Как не бросить мечту о кино на полпути
Настройтесь на долгую дистанцию. Вместе с Алексеем учёбу в киношколе начинали 40 человек, после первого полугодия осталось 20, до питчинга дошли 13, в итоге в кино работают двое. Так бывает почти везде, всегда есть отбор. Но самый упорный придёт к своей цели.
Выбирайте сложные задачи. Когда тебя спрашивают, сколько будет два плюс два, мозг выдаёт ответ, не задумываясь. А если дают уравнение, то надо подумать. То же самое происходит с историей и зрителем в зале. Если ты загоняешь героя в события, которые придумал за две минуты и написал за десять, зритель тоже всё поймёт за первые две минуты, а остальные двадцать будет скучать. Так не работает.
Но когда ты ставишь героя в обстоятельства, где всё очень сложно, у зрителя есть только двадцать минут, чтобы понять, как персонаж выберется из этой ситуации. И если ты над этим думал полгода, тогда зрителю становится интересно: как он до этого додумался?
Самые творческие, интересные, небанальные решения приходят в раздумьях, в умении провоцировать себя на сложности, искать такие задачи.
Алексей Петрашевич:
Так выявляется предрасположенность к любой профессии, не только к кино. Если ты воспринимаешь сложности не как сложности, а как интересную задачу — скорее всего, у тебя что-то получится. Если ты воспринимаешь сложности как то, что можно отложить, попробовать сделать проще, найти обходные пути — скорее всего, это не твоя работа. Либо у тебя будет некачественно получаться, либо тебе будет тяжело и неинтересно. Это садомазохизм.
Придумывая и снимая, ты должен намеренно создавать себе сложности. Для меня это было открытием, потому что я думал: как бы так сделать, чтобы было попроще? А это — хуже. Здесь должно быть сложно, если ты, конечно, не гений с рождения.
В чем уникальность «Вызова»?
Обычные зрители вряд ли что-то заметят. Современные технологии позволяют точно показать невесомость, а простым видео с орбиты уже никого не удивить. Зато для киноиндустрии фильм Клима Шипенко – огромный прорыв.
Во-первых, во всем мире будут изучать операторскую работу, актерскую игру, оборудование и прочие особенности съемок в космосе.
Во-вторых, всем интересна себестоимость проекта, созданного на орбите.
В-третьих, Клим Шипенко и Юлия Пересильд прошли уникальную четырехмесячную программу подготовки, хотя обычно к полетам готовятся около года. Этот опыт будет учитываться, в том числе при тренировках космических туристов.
Где учиться на режиссёра и зачем участвовать в питчингах
Пойти в кино никогда не поздно. Даже если раньше вы занимались совсем другими вещами — это не повод отказываться от мечты. Хотя дорога к ней может быть извилистой.
У меня абсолютно не творческая семья. Меня же с детства дико интересовало кино. Родители хотели, чтобы я стал финансистом. Мне хорошо давалась математика. В какой-то мере это и помешало.
В 2010 году нужно было выбирать вуз. Я подумал: «Может, пойти в кино?» Посмотрел, где этому учат, и нашёл только ВГИК. Для вступительных испытаний нужно было знать школьную программу по литературе. Но я не читал классику. Думал: «Зачем? Я же в математическом классе». Поэтому я поддался сомнениям и решил, что творчество — не моё.
После 18 сразу пошёл в банковскую сферу. Просто позвонил в банк, сказал — давайте я буду у вас работать. Они меня взяли. Шесть лет я работал в офисе. Но постепенно пришёл к мысли, что лучше буду делать то, что приносит удовольствие — даже без денег, — чем приходить каждый день на работу и считать дни до зарплаты.
Заканчивать киношный вуз необязательно. Раньше учиться на режиссёра можно было только в вузах. Сейчас много курсов: там нет сложных вступительных испытаний, они дешевле и короче, чем учёба в университете. Вы не получите там фундаментальных знаний, зато будет практика. Этого может хватить для начала карьеры.
Когда я работал в банке, мы с друзьями снимали на телефон какие-то приколы, просто по фану. Я скачал монтажную программу и научился в ней что-то делать. Однажды увидел по телевизору клип и подумал: «Я же могу такое снимать».
Стал искать камеру. Выбрал известного китайского производителя DJI.
У нас она стоила 250 тысяч рублей, а в Китае 150 тысяч. Но купить её в итоге всё равно не получилось.
И видимо, я так много гуглил камеры, что мне попалась реклама киношколы «Свободное кино». Я такой: а что, не только ВГИК есть? Увидел, что нет вступительных испытаний, — моя тема. Почитал, что делает режиссёр, и понял, что это мне близко. Оплатил обучение деньгами, которые откладывал на камеру.
На учёбе старайтесь восполнить пробелы. Если вы любите современное кино, а вам дают задание посмотреть «Гражданина Кейна» или «Броненосец „Потёмкин“» — используйте эту возможность.
На курсах нам рассказывали, как питчить. Я решил хорошо подготовиться. Нанял дизайнера, чтобы сделать презентацию, сам смонтировал видеоролик. Были безумные дни: я три дня работал по 14 часов, остальное время учился, спал по 2–3 часа в сутки несколько месяцев. Зато выиграл питчинг и сразу уволился с работы.
Стремитесь победить в питчингах — для этого готовьтесь основательно. На хороших курсах, как правило, организуют питчинги, где можно презентовать свою идею продюсерам. Иногда можно выиграть скидку на аренду техники для съёмок, постпродакшен и другие бонусы. Ради этого стоит вложиться в выступление.
«Я их на сожрание не отдам»
Счастливы ли они сегодня, бывшие герои «Контрольной»? Об этом надо спросить их самих. Единственный человек, который нас всех попытался снова собрать, был Андрей Малахов. Это было года три назад. И все бывшие участники «Контрольной» наотрез отказались.
Им говорили: ну как же, мы же продолжим вашу «Контрольную» в веках.
И все сказали: а мы не хотим, чтобы вы продолжали в веках через ваше шоу жизнь «Контрольной».
Почему не захотели? Могу сказать словами Шадхана. Я четко задавала ему этот вопрос. В 2010 году, когда ему было 70 лет, я записала с ним большое интервью и, естественно, спросила про «Контрольную».
Он ответил: мне достаточно того, что я их вижу, слежу за их судьбой. Почему они не хотят продолжения, – это вопрос к обществу. Раньше они, говоря мне о чем-то, доверяли мне. А теперь они понимают – то, что они говорят мне, и что потом будет выпущено в эфир, – скушают без разбора телезрители, которым глубоко наплевать на них, на их переживания, на их несбывшиеся надежды, на их судьбу. Общество поменялось, телевидение поменялось, оно стало глубоко враждебно человеку.Он говорил: я их на сожрание не отдам. У нас появилось свободное общество, у нас началось свободное телевидение и у нас закончилась «Контрольная для взрослых».
Как режиссёру оформить портфолио
Важно не количество проектов, а качество и известность. Недавно знакомый оператор рассказал Алексею, как на работу взяли его коллегу, у которого работ меньше, зато они «шумнее»
Сам Алексей тоже столкнулся с этим в рекламе: заказчикам нравится шоурил с известными лицами. В кино тоже смотрят на опыт и качество проектов.
Стремитесь попасть на «Кинопоиск»: там продюсеры в первую очередь смотрят, что снял режиссёр. Чтобы впервые попасть на «Кинопоиск», нужно сделать работу с кем-то, кто уже есть на сайте.
Например, у тебя снялся известный актёр. Заходишь в его профиль, жмёшь «Добавить информацию», указываешь, что этот актёр снимался в таком-то фильме, а режиссёр этого фильма ты. Сотрудники рассматривают заявку и потом создают карточку кинокартины и твой профиль как режиссёра.
О милости прошу
В 2002 году Владимир Путин помиловал героиню фильма Игоря Шадхана «О милости прошу», отбывавшую наказание по обвинению в убийстве бывшего мужа. По версии авторов фильма, обвинение, предъявленное многодетной матери, было ложным.
История с «О милости прошу» – это был «бонус» за интервью Шадхана с президентом в 2002 году, оно было построено как «Контрольная для взрослых», когда герою показывают на экране его самого в прошлом.
А фильм «О милости прошу» Шадхан сделал раньше, как говорится, ни сном, ни духом не рассчитывая, что Путин ее помилует. Шадхан всегда все делал без оглядки на будущий результат.
Этот фильм показали по телевидению. И, когда Путин после интервью спросил Шадхана – что для вас сделать – Шадхан попросил помиловать эту женщину.
Вернее, даже было не так. Путин спросил: ну что, убийцу будем миловать?
«Она не убийца, не убийца!» – закричал Шадхан на другом конце телефонного провода…
Он был уверен в ее невиновности. И ее помиловали. Название фильма «О милости прошу» – это обращение к гражданскому обществу, а не к судьям и уж тем более не к президенту.
Это было кредо Шадхана – работать животом. Именно это давало результат, а не какие-то хитрые финты и приемы.
«Вызов» определил Голливуд и лично Тома Круза?
Да. Весной 2020 года глава американского космического агентства Джим Брайденстайн заявил: «NASA будет рада сотрудничать с Томом Крузом в съемках фильма на космической станции». Позже появилась информация, что актер вместе с режиссером Дагом Лайманом отправятся на МКС в качестве космических туристов в октябре 2021 года.
Впрочем, как таковой «космической гонки» за первый фильм в космосе между США и Россией не было. Американский проект – инициатива Тома Круза, но помешали плотный график актера и неуверенность студии Universal Pictures, что сам факт съемок в космосе отобьет огромный бюджет фильма.
Реклама на «Госуслугах» помогла фильму в прокате?
Вряд ли. Возможно, даже помешала. Напомним: 12 апреля в личные кабинеты пользователей на сайте «Госуслуги» пришли электронные приглашения на фильм «Вызов».
Пока рано говорить об окончательных результатах, но за первые три недели «Вызов» заработал 1,2 млрд, что значительно ниже главных хитов отечественного проката – «Чебурашки» или «Холопа». Судя по динамике сборов, фильм заработает около 1,5 млрд рублей – на уровне 10-13-го места в истории отечественного проката.
Впрочем, в условиях пониженной конкуренции со стороны западных фильмов «Вызов» может значительно превзойти этот прогноз.
Он был абсолютный еврей
Еврейская тема занимала в его жизни огромное место. Он был абсолютный еврей. Он участвовал в жизни Синагоги.
В детстве он много страдал от антисемитизма, это я знаю от него самого. Обычная советская мужская школа. Дети время от времени готовы были «жиденку» Шадхану подложить какую-то свинью. И он, не будучи очень храбрым и сильным, просто вылавливал их по одному и додушивал, мстил за обидные прозвища как умел. Одному мальчику даже попал в глаз пером, которым тогда писали. На его счастье перо вонзилось в веко.
Это к тому, что мальчик за свое право быть евреем готов был биться до смерти. Так он был воспитан своей мамой. Он не был маменькиным сынком, но его любовь к маме – это тоже был признак его еврейства.
Съемки «Вызова» стоили космических денег, в том числе и государству?
Но даже в таком случае это стандартный бюджет для отечественных блокбастеров: «Чебурашка» стоил 850 млн рублей, «Викинг» от того же «Первого канала» – 1,2 млрд рублей, а «Утомленные солнцем 2: Предстояние» – 1,4 млрд рублей.
Помимо этого, Роскосмос спонсировал часть съемок из собственных средств.
«Часть работ, которая включает в себя отбор, подготовку космонавтов – участников проекта, изготовление полетного снаряжения, это скафандры и ложементы, будет профинансирована Главкосмосом».
Дмитрий Лоскутов, генеральный директор АО «Главкосмос»
Безусловно, себестоимость полета без коммерческой наценки ниже, но все равно к официальному бюджету фильма стоит прибавлять десятки миллионов долларов государственных инвестиций.
Люди и звери
Я слышала, что критики ругали «Зверя» – сначала за якобы антисоветский подтекст, потом за отсутствие глубокой философии, излишнюю очевидность конфликта… даже за «попсовость» – мол, всё «выговаривается», как в детском саду… Категорически не согласна! Да, пьеса понятна широкой публике, в ней нет каких-то ребусов, но что в этом плохого? И потом, чем проще взаимоотношения в драме, тем сложнее играть. Кстати, у Чехова тоже все кажется ясным, и написано нормальным, человеческим, а не «философским» языком. Просто там есть второй, третий план… в «Звере» такого нет, конечно. Однако есть интересное обстоятельство – постапокалипсис. Есть люди, хоть и пережившие катастрофу. Ведь главное – люди, их чувства… Я сразу подумала – это похоже на фильм. Или бестселлер: читаешь, читаешь… а напряжение растет и растет, во втором акте начинается настоящая жуть. Как мне хотелось другого финала! (Смеётся). Надеялась на счастливый конец… ужасно расстроилась. Но авторы правы – финал закономерен…
Мы смотрим новости, читаем сводки – везде убийства, войны, конфликты, террор. Люди нетерпимы друг к другу, враждуют на любой почве, и религиозной, и национальной… абсолютно из-за любых различий. И в пьесе это так лаконично преподнесено – без лишних кровавых подробностей… как-то буднично, просто, и потому – страшно.
Актерская сложность в том, что реалистический материал ты можешь играть, исходя из личного опыта, а вот ядерной войны мы пока, слава богу, не пережили. Черпать все «из себя» в роли Дочери не получится, нужно воображение. Но, с другой стороны, я играю влюбленную девушку, которая отказалась от своей любви, и каким бы ни был мир вокруг – эта история затрагивает общие для всех нас вещи. Еще одна особенность – речь, и это касается обоих спектаклей. В «Счастливом дне» у нас уральский говор, а в «Звере» искаженное произношение мутантов. Сложно было не столько даже осваивать, сколько переключаться с одной манеры на другую. В «Звере» же не диалект, а жестикуляция предшествует слову. Это был крутой опыт.
Расскажи про меня, Игорь!
Я собрала много интервью о нем – очень разных и хороших. И у меня есть расшифрованные разговоры с Шадханом.
Когда я начала собирать все это в единую историю, то поняла, что книга растет по другим законам, чем кино. Мне не хотелось писать историю своей любви к нему, может быть, это где-то проскользнет, будет чувствоваться. Мы будем рассказывать что-то поинтереснее. Скажу об этом словами Даниила Гранина, которого я достала, чтобы он дал мне интервью о Шадхане. Я спросила Гранина, в чем главный талант Шадхана.
Семья Игоря Шадхана. 2008 г.
Понимаете, ответил мне он, мы все хотим казаться лучше, чем есть. Мы все хотим приукрасить себя, и вот это Шадхана никогда не устраивало. Ему нужен был человек, как он есть, со своими недостатками, ошибками, со своими, быть может, неблаговидными поступками.
А зачем ему нужен был такой человек, спросила я?
На что Гранин говорит: потому, что зрителю не нужны пластмассовые манекены, которые действуют по каким-то схемам. Зрителю нужны живые люди.
Так вот, когда ты пишешь книгу о Шадхане, ты должен Шадхана сделать живым человеком. Со всеми его тараканами, со всеми закидонами, ну естественно, не доводя это до крайности. Со всеми его смешными привычками. При этом его величие никуда не денется, просто оно станет легче, понятнее.
Книга будет называться «Расскажи про меня, Игорь».
Это я прочла в его записной книжке. Он писал: «Вот весь смысл моего творчества — расскажи про меня, Игорь! – говорит мне один, другой, третий. И я понял, что ничего не умею другого, кроме как рассказать про человека».
Игорь Шадхан на съемках с оператором Александром Яковлевым
Когда я называю будущую книгу о Шадхане «Расскажи про меня, Игорь», я беру на себя серьезное обязательство. Те, кто рассказывают про него, рассказывают и про себя. К концу года хочу книгу закончить.
Бедная Настя
Любая роль в пьесе Островского – дар для артиста, а в «Счастливом дне» – особенно. Во-первых, это веселая комедия, а хороших, умных комедий, где тебя не «рассмешивают» плоскими шутками, а предлагают забавные ситуации, узнаваемые типажи… их вообще не так много. Во-вторых, это актуальная пьеса. Жизнь в России в каждом новом столетии похожа на ту, что была в предыдущих. Чиновники, взятки, коррупция, пьянство, скука провинциальной жизни – всё, как сейчас. Почтмейстеры называются иначе, но так же тащат государственные деньги. Войдешь в здание почтового отделения – даже в Москве, не то что в глубинке! – и видишь, что ремонта там давно не было… если ревизия – выкручиваются. (Смеется). А что делать?
Моя героиня, Настя, помогает отцу избежать наказания. Играть её мне легко и радостно. Да, она не «голубая героиня», она едет в столицу, чтобы стать содержанкой. Но сколько в этой девочке жизнелюбия, обаяния, легкости – и вместе с тем, хватки и целеустремленности! Мне нравятся люди, которые знают, чего хотят, и готовы идти на жертвы. Настя вовсе не из тех девушек, что ради денег могут отдаваться всем подряд. Она осознанно выбирает того человека, кто в состоянии дать ей реальный шанс, обеспечить её будущее. Это проявление твердого характера и серьезных амбиций, которые помогут ей в большом городе.
В нашем спектакле присутствует актуализация классики – приём, когда текст остается нетронутым, но визуальный ряд, время и место действия – сегодняшние. И это в логике той истории, которую предлагает зрителю режиссёр… Что касается проблемы «осовременивания» в целом, то я отношусь к этому спокойно – разумеется, если прием оправдан, и артисты убедительны
Я за творчество – без границ! Но повторю, важно сохранить мысль, идею автора, а не кромсать пьесу, пока от неё ничего не останется. В «Счастливом дне» зрителя не ждет ничего такого, что шло бы вразрез авторским смыслам
Да, у нас сегодняшние костюмы, музыка… но осталось даже «ваше превосходительство», «помилуйте» и прочее. Мы работали над тем, чтобы всё звучало естественно и натурально.
Настя – очень «сегодняшняя» дамочка… и во время репетиций я почти не думала о том, как вели себя барышни в 19 веке. Кое-что мне дали наблюдения, встречи, воспоминания… ну, и собственные размышления тоже. После первого чтения роли она мне вообще показалась предельно простой… но было все же подозрение, что есть какой-то секрет. Так и вышло. Начали репетировать – и я поняла, что именно Насте принадлежит вся интрига; она в сердце заговора, который движет действие. Смогла бы лично я, к примеру, так себя вести, чтобы добиться цели? Вряд ли. Я другой человек. Но удивительно то, как в этой простой на первый взгляд, коротенькой, воздушной пьесе, словно в капле воды, отразились такие разные характеры… и дали панораму чуть ли не всей России.
Как Путин выбрал Шадхана
Тут все та же «Контрольная для взрослых», как ни крути. Это было на моих глазах. В 1990 году Шадхан начинает снимать серию фильмов про норильский ГУЛАГ «Снег – судьба моя». И тема, и название – еще из 1960 годов. Он знал, что должен это сделать.
Тогда Шадхан вернулся после второй норильской экспедиции совершенно вымотанный. Ему звонит человек и рассказывает, что на «Русском видео» начали снимать серию программ о новой власти, о команде Анатолия Собчака.
Этот человек говорит: меня все равно будут снимать, но я хочу, чтобы меня снимали именно вы.
Шадхан отвечает: извините ради Б-га, я не буду вас снимать, мне совершенно не до вас.
– Да нет, пожалуйста, выслушайте меня, я смотрел «Контрольную» и я понимаю, что только вы сможете это сделать.
Шадхан купился: конечно, ему было приятно, что эту работу помнят, а тут какой-то чиновник смотрел «Контрольную».
Потом они даже подружились, он приезжал в Мастерскую (в продюсерский центр «Мастерская Игоря Шадхана» на Васильевском острове). Именно он подал Шадхану идею фильма «По гамбургскому счету», как немецкая семья посылает гуманитарную помощь вдовам погибших на фронте.
Откуда взялась «Контрольная для взрослых»
Когда говорят, что «Контрольная для взрослых – это первое в мире ток-шоу, это, конечно не так. У нас в Ленинграде снималась совсем другая история. Это первое в России наблюдение за людьми в течение длительного времени.
До этого подобное было только в Великобритании. Это был огромный проект, который начался в 1960 годы, то есть лет за десять до Шадхана. Но, поскольку в СССР тогда был железный занавес, Шадхан никак не мог об этом знать. Они (соавторы проекта Игорь Шадхан и Светлана Волошина) делали все иначе, чем в британском проекте, их в «Контрольной для взрослых» интересовали другие вопросы.
И, естественно, Шадхан никогда не воспринимал «Контрольную» как шоу — скорее, как общественно значимый проект.
Как показать свой первый фильм на фестивалях
Если вы режиссёр, поучитесь писать сценарии. Пройдите хотя бы небольшие сценарные курсы
Не обязательно писать шедевр, но важно понимать, как создаётся сценарий
Дружите с коллегами, это поможет в работе. Когда Алексей снял свою первую короткометражку, его друзья бесплатно сделали цветокоррекцию. Другой знакомый сделал звук за скромные деньги.
Не замахивайтесь сразу на большой формат. Короткий метр — это не коммерческий проект, на нём много не заработаешь. Но благодаря короткометражному фильму можно получить хороший старт в карьере.
Выбирайте реалистичную стратегию продвижения. Есть компании, которые могут организовать прокат вашего фильма. Но часто начинающие кинематографисты хотят попасть на известные зарубежные фестивали, хотя их работу за границей вряд ли поймут.
Няня
Прасковья Григорьевна Парикова – няня Игоря, рядом с которой он похоронен, – была важным для него человеком. Няня воспитывала его мать, его дядю, потом его. Рассказывать истории его научила мама и няня Прасковья Григорьевна.
Няня водила его в школу при том, что школа была во дворе их дома. Бывало так, что он не возвращался вовремя, и она шла узнать, в чем дело. И заставала такую картину. Весь класс 4-а выстроен в линейку, потому что кто-то один провинился. Директор школы был военный человек, и у него были такие методы воспитания – в наказание за провинность одного весь класс должен был стоять.
Прасковья Григорьевна возвращалась домой, брала корзинку, буквально как в кино, и в эту корзинку в белоснежных салфеточках, в горячих кастрюльках ставился обед из трех блюд, как полагалось – с приборами, с тарелками
Она приносила все это в школу и важно следовала мимо строя школьников в кабинет директора. Там она все сервировала, как учили, у нее была еще дореволюционная школа
Потом из строя выводили Игоря Шадхана, вели в директорский кабинет, и он должен был все это съесть. Потом няня его крестила и говорила – ну, а теперь иди стой дальше. Это была одна из его любимых историй, вероятно, он сильно переживал то унижение.
Жили они небогато, но хлеб, посыпанный сахаром, ему с собой в школу давали. А он, проходя мимо помойки, этот хлеб выбрасывал, потому что другим ничего не давали, и ему было неудобно есть свой хлеб перед товарищами. Но с няней спорить было невозможно.
«Сделайте это интересным, сделайте это живым»
У меня нет телевизора, и Шадхан тоже не смотрел телевизор. Телевидение – это была его боль, потому что он был одним из его зачинателей. И не в столицах, а в провинции, где все изобретали свое колесо заново. Весь свой опыт он наработал в Воркуте, в Норильске, не под таким жестким присмотром и без серьезной поддержки разных «випов», как это, возможно, было бы в столице. Его критерий успешного телевидения – сделайте это интересным, сделайте это живым. Именно такое телевидение он делал, он это умел, натренировал эту мышцу отлично.
«Контрольная для взрослых» – плод его 18-летней работы на телевидении. И, главное, в этой работе он нащупал свой главный талант – магический талант разговорить человека, довериться ему и в ответ получить доверие.
Когда в 1978 году пустели улицы и люди бежали смотреть самые первые «Контрольные для взрослых», что они хотели услышать? Живой голос человека. Зрители были потрясены тем, что дети могли так разговаривать. Что с детьми можно так говорить – не напыщенно, ненатужно, без позиции сверху. Это удивительно сейчас смотреть – он вел себя с детьми не как взрослый человек, а как равный.
Если говорить о том, была ли бы востребована такая программа сейчас, считаю, это совершенно необходимо для подростков. Такая интонация, которую Шадхан ввел в обиход, подросткам нужна как хлеб. Им нужно, чтобы с ними так разговаривали, потому что с ними вообще никто не разговаривает.
Он всю жизнь был Шадханом
Он всю жизнь был Шадханом – в том смысле, что он веселый человек, сват, соединяющий, «склеивающий» людей. (Шадхан на иврите – профессиональный сват).
Он снял замечательное кино про израильскую армию. Он глубоко вжился в эту тему, даже совершил марш-бросок вместе со своей съемочной группой. Он разговаривал с раввинами, с родителями погибших, с мальчишкой без ноги, с теми, кто потерял детей в терактах…
Одна из серий была снята 9 мая, он видел, как в Израиле отмечается этот праздник, как он связывает Израиль с его родиной – Советским Союзом, Россией. Он увидел там огромное количество ветеранов Великой Отечественной войны. Это были люди, как его отец. Он смотрел на каждого из них, как на своего отца, которого потерял на войне.
К нему в Мастерскую заходил раввин Хаим Толочинский – на Пурим, Хануку, другие праздники, даже трубил в рог. Он вел с Игорем беседы, иногда Игорь кипятился…