за персонажами на нескольких уровнях больше двух минут.
И даже появление Деккарда Шоу в исполнении Джейсона Стэйтема во вступительной сцене «Форсажа 7» снято ровно таким же образом. С этим героем, кстати, можно связать ещё одну любопытную «пасхалку» от режиссёра. В его «Мёртвой тишине» главную злодейку в исполнении Джудит Робертс зовут Мэри Шоу. Эта же актриса появляется в «Смертном приговоре» в роли судьи Шоу. В «Форсаже 7» такую фамилию носит главный антагонист, а в картине «Злое» — один из детективов.
Джудит Анна Робертс в фильме «Мертвая тишина»