Краткие сведения
Shingeki no KyojinThe Final Season – это заключительный сезон эпопеи про противостояние безжалостных титанов и дерзких людишек, решивших бросить им вызов. Стоит особо отметить, что производством финала занималась студия MAPPA, а не Wit Studio, создавшая предыдущие сезоны, что стало немалым поводом для беспокойства фанатов. Оправдались ли опасения – будем разбираться чуть позднее. Первая часть сезона состоит из шестнадцати серий, в основу сценария, как и раньше, легла манга за авторством Хаджимэ Исаямы (Hajime Isayama). Подумать только: первый сезон Атаки титанов выпускался во многом ради привлечения внимания к плохо продающейся манге, а спустя восемь лет она распродалась в более чем ста миллионах копий. Это ли не успех?
События финального сезона разворачиваются спустя несколько лет после завершения предыдущего, на территории континента, расположенного по ту сторону моря. Когда-то бывшая великой, Марлийская империя постепенно теряет свою непобедимую репутацию. Ради сохранения своих земель и запугивания соседних стран, властям во всю приходится использовать мощь титанов в боевых действиях. События начинаются во время сражения за крепость, падение которой означало бы победу Марлии в войне. Молодые ребята из числа претендентов на получение силы титанов горят желанием показать себя, однако больше всех стремится выделиться молодая элдийка Габи Браун (Gabi Braun), которой путем хитрости удается подорвать важный железнодорожный пункт, что приводит к победе и захвату крепости. Однако, даже несмотря на победу, правителям Марлии становится понятно, что на одну силу титанов рассчитывать не стоит, так как другие нации начинают превосходить их по технологическому прогрессу… В это время Эрен под прикрытием попадает в марлийский госпиталь, где во всей красе видит притеснения элдийцев, на которых держится вся военная мощь Марлийской империи, ведь только элдийцы способны унаследовать силы титанов…
Слишком тёмная битва
Начался финальный сезон вполне достойно. У первых двух серий рейтинг критиков составил 92 и 88%. Проблемы начались с 3-го эпизода под названием «Долгая ночь» с рейтингом 75%. Эпизод рассказывает о нападении Армии мёртвых на Винтерфелл под покровом ночи. Создатели сериала долго подогревали интерес аудитории к этой серии, называя её самой грандиозной батальной сценой в истории не только телевидения, но и кино.
Однако битва при Винтерфелле для многих оказалась разочарованием. Зрители и критики жаловались на то, что в погоне за реализмом авторы создали эпизод, в котором тяжело что-либо разглядеть. В первую очередь из-за плохого освещения.
https://youtube.com/watch?v=xKjiOKTY_5E
«Я знаю, что ночь темна и полна ужасов, но значит ли это, что эпизод должен быть настолько тёмным в буквальном смысле?» – задаётся вопросом обозреватель издания The Spool Клинт Уортингтон.
С ним согласен Эндрю Блум из Consequence of Sound: «За битвой при Винтерфелле, которую так долго вынашивали создатели, трудно уследить, а иногда её даже разглядеть невозможно».
Некоторые уверены, что проблема не только в освещении, но и в качестве постановки в целом.
«Монтаж временами неряшливый, и сложно понять, кто где находится и как они туда попали», – считает Келли Лоулер из USA Today.
Мэтт Золлер Ситц из Vulture винит режиссёра: «Мигель Сапочник пошёл на смелые стилистические решения, которые обернулись против него: тусклое освещение везде, кроме сцен с огнём или льдом; буйные движения ручной камеры и такой же буйный монтаж; кадры с силуэтами, где скрыты лица людей».
Рисовка
Наверное, именно визуальная составляющая вызывала у фанатов наибольшие опасения, так как часто переход от студии к студии приводит к ухудшению качества графики. За примерами далеко ходить не надо – взять уже упомянутый второй сезон One Punch Man, или второй сезон Log Horizon. Учитывая, насколько высокий уровень рисовки был достигнут в предшественниках, опасения вполне имели место быть. Однако, на мой взгляд, они не оправдались. Художникам из MAPPA удалось сохранить уникальный стиль рисовки, делавший Атаку титанов Атакой титанов. Да, где-то боевые сцены стали выглядеть попроще. К каким-то кадрам при желании можно придраться. Да и в целом, картинка стала намного более статичной. Однако, учитывая все обстоятельства, я скажу, что художники и аниматоры из MAPPA справились со своими задачами и проделали очень хорошую работу. Я ожидал намного более серьезной просадки качества.
Армию мёртвых оказалось легко разгромить
Были к «Долгой ночи» и претензии относительно содержания. Например, многих расстроило то, как быстро покинул «Игру престолов» Король Ночи.
Чарльз Кёртис из For The Win жалуется, что сериал потратил последние несколько сезонов, чтобы показать, что реальная угроза для наших героев – Король Ночи и его армия. А теперь вдруг Короля Ночи побеждают, и все вопросы, которые у нас скопились о нём и Бране, оставляют позади.
Помимо этого некоторые посчитали, что победа в Битве при Винтерфелле далась слишком легко. Ведь Армия мёртвых подавалась как грозное, почти непобедимое войско. А главное противостояние с ними продлилось всего одну ночь и завершилось безоговорочной победой благодаря смерти Короля Ночи.
«Самая страшная экзистенциальная угроза из всех, что сериал наращивал за время своего существования, завершилась решением типа «один меткий удар убьёт их всех», что ощущается более чем немного дёшево», – пишет Consequence of Sound.
Также вызвал вопросы тот факт, что «Долгая ночь» оказалась не такой смертоносной, какой должна была быть. Это расстроило Ника Швартца из For The Win:
«Эта история не показывала никакой жалости к любимым персонажам в прошлом, а здесь мы потеряли лишь пару игроков второго эшелона. На протяжении часа всё казалось абсолютно безнадёжным для живых, тем не менее каждый из основных героев в целом остался невредим. битва попросту не произвела того глубокого эмоционального эффекта, который могла бы».
Музыка
Как и обычно, в качестве композитора последнего сезона выступил ставший за последнее десятилетие легендой Хироюки Савано (Hiroyuki Sawano), который во многом обязан своему авторитету именно первому сезону Атаки Титанов (хотя, разумеется, с тех пор он уже выпустил кучу роскошных саундтреков). Помимо Хироюки Савано, над последним сезоном также работал Кота Ямамото (Kohta Yamamoto) – молодой композитор, который по стилю напоминает Савано, а некоторые люди даже называют его последователем Савано (уж не знаю, насколько это достоверная информация). Разумеется, результат их совместной работы просто не мог оказаться неудачным. Саундтрек последнего сезона Атаки титанов получился эпичным, динамичным и атмосферным – все в лучших традициях предшественников.
Если честно, я еще ни разу не слышал плохого саундтрека от Хироюки Савано – это настоящий виртуоз эпической музыки, способный оживить даже самое посредственное аниме (я на тебя смотрю ReCreators). В качестве опенинга была выбрана композиция Boku no Sensou в исполнении Shinsei Kamattechan. Выбор определенно любопытный, так как этот опенинг не похож на опенинги предыдущих сезонов, в целом выполненных в одной манере. У меня он вызвал двоякие впечатления – при первых прослушиваниях он мне не понравился, однако чем дольше я его слушал, тем сильнее он звучал. Думаю, можно назвать его успешным и запоминающимся, однако понравится он далеко не всем. В качестве эндинга выступил трек Shougeki в исполнении Yuuko Andou – вот он мне не зашел совершенно. Тихий, вроде бы мелодичный, но совершенно не выделяющийся на фоне сотен других стандартных эндингов. Обычно я перестаю их слушать и перематываю после пары прослушиваний.
Заключение
Впечатления очень двоякие. Несмотря на всю противоречивость нового сезона, нельзя сказать, что студия MAPPA облажалась. Напротив, они не побоялись принять один из самых сложных вызовов за время существования студии, и неплохо с ним справились. Однако предыдущие сезоны, созданные Wit Studio, подняли планку на настолько заоблачный уровень, что даже приблизиться к нему было практически нереально. В частности, Shingeki no Kyojin Season 3 Part 2 вообще можно назвать эталоном современного аниме, в котором потрясающим образом сошлись все необходимые для успеха факторы – это и лучшие художники современности, создающие роскошную по своей красоте графику; и один из лучших аниматоров боевых сцен, в результате чего сражения стали отдельным шедеврами, достойными внесения в учебники анимации; и, пожалуй, самый насыщенный на события и неожиданные повороты сценарий, буквально за десять серий переворачивающий вселенную Атаки Титанов с ног на голову; и божественный саундтрек в исполнении, на мой взгляд, лучшего композитора современных аниме саундтреков — Хироюки Савано. Десять серий, продемонстрировавшие, каким на самом деле должно быть современное экшн-ориентированное аниме, и утвердившие Shingeki no Kyojin как самую значимую франшизу десятилетия.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что студии MAPPA не удалось дотянуться до предшественников, как они ни старались. В результате вместо эпохальной девятой симфонии, которая должна была поставить громогласную точку в повествовании, на свет появилось просто хорошее экшн-аниме — с размазанным сюжетом, обилием нелогичностей и смещенным в сторону спорной психологии акцентом, но при этом все равно динамичным и интересным. Еще и разбили его на несколько частей, оборвав повествование на кульминационном месте. Если судить по стандартам Атаки титанов – это один из худших сезонов. Если же судить по стандартам современной аниме-индустрии в целом, учитывая все обстоятельства, с которыми столкнулись создатели последнего сезона – это отличное аниме, и достойный результат. Мои скромные ожидания оправдались лишь частично, но, с другой стороны, как сказал известный футболист: «Ваши ожидания – это ваши проблемы». Надеюсь, что во второй части финального сезона перечисленные в обзоре проблемы нейтрализуются, и мы увидим впечатляющее завершение истории — то, которое она определенно заслуживает. Всем добра, и смотрите лучшее!