Фильм франшизы Saw: основан ли он на реальной истории?
Франшиза ужасов Saw печально известна своими больными и извращенными сценами смерти (даже производимыми компанией под названием «Twisted Pictures»). Франшиза «Пила» использует в своих интересах очень настоящий страх: садистские пытки. Учитывая, что пытки — это довольно реалистичный страх, свободный от сверхъестественных элементов, более логично, что может быть такой реальный убийца, как Джон Крамер (Jigsaw из фильма). В конце концов, многие из ловушек (или аналогичных издевательств) могут быть разработаны из простых компонентов и частей, доступных онлайн и из магазинов оборудования.
Новое начало
Казалось бы, ну теперь-то уж точно конец. Ага, сейчас! Спустя семь лет студия Lionsgate, на радость неискушенной публике, реанимировала свою дойную корову. Перезагрузить поеденную молью франшизу было поручено людям, никак не связанным с производством предыдущих частей. Да только создать на базе «Пилы» что-либо оригинальное ни сценаристам Джошу Столбергу и Питу Голдфингеру, ни отвечавшим за режиссуру братьям Спрингам оказалось не по силам. В восьмом фильме речь шла об очередном ученике давно усопшего Крамера, которого безуспешно пытаются поймать полицейские. Как и следовало ожидать, ничего путного из возрождения «Пилы» не вышло: сюжетные твисты угадываются наперед, персонажи не вызывают ни капли сопереживания, а смертоносные ловушки — самые скучные в серии. Но какое это имеет значение, если зритель даже спустя столько лет готов платить? Поэтому через несколько лет «Пила» была перезагружена второй раз кряду. Идея ребута под названием «Спираль» принадлежала комику Крису Року, также исполнившему главную роль. Он играет копа, расследующего серию зверских убийств, совершенных… еще одним подражателем. Нужно ли говорить, что результат вышел столь же плачевным?
Проклятия, куклы и скримеры
После успешного дебюта у Джеймса Вана были все шансы стать апологетом ультранасилия на экранах: в «Пиле» герои сгорали заживо, отпиливали себе ноги и пробирались через колючую проволоку. Хотя, строго говоря, в первой части самые кровавые моменты показывали мельком. Но скорее из-за нехватки бюджета, чем из скромности.
Однако, отпустив франшизу окончательно превращаться в «пыточное порно», сам режиссёр решил пугать людей совсем иначе. «Астрал» он задумал как противоположность предыдущей работе: без гротескного насилия, но с обилием скримеров (они же jump scare) — сцен, где зрителя пугает выпрыгивающий монстр и громкий звук.
Причём в этом фильме он доказал, что достаточно накрасить лицо композитора картины Джозефа Бишары красным гримом и вовремя поместить его в кадр, и душа зрителя уйдёт в пятки.
По сути, в большинстве фильмов Ван использует одни и те же приёмы. Например, кукла, как символ чего-то ужасного, появилась ещё в «Пиле». Потом перекочевала в следующую работу режиссёра — «Мёртвую тишину», даже сохранив спиральный узор. А если посмотреть на маску игрушки Билли в этой картине, трудно не заметить сходство с Аннабель из франшизы «Заклятие».
Кадр из фильма «Астрал»
При том, что историю последней списывали с реальной «проклятой» куклы. Но в реальности та выглядит совсем иначе. И это подводит к следующей теме: Джеймс Ван — большой любитель всяческих легенд и пугающих историй.
Сначала он брал их просто из классических тем книг и фильмов: душа убитого человека в кукле («Мёртвая тишина»), дом с паранормальными явлениями и одержимые дети («Астрал»). Потом перешёл к более конкретным источникам, а именно упомянутым Эду и Лоррейн Уорренам. Подробнее о прообразах персонажей и сюжетов франшизы «Заклятие» мы рассказывали в этой статье.
Тот самый jump scare и вовсе стал любимым приёмом режиссёра. Апофеозом этого подхода можно считать жуткую монахиню из второго «Заклятия» — возможно, единственный в истории кино скример, который получил сольный фильм (а вскоре к нему добавится и сиквел). Но Ван сумел немного разбавить банальность таких «пугалок» своей иронией: он часто подбрасывает зрителю обманки, когда и картинка, и звук намекают, что сейчас выскочит монстр. Но потом на экране пробегает какой-нибудь условный котик.
И тем удивительнее, что в новом фильме «Злое» режиссёр обращается к несколько иному жанру классики ужасов — слэшерам. Впервые в его картинах появляется жуткий убийца с ножом, который рубит на части всех встречных. Хотя автор всё же припас и несколько скримеров для ценителей.
Кадр из фильма «Заклятие 2»
«Пила» становится франшизой
Кадр из фильма «Пила-2» (2005)
Учитывая кассовый успех «Пилы», немудрено, что продюсеры сразу же дали сиквелу зеленый свет. И так как у Уоннелла никаких мыслей относительно продолжения не было, требовалось срочно найти нового сценариста. Выбор пал на еще одного талантливого новичка, Даррена Линна Боусмана, два года вынашивавшего идею о кровавом реалити-шоу, где наркоманы бьются в замкнутом пространстве насмерть. Его же в конечном счете утвердили и на пост режиссера. Получив шанс всей жизни, молодой постановщик воспользовался им сполна, адаптировав собственную задумку под «Пилу». И именно с его приходом кинофраншиза обрела привычный вид, сформировав канон так называемого «пыточного порно». Боусман выкрутил рубильник с мясом на максимум: подопытных теперь не двое, а сразу восемь, потому и количество хитроумных ловушек значительно увеличилось, а кровь непрерывно льется рекой
Что немаловажно, у саги появилось лицо. Если в первой части Джон Крамер почти весь фильм лежал в луже крови, то теперь философствующий маньяк в исполнении Тобина Белла выходит на передний план, манипулируя участниками игры лично
Бюджет возрос до 4 миллионов долларов, которые были потрачены на постройку основной локации. Съемочный процесс занял 25 дней, и уже к сентябрю 2005 года сиквел дошел до широкой аудитории. Вопреки уходу авторов оригинала, отправившихся делать «Мертвую тишину», вторая часть принесла еще больше денег. Как водится, очередное продолжение не заставило себя ждать. Режиссерское кресло повторно занял Боусман, а над сценарием в последний раз поработал Уоннелл. По мнению многих поклонников, если бы продюсеры смогли вовремя остановиться, то из «Пилы» получилась бы идеальная трилогия. И с этим сложно не согласиться. В триквеле Конструктор завершает свою финальную игру на смертном одре, утягивая за собой верную помощницу Аманду. Казалось бы, в кровавой истории поставлена жирная точка, но прибыль вновь возросла, а значит, шоу должно продолжаться.
«Пила» становится франшизой
Кадр из фильма «Пила-2» (2005)
Учитывая кассовый успех «Пилы», немудрено, что продюсеры сразу же дали сиквелу зеленый свет. И так как у Уоннелла никаких мыслей относительно продолжения не было, требовалось срочно найти нового сценариста. Выбор пал на еще одного талантливого новичка, Даррена Линна Боусмана, два года вынашивавшего идею о кровавом реалити-шоу, где наркоманы бьются в замкнутом пространстве насмерть. Его же в конечном счете утвердили и на пост режиссера. Получив шанс всей жизни, молодой постановщик воспользовался им сполна, адаптировав собственную задумку под «Пилу». И именно с его приходом кинофраншиза обрела привычный вид, сформировав канон так называемого «пыточного порно». Боусман выкрутил рубильник с мясом на максимум: подопытных теперь не двое, а сразу восемь, потому и количество хитроумных ловушек значительно увеличилось, а кровь непрерывно льется рекой
Что немаловажно, у саги появилось лицо. Если в первой части Джон Крамер почти весь фильм лежал в луже крови, то теперь философствующий маньяк в исполнении Тобина Белла выходит на передний план, манипулируя участниками игры лично
Бюджет возрос до 4 миллионов долларов, которые были потрачены на постройку основной локации. Съемочный процесс занял 25 дней, и уже к сентябрю 2005 года сиквел дошел до широкой аудитории. Вопреки уходу авторов оригинала, отправившихся делать «Мертвую тишину», вторая часть принесла еще больше денег. Как водится, очередное продолжение не заставило себя ждать. Режиссерское кресло повторно занял Боусман, а над сценарием в последний раз поработал Уоннелл. По мнению многих поклонников, если бы продюсеры смогли вовремя остановиться, то из «Пилы» получилась бы идеальная трилогия. И с этим сложно не согласиться. В триквеле Конструктор завершает свою финальную игру на смертном одре, утягивая за собой верную помощницу Аманду. Казалось бы, в кровавой истории поставлена жирная точка, но прибыль вновь возросла, а значит, шоу должно продолжаться.
Феноменальный успех первой части
На съемки фильма ужасов «Пила. Игра на выживание» ушло всего 18 дней. По сюжету фотограф Адам (Уоннелл) и хирург Лоуренс Гордон (Кэри Элвес) просыпаются посреди ванной комнаты, будучи прикованными цепями к трубам. Посередине — труп неизвестного мужчины с пистолетом в одной руке и диктофоном в другой. Прослушав пленку, жертвы выясняют, что их похитил маньяк Джон Крамер по прозвищу Конструктор. На то, чтобы выбраться на свободу, у Адама и Лоуренса есть всего несколько часов.
Кадр из фильма «Пила. Игра на выживание» (2004)
Новаторство «Пилы» заключалось в том, что заявленный серийный убийца сам никого не убивает, а его истинная цель — научить людей ценить собственную жизнь. Роль маньяка-моралиста воплотил немолодой актер Тобин Белл, навсегда оставшийся заложником своего яркого образа
Впрочем, по-настоящему Конструктор в его исполнении о себе заявил во второй части, тогда как в оригинале все внимание уделено героям Уоннелла и Элвеса, которые пытаются понять, почему похитили именно их и какая между ними связь. Несмотря на тот факт, что Ван продумал фильм до мельчайших подробностей, на репетиции у него практически не оставалось времени, поэтому он поощрял импровизацию
Ввиду скудного бюджета это было преимущественно диалоговое кино, где еще нет той запредельной жестокости — неизменного атрибута киносаги. Зато саспенса — хоть отбавляй. Камерная история, создававшаяся кучкой энтузиастов на коленке, держит в напряжении вплоть до обескураживающей развязки под увертюру Hello Zepp Чарли Клаузера, ставшую такой же неотъемлемой частью «Пилы», что и марионетка со спиралями на щеках.
Процесс создания эпохального ужастика протекал отнюдь не так гладко, как того хотелось бы его создателям. Беды настигали Вана одна за другой. Сначала ему отказали в визе, из-за чего подготовкой к съемочному процессу он занимался по видеосвязи. Так как денег на реквизит не было, актеров взаправду приковывали к батарее цепями, а в кульминации использовалась настоящая пила, которой Кэри Элвес умудрился повредить ногу. Съемки Дэнни Гловера — единственного именитого участника проекта — завершились спустя два дня, из-за чего в некоторых сценах его подменял Уоннелл. Он же выступил дублером актрисы Шоуни Смит, в одном из фрагментов сыграв ее тень на стене. Оператор Дэвид А. Армстронг, бегая с громоздкой камерой по арендованной заброшке с низкими потолками, однажды ударился головой и получил сотрясение, но продолжал работать из больницы, внося правки в отснятый материал.
Невзирая на все злоключения, Ван довел начатое до конца, едва успев к премьере на кинофестивале независимого кино «Сандэнс». В октябре 2004 года инди-хоррор «Пила. Игра на выживание» не только добрался до широкого проката, но и стал большим хитом, сто раз окупив свой смехотворный бюджет.
Путевка в большое кино
Несмотря на официальное приглашение, Ван был убежден, что лететь в США с одним лишь сценарием на руках опрометчиво. Для верности прозорливый постановщик решил на скорую руку экранизировать один из наиболее зрелищных эпизодов. В 9-минутном ролике, на создание которого Вану потребовалось несколько дней и две тысячи долларов, Уоннелл играет парня, ставшего участником жестокой игры на выживание. Чтобы выбраться из медвежьего капкана, ему нужно отыскать ключ в желудке еще живого человека. Уже здесь фигурируют все основные атрибуты будущего фильма: резкий монтаж, нелинейное повествование и зеленый фильтр. Леденящий душу эпизод целиком войдет в полнометражную версию «Пилы», разве что персонаж Уоннелла будет заменен на Аманду (Шоуни Смит), одну из ключевых героинь первых трех частей.
Кадр из короткометражного фильма «Пила» (2003)
Ван и Уоннелл отправили короткометражку вместе со сценарием в Лос-Анджелес, но особых иллюзий не питали. Друзья прекрасно осознавали, что голливудские воротилы ежедневно отсматривают по сотне подобных любительских видео, в большинстве случаев отвечая наивным дилетантам отказом. Опасения были напрасными, ибо продюсеры Грегг Хоффман, Марк Берг и Орен Каулз остались под впечатлением от увиденного и сразу же заключили с 26-летними австралийцами контракт, выгодный каждой из сторон. Ван получил полную творческую свободу, Уоннелла утвердили на одну из главных ролей, а бюджет составил всего-навсего 1,2 миллиона долларов.
К тому моменту Ван уже завершил работу над раскадровками, разработал дизайн костюмов, в то время как зловещая кукла Билли и железная ловушка были сконструированы им еще для короткого метра. Дело оставалось за малым — снять кино.
Закат киносериала
Перед новыми сценаристами Патриком Мелтоном и Маркусом Данстэном, сменившими Уоннелла, стояла непростая задача: расширить мифологию «Пилы» без Крамера, скончавшегося в третьем фильме. С их подачи злодеем становится полицейский Марк Хоффман (Костас Мэндилор), последователь Конструктора, а сам маньяк отныне появляется во флешбэках, из которых зритель узнает о его трагическом прошлом. Пыточных механизмов и крови тут еще больше, однако мудреный сюжет трещит по швам из-за логических несостыковок и обилия нововведенных персонажей. В частности, важным действующим лицом становится Джилл (Бетси Расселл), жена Крамера, между тем по следу Хоффмана идет федеральный агент Страм (Скотт Паттерсон). Именно в четвертой «Пиле» философия Крамера стала деградировать в угоду зрелищности, тогда как сама франшиза превратилась в мыльную оперу, обилие сюжетных линий которой пугает похлеще любого ультранасилия.
Кадр из фильма «Пила 3D» (2010)
Конвейерное производство утомило даже Боусмана, но вакантное место пустовало недолго: вскоре после его ухода продюсеры утвердили в качестве режиссера Дэвида Хакла, работавшего над предыдущими «Пилами» художником-постановщиком. В пятом фильме речь опять шла о злодеяниях Хоффмана, окончательно вышедшего из-под контроля и плевать хотевшего на изначальные планы своего наставника. За его похождениями зрителю пришлось наблюдать вплоть до седьмой и, как предполагалось, последней части «Пилы», вышедшей в 2010 году. В финале Мелтон и Данстэн попытались красиво закольцевать историю: Хоффмана в конечном счете ловит доктор Гордон из самой первой кинокартины. Со словами «игра окончена» хирург запирает горе-ученика Конструктора в той самой ванной комнате, где все когда-то началось. Звучит красиво, но по факту седьмая «Пила» не только разваливается на бессвязные фрагменты, но и не дает публике хотя бы одно мало-мальски изобретательное убийство.
Джеймс Ван начинает и выигрывает
Даже те, кто не слишком разбирается в кино и не запоминает фамилии режиссёров, наверняка знакомы хотя бы с одной из работ этого автора. Достаточно перечислить: именно Ван придумал франшизы «Заклятие».
Всё началось ещё в нулевых, когда будущий режиссёр, а на тот момент просто ученик киношколы в Мельбурне со своим сокурсником и коллегой Ли Уоннеллом придумал короткометражный фильм «Пила». Сняв на собственные деньги любительскую картину, напарники разослали её по студиям и получили приглашение от Lionsgate на создание полного метра. Но был нюанс: новичкам выделили мизерные 1,2 миллиона долларов. Путём невероятных ухищрений, сократив актёрский состав и локации до минимума, Ван и Уоннелл сняли полноценную «Пилу». Студия планировала выпустить её сразу на носителях, ожидая, что фильм новичков соберёт небольшую кассу среди поклонников хоррор-триллеров. Но сначала картину показали на фестивале «Сандэнс», где она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Тогда «Пилу» отправили в кинотеатры и не прогадали: картина собрала в прокате 100 миллионов долларов (напомним, вложили в неё чуть больше одного миллиона).
Кадр из фильма «Пила: игра на выживание»
Разумеется, студия тут же запросила несколько продолжений, выделив на это уже более солидные суммы. Но тут как раз случается поворот, который станет типичным для карьеры Джеймса Вана. Режиссёр не снял больше ни одного фильма во франшизе «Пила» (а их на сегодня вышло уже девять). Он иногда помогал со сценариями, продюсировал, но сам отправлялся реализовывать другие идеи.
Справедливости ради, стоит упомянуть, что второй фильм Вана — «сиквел, но следующие две части поставили уже без него.
И в том же 2013-м вышел главный хит режиссёра — «Проклятие Аннабель», а также фильмами про жуткую монахиню и плачущего призрака.
Неудивительно, что при такой результативности (у Вана был лишь ещё один провал — триллер «Аквамен» неплохо поддержал пошатнувшуюся киновселенную DC.
Кадр из фильма «Заклятие»
Описание методов пыток из фильма «Пила»
Карусельная пытка
В этой пытке жертва оказывается связанной на карусели с шестью сквозными лезвиями. Карусель начинает вращаться, и жертва должна определиться, какое лезвие не заточено. Если она выбирает правильно, то она освободится, и карусель остановится. Если же она ошибается, то она будет разделена пополам.
Кабина полностью в траве
Жертве в этой пытке предстоит вылезти из кабины, находящейся полностью в траве, пока время ее дыхательного аппарата истекает. Если она не успеет вылезти, то умрет от удушья.
Волчий ям
Жертва попадает в волчью яму, где она либо протягивает руку с татуировкой «иммунитет», либо погибает, если не имеет такой татуировки. После этого жертва оказывается внутри котла с кислотой, и ее тело полностью растворяется.
- Карусельная пытка: вращение карусели с лезвиями.
- Кабина полностью в траве: удушье жертвы в кабине.
- Волчий ям: погружение жертвы в кислоту.
Чего ждать от грядущего фильма?
Кадр из фильма «Пила-10» (2023)
Осенью 2023 года состоится мировая премьера десятой «Пилы». События киноленты развернутся между первой и второй частью, и, по заверениям создателей, их детище будет выдержано в духе ранних фильмов серии. На экраны вернется не только Тобин Белл, но и Шоуни Смит в качестве Аманды. Завязкой сюжета служит неудачная поездка Крамера на лечение в Мексику. Став жертвой обмана, маньяк принимается мстить врачам, нарушившим клятву Гиппократа. Режиссерское кресло занял Кевин Гротерт, монтажер оригинальной «Пилы» и постановщик шестой и седьмой. Сценарий же написали пресловутые Столберг и Голдфингер, ответственные за восьмую и девятую. Таким образом, студии удалось собрать «команду мечты» из авторов худших частей «Пилы». Остается лишь надеяться, что общими усилиями они окончательно и бесповоротно похоронят некогда великую сагу.
Максим Федоров
Проклятия, куклы и скримеры
После успешного дебюта у Джеймса Вана были все шансы стать апологетом ультранасилия на экранах: в «Пиле» герои сгорали заживо, отпиливали себе ноги и пробирались через колючую проволоку. Хотя, строго говоря, в первой части самые кровавые моменты показывали мельком. Но скорее из-за нехватки бюджета, чем из скромности.
Однако, отпустив франшизу окончательно превращаться в «пыточное порно», сам режиссёр решил пугать людей совсем иначе. «Астрал» он задумал как противоположность предыдущей работе: без гротескного насилия, но с обилием скримеров (они же jump scare) — сцен, где зрителя пугает выпрыгивающий монстр и громкий звук.
Причём в этом фильме он доказал, что достаточно накрасить лицо композитора картины Джозефа Бишары красным гримом и вовремя поместить его в кадр, и душа зрителя уйдёт в пятки.
По сути, в большинстве фильмов Ван использует одни и те же приёмы. Например, кукла, как символ чего-то ужасного, появилась ещё в «Пиле». Потом перекочевала в следующую работу режиссёра — «Мёртвую тишину», даже сохранив спиральный узор. А если посмотреть на маску игрушки Билли в этой картине, трудно не заметить сходство с Аннабель из франшизы «Заклятие».
Кадр из фильма «Астрал»
При том, что историю последней списывали с реальной «проклятой» куклы. Но в реальности та выглядит совсем иначе. И это подводит к следующей теме: Джеймс Ван — большой любитель всяческих легенд и пугающих историй.
Сначала он брал их просто из классических тем книг и фильмов: душа убитого человека в кукле («Мёртвая тишина»), дом с паранормальными явлениями и одержимые дети («Астрал»). Потом перешёл к более конкретным источникам, а именно упомянутым Эду и Лоррейн Уорренам. Подробнее о прообразах персонажей и сюжетов франшизы «Заклятие» мы рассказывали в этой статье.
Тот самый jump scare и вовсе стал любимым приёмом режиссёра. Апофеозом этого подхода можно считать жуткую монахиню из второго «Заклятия» — возможно, единственный в истории кино скример, который получил сольный фильм (а вскоре к нему добавится и сиквел). Но Ван сумел немного разбавить банальность таких «пугалок» своей иронией: он часто подбрасывает зрителю обманки, когда и картинка, и звук намекают, что сейчас выскочит монстр. Но потом на экране пробегает какой-нибудь условный котик.
И тем удивительнее, что в новом фильме «Злое» режиссёр обращается к несколько иному жанру классики ужасов — слэшерам. Впервые в его картинах появляется жуткий убийца с ножом, который рубит на части всех встречных. Хотя автор всё же припас и несколько скримеров для ценителей.
Кадр из фильма «Заклятие 2»
Dead Silence Official Trailer 1 — Ryan Kwanten, Bob Gunton Movie (2007) HD
Dead Silence Official Trailer 1 — Ryan Kwanten, Bob Gunton Movie (2007) HD
После «Пилы» прошло несколько лет, прежде чем Ван добился такого же уровня успеха. Тем временем он и Уоннелл сняли «Мертвую тишину», жуткий фильм с участием призрака чревовещателя. Хотя «Мертвая тишина», возможно, не была столь кассовым хитом, как некоторые другие его фильмы, она стала солидным дополнением к жанру ужасов.
В главных ролях Райан Квантен и Джудит Робертс «Мертвая тишина» служит хорошим предшественником более успешных франшиз Вана «Астрал» и «Заклятие». Во-первых, ощущение от фильма очень мрачное и задумчивое, с подспудным чувством тревоги, которое со временем накапливается. В нем также много лора, связанного со страшной «народной сказкой» о Мэри Шоу: старой чревовещательнице. В следующих нескольких фильмах Вана и Уоннела было много предыстории, связанной с событиями фильмов, что создавало ужасающий контекст происходящему. Кажется, этот фильм стал хорошим полигоном для их метода.
Несмотря на то, что на момент выхода фильм был неудачным, за годы, прошедшие после его дебюта в 2007 году, фильм приобрел гораздо больше поклонников. Он удвоил свою прибыль от продаж домашних медиа.
Из андеграунда в мейнстрим
В 2003 году Джеймс начал трудиться над кинопроектом «Пила». Интересно то, что когда режиссёр подписывал контракт, он отказался от оплаты за свою работу над фильмом, решив получать проценты от прибыли. Ее размер в итоге составил более чем 100 млн. $.
В 2007 году Джеймс представил на суд зрителей свой триллер под названием «Смертный приговор». Фанаты испытали некоторое разочарование жанром картины, но вскоре их ожидал настоящий подарок от Вана ‒ картина «Астрал». В киноленте нельзя увидеть кровь и серийных убийц, но «Астрал» смог войти в современный мир кино как представитель наиболее впечатляющих фильмов. Критиками и зрителями как наилучшая работа режиссёра была названа кинолента «Заклятие», которая вышла на экраны в конце 2013 года. Именно ошеломительный эффект этого фильма стало причиной того, что Джеймс Ван был назван Королём ужасов.
Коварные (2010)
Его следующим большим хитом стал альбом «Insidious». Этот фильм, снятый независимо, чтобы Ван мог сохранить контроль над производством, дебютировал на Международном кинофестивале в Торонто и имел оглушительный успех у критиков. Взяв за основу традиционные фильмы ужасов о домах с привидениями, «Астрал» вместо этого показывает ребенка главных героев как преследуемого. Часто используемый рекламный слоган фильма звучал так: «Это не дом с привидениями».
Этот фильм поднял планку ужасов в целом; дизайн призраков особенно жуткий. Среди них выделяется Демон с губной помадой, персонаж, который с тех пор стал чем-то вроде иконы ужасов.
История призраков, Губной помады и охотников за привидениями — вот что действительно выделяет эту франшизу. Коварные 2 даже привнесли во франшизу элемент путешествия во времени, который редко использовался в ужасах, но был использован с отличным эффектом.
Именно здесь Ван впервые начал приобретать известность благодаря своей впечатляющей кинематографии. Между медленным панорамированием и жутким цифровым зумом просмотр фильмов Вана стал 101 для режиссера ужасов после «Астрал».
Феноменальный успех первой части
На съемки фильма ужасов «Пила. Игра на выживание» ушло всего 18 дней. По сюжету фотограф Адам (Уоннелл) и хирург Лоуренс Гордон (Кэри Элвес) просыпаются посреди ванной комнаты, будучи прикованными цепями к трубам. Посередине — труп неизвестного мужчины с пистолетом в одной руке и диктофоном в другой. Прослушав пленку, жертвы выясняют, что их похитил маньяк Джон Крамер по прозвищу Конструктор. На то, чтобы выбраться на свободу, у Адама и Лоуренса есть всего несколько часов.
Кадр из фильма «Пила. Игра на выживание» (2004)
Новаторство «Пилы» заключалось в том, что заявленный серийный убийца сам никого не убивает, а его истинная цель — научить людей ценить собственную жизнь. Роль маньяка-моралиста воплотил немолодой актер Тобин Белл, навсегда оставшийся заложником своего яркого образа
Впрочем, по-настоящему Конструктор в его исполнении о себе заявил во второй части, тогда как в оригинале все внимание уделено героям Уоннелла и Элвеса, которые пытаются понять, почему похитили именно их и какая между ними связь. Несмотря на тот факт, что Ван продумал фильм до мельчайших подробностей, на репетиции у него практически не оставалось времени, поэтому он поощрял импровизацию
Ввиду скудного бюджета это было преимущественно диалоговое кино, где еще нет той запредельной жестокости — неизменного атрибута киносаги. Зато саспенса — хоть отбавляй. Камерная история, создававшаяся кучкой энтузиастов на коленке, держит в напряжении вплоть до обескураживающей развязки под увертюру Hello Zepp Чарли Клаузера, ставшую такой же неотъемлемой частью «Пилы», что и марионетка со спиралями на щеках.
Процесс создания эпохального ужастика протекал отнюдь не так гладко, как того хотелось бы его создателям. Беды настигали Вана одна за другой. Сначала ему отказали в визе, из-за чего подготовкой к съемочному процессу он занимался по видеосвязи. Так как денег на реквизит не было, актеров взаправду приковывали к батарее цепями, а в кульминации использовалась настоящая пила, которой Кэри Элвес умудрился повредить ногу. Съемки Дэнни Гловера — единственного именитого участника проекта — завершились спустя два дня, из-за чего в некоторых сценах его подменял Уоннелл. Он же выступил дублером актрисы Шоуни Смит, в одном из фрагментов сыграв ее тень на стене. Оператор Дэвид А. Армстронг, бегая с громоздкой камерой по арендованной заброшке с низкими потолками, однажды ударился головой и получил сотрясение, но продолжал работать из больницы, внося правки в отснятый материал.
Невзирая на все злоключения, Ван довел начатое до конца, едва успев к премьере на кинофестивале независимого кино «Сандэнс». В октябре 2004 года инди-хоррор «Пила. Игра на выживание» не только добрался до широкого проката, но и стал большим хитом, сто раз окупив свой смехотворный бюджет.
«Другие» (2001)
В 2016 году Ван раскрыл свой список пяти своих любимых фильмов ужасов всех времен в интервью The Hollywood Reporter. Одним из пяти фильмов был «Другие», фильм ужасов 2001 года о женщине, которая видела призраков в своем доме в Джерси.
«Фильм Алехандро Аменабара с Николь Кидман изысканно снят, сделан в стиле старой школы. Это действительно одна из лучших историй о привидениях викторианской эпохи, когда-либо снятых в кино», — сказал Ван.
2. «Полтергейст» (1982)
«Полтергейст» Тоуба Хупера, один из самых популярных фильмов ужасов 80-х, рассказывает об обычной семье, в дом которой вторглись мстительные духи, похищающие дочь. В интервью THR Ван назвал этот фильм одним из своих любимых фильмов ужасов.
«Этот фильм травмировал меня в детстве и направил на мой одержимый путь ко всему, что связано со злыми куклами и марионетками. А еще у него потрясающий звуковой дизайн», — сказал он.
3. «Затерянное шоссе» (1997)
В одном из самых запутанных фильмов Дэвида Линча в очень запутанном творчестве «Шоссе в никуда» Билл Пуллман играет музыканта, обвиняемого в убийстве своей жены (Патриши Аркетт), которая внезапно превращается в другого, более молодого человека. Ван назвал этот фильм еще одним из своих любимых фильмов ужасов.
«Это самый страшный фильм, не являющийся ужастиком: фрагментарное повествование, нуаровая атмосфера, коварный звуковой ландшафт, угрюмая фотография. Все это создает классический опыт Дэвида Линча», — сказал Ван.
4. «Челюсти» (1975)
Один из самых популярных фильмов Стивена Спилберга «Челюсти» и его история о прибрежном городе, терроризируемом акулой-убийцей, стал пионером современной стратегии выпуска летних блокбастеров. Этот фильм стал еще одним фильмом, который Ван включил в список своих любимых выступлений перед THR. «Этот фильм заставил меня испугаться великой, водянистой неизвестности. Это научило меня силе создания саспенс-фильмов (как и любого другого фильма Стивена Спилберга) посредством операторской работы, монтажа, музыки и мизансцены», — рассказал Ван.
5 “Рингу” (1998)
До американского фильма ужасов 2002 года «Звонок» был «Рингу», японский фильм ужасов режиссера Хидео Наката, в котором рассказывалась та же история репортера, расследующего проклятую видеокассету. Этот фильм стал последним, который Ван включил в свой список любимых страшных фильмов
«Этот фильм вновь познакомил меня с моей любовью к азиатским историям ужасов, на которых я вырос», — сказал Ван.
6 “Чоппинг Молл” (1986)
В интервью газете The New York Times в 2022 году Ван назвал фильм 1986 года «Chopping Mall» одним из своих любимых фильмов для просмотра в сезон Хэллоуина. Культовая классика Джима Винорски рассказывает о подростках-сотрудниках торговых центров, вынужденных бороться за свою жизнь, когда высокотехнологичные роботы-охранники выходят из строя и начинают убивать.
7 “Страшилы” (1996)
Также в своем интервью New York Times Ван похвалил ранние фильмы ужасов Питера Джексона, в том числе «Живой мертвец» и «Дурной вкус». Ван особенно похвалил «Страшилы», комедию ужасов с Майклом Дж. Фоксом в главной роли в роли человека, способного общаться с призраками, который выслеживает дух массового убийцы, нападающего на живых и мертвых.
«К сожалению, большинство людей сегодня знают его по фильмам «Властелин колец», но для хардкорных фанатов мы все выросли на «Dead Alive», «Bad Taste» и «Meet The Feebles», — сказал Ван. «В его кровавых комедиях ужасов его декорации настолько чрезмерны — повсюду брызги крови — это просто смешно. И это то, что я вижу в «Страшилах», немного этой дерзости, приправленной повсюду».
8. “Острая спина” (1984)
В 2011 году Ван и Ли Уоннелл, с которыми он работал над первым фильмом «Коварный», рассказали о фильмах «виновного удовольствия» для рассказа Film at Lincoln Center. По сюжету Ван восхваляет австралийский фильм ужасов 1984 года «Бритва» о гигантском кабане, терроризирующем глубинку. «Я большой поклонник Рассела Малкахи и думаю, что он один из самых талантливых визуальных режиссеров. Это был первый фильм, который он снял, который показал, что у него такой великолепный стиль», — сказал Ван. «Музыкальное видео и коммерческая сцена восьмидесятых не запомнились бы такими, какими они были сегодня, если бы не Рассел Малкахи и Ридли Скотт».
9. “Белоснежка и семь гномов” (1937)
Помимо очевидной любви к ужасам, Ван также очень любит анимационные фильмы, особенно канонические фильмы Диснея. В своем интервью в Линкольн-центре он рассказал, как «Белоснежка и семь гномов», первый полнометражный анимационный фильм студии, оказал огромное влияние на его взросление. «Я помню, как сильно это заставило меня полюбить кино, но в то же время как сильно я испугался этой жуткой ведьмы», — сказал Ван.
Пила (2004)
Видел 1 лучший фильм ужасов
Ван впервые продемонстрировал свою способность создать успешную хоррор-франшизу с «Пилой». Работая с давним партнером по сценарию в лице Ли Уоннелла, Ван создал первый фильм «Пила» практически без бюджета. Фильм собрал более 103 миллионов долларов по всему миру.
Чтобы представить фильм, Ван и Уоннелл создали короткометражный фильм, основанный на одной из сцен фильма. Эта Пила 0.5 была настолько впечатляющей, что продюсеры почувствовали необходимость немедленно дать проекту зеленый свет.
Уникальный стиль «Пилы» не только изменил определение жанра ужасов, но и задал один из самых популярных голливудских трендов. После выхода фильма многие студии осознали тот факт, что, хотя бюджеты фильмов ужасов могут быть минимальными, при достаточно творческом подходе к сценарию и постановке отдача все равно может быть огромной. Blumhouse Productions добилась большого успеха, наживаясь на этой модели, финансируя малобюджетные хиты, такие как Get Out, The Purge, Happy Death Day и Sinister..
С чего все начиналось
Джеймс Ван и Ли Уоннелл — сегодня эти имена знакомы каждому хоррорфану. За плечами первого — две культовые кинофраншизы «Астрал» и «Заклятие», тогда как второй отметился нестандартным прочтением «Человека-невидимки». Но еще в начале 2000-х они были никому не известными студентами Мельбурнской киношколы в Австралии, даже и не мечтавшими о том, чтобы работать в Голливуде.
После окончания курса Ван с головой ушел в режиссуру и дебютировал с ныне недоступной для просмотра лентой «Адский», в то время как Уоннелл искал себя в журналистике и актерском ремесле. В 2003 году не хватавшие звезд с неба кинематографисты объединили усилия для создания кровавого фильма ужасов. Идея снять кино о двух мужчинах, запертых в мрачной комнате вместе с трупом, принадлежала Вану, а Уоннелл на ее основе написал полноценный сценарий. Сложность была не только в том, чтобы придумать убедительную причину, по которой трое незнакомцев очутились в замкнутом пространстве, но и сочинить увлекательную историю, на реализацию которой не потребовалось бы много денег.
Когда сценарий был проработан до мельчайших подробностей, Ван и Уоннелл начали обзванивать местных продюсеров, рассчитывая получить дополнительное финансирование на съемки. У австралийских студий производство низкобюджетного хоррора интереса не вызвало, поэтому соавторы пошли ва-банк и предложили свой материал американцам. Старания не прошли даром. Вскоре двум авантюристам позвонили из самого Лос-Анджелеса и позвали на переговоры.