Премьера: “молодой человек” александра фомина

Герой ее романа (2001)

Михаил Кокшенов рассказывал, что на создание картины его вдохновил хит Юлии Началовой «Герой не моего романа», который в конце 1990-х стал визитной карточкой певицы. Сентиментальная песня о несчастной любви звучит в «лирической полукриминальной комедии» несколько раз. Именно она соединяет судьбы двух главных героев фильма — нефтяного магната Виктора по прозвищу Шеф (Алексей Булдаков) и скромной библиотекарши Даши (Юлия Началова), которая удивительно похожа на звезду отечественной музыкальной сцены Ольгу Качалову (тоже Началова).

Сюжет пересказывать не будем: он так насыщен событиями, что лучше посмотреть фильм. По сути, «Герой ее романа» — это переложенная на современный лад сказка о Золушке. Злой мачехой становится тетя Катя (Наталья Крачковская) — суровая доминатрикс и ведущая мастер-класса по искусству секса, которая то примеряет на себя БДСМ-атрибутику и резиновые тапки Adidas, то облачается в костюм полицейского. Сестры — недалекие помощники Шефа Репа и Индюк (Михаил Кокшенов и Валерий Гаркалин), страдающие игровой зависимостью. Роль матушки-феи, которая творит волшебство не из добрых побуждений, а ради жирного гонорара, разделили между собой длинноногая владелица модного бутика (Любовь Полищук) и манерный стилист салона красоты (Джордж де Ровалс). Квалификация последнего вызывает вопросы, поскольку он не может справиться даже с помывкой волос: то топит своих клиентов в мыльной пене, то полощет волосы в раковине без воды. Ровалс, кстати, является настоящим стилистом. Он прославился тем, что работал над имиджем Пугачевой и Киркорова, не имея соответствующего образования.

Несмотря на почти сказочный сюжет, «Герой ее романа», как и прочие картины Михаила Михайловича, не рассчитан на детей. Зрителя развлекают сценами стриптиза, где под музыку Gorillaz в кадре мелькают голые груди, упругие ягодицы и паховые зоны, кокетливо прикрытые крошечными стрингами с анималистичным принтом. А крупный план возбужденного Кокшенова, страстно обсасывающего банан, в то время наверняка удивлял даже любителей посмотреть «РЕН ТВ» после полуночи.

В начале фильма Виктор громко заявляет кому-то по телефону, что находится в номере люкс гостиницы «Россия». Как ни странно, в его люксе нет ничего кроме маленького пузатого телевизора, гарнитура велюровой мебели и фиолетовых занавесок. Эти же занавески можно заметить и в квартире, где проходит «Юбилей прокурора», и в офисе «Love-сервиса». Скорее всего, апартаменты предоставлялись Кокшенову на регулярной основе благодаря содействию его второй супруги, Елены Сергеевны, которая в то время работала в гостиничном бизнесе.

Еще одна изюминка фильма — короткое, но запоминающееся выступление юмориста, пародиста и бывшего участника КВН Юрия Аскарова, о котором можно сказать «так плохо, что хорошо». Комик был постоянным участником передачи «Аншлаг», что уже о многом говорит. Заслуживают внимания реплики и диалоги героев, которые тоже наверняка бы понравились поклонникам передачи Регины Дубовицкой:

Или:

Хотя простодушное «ой, че это тут наколбасили», звучащее из уст Репы, который разглядывает скульптуры в музее, вызывает улыбку.

* * *

Что же делать зрителю? Есть два пути.

Первый – ждать, когда комедии вернутся со свежим витком жанровой эволюции, либо индустрия задаст новый глобальный тренд.

Другой путь – выходить из зоны «кинокомфорта», искать новое или вспоминать хорошо забытое старое. Возможно, что-то от вас ускользнуло. Увлекались абсурдными комедиями Коэнов – разбавьте классическими французскими фильмами. Смотрели ситкомы – попробуйте драмеди. Нравился черный юмор – посмотрите что-то более жизнеутверждающее («Тед Лассо» к вашим услугам!)

Голливуд исписался? Нестрашно: обратите внимание на другие культуры. У юмора много граней – постарайтесь разглядеть их все

О чём фильм?

С детства на каждого человека накладываются обязательства. То же самое произошло и с главным героем фильма «Молодой человек», недавно появившемся в кинотеатрах страны. Ваня Ревзин все детство занимается с репетиторами и готовится к ЕГЭ, несмотря на его желание веселиться с другими детьми на улице. В итоге он получает золотую медаль и большое количество баллов. Только вот его одноклассник-двоечник Коля, благодаря шпаргалкам, набирает больше.

Казалось бы, дальше – лучше. Но не Ване. У него обычная работа в банке. По крайней мере, была. Оттуда он уходит из-за того, что желаемую и заслуженную должность отдали новенькой девушке с влиятельным отцом. Жена Ивана уходит к некоему Арсену, и главный герой впадает в уныние. Стабильная жизнь разрушена, от несправедливости обидно вдвойне.

Вместе с лучшим другом главный герой придумывает абсурдную, но дельную идею – притвориться подростком и попасть в лагерь для старшеклассников. Благо, Ваня хорошо сохранился для своих 30. В этом лагере подростки со всей страны будут соревноваться за огромный приз размером в 10 миллионов рублей. Конкурс, между прочим, спонсируется тем самым одноклассником-двоечником Колей, который стал успешным бизнесменом.

Задумка и правда срабатывает: наш герой без проблем попадает в место назначения. Там он понимает, насколько современные подростки отличаются от подростков прежних времен. Их не победить просто жизненным опытом, нужно думать как они. Но даже тут нашлось место связям и коррупции. Егор, лидирующий во всех конкурсах, оказался племянником спонсора. Всё это время у него были шпаргалки с ответами.

Ваня Ревзин пытается распутать этот клубок взяток, победить в конкурсе и при этом не потерять свою человечность.

Юбилей прокурора (2003)

Камерный фильм-концерт «Юбилей прокурора» — это доведенное до абсурда и гипертрофированное до омерзения «Горько» Жоры Крыжовникова, где вместо свадьбы герои отмечают сразу и день рождения, и Новый год. Картина является самой известной режиссерской работой Михаила Кокшенова, что неудивительно: в ней собраны все любимые темы Михаила Михайловича — обжорство, пьянство, алчность, криминал и сексуальный голод.

Если вам больше 18 и вы считаете, что не сможете осилить 77 минут пьяной вакханалии на трезвую голову, то можете устроить алкогольную игру. Первые 15 минут фильма следует выпивать каждый раз, когда с экрана звучит «Маме не наливать», а далее опустошать стопки после слова «компенсация». Но будьте осторожны и делайте мелкие глотки. А лучше вообще пропустите несколько ходов, поскольку иначе рискуете получить алкогольное отравление. От еды во время просмотра, напротив, советуем отказаться.

Как и в «Жизни кувырком», герои здесь за обе щеки уплетают жирную пищу, урча и чавкая.

Гости прокурора Сан Саныча Птицына (Алексей Булдаков), члены его семьи, приглашенные артисты и сам Птицын оказываются запертыми в квартире с бронированной дверью. Ключи потеряны. Выломать или вскрыть дверь не удается. В результате праздник превращается в трехдневный алкогольный марафон, к концу которого запах в квартире прокурора можно почувствовать через экран. В заключительной части фильма герои, проглотив по загадочной таблетке «Антистрах», прыгают с балкона восьмого этажа на спасательное полотно. При этом на фасаде дома между этажами отчетливо видны лестницы.

Наблюдая за ходом затянувшейся вечеринки, вы станете свидетелем многочисленных конфликтов между прокурором и его тещей (Наталья Крачковская), увидите эротические танцы артистки Даши (Мария Мерзликина) в обтягивающем комбинезоне, полюбуетесь на испанскую обувь и груди из апельсинов, а также насладитесь выступлением комика Эдуарда Шайбо (Юрий Аскаров), который будет пародировать ужимки мистера Бина под крики «Шайбу! Шайбу!». Очень странно выглядит сцена, где дети затыкают спящему гостю (Леонид Петренко) рот, связывают ему ноги и скачут на нем. А вот эпизод, где нашедшие ключи пенсионеры мечтают о том, что они купят за вознаграждение — маленький шедевр, который прекрасно сгодился бы для рекламы «МММ» начала 1990-х.

Новогоднего настроения от этого новогоднего фильма ждать не стоит. Особенно если вы до сих пор содрогаетесь при мысли о семейных праздниках, где ночью присутствующие пытаются растрясти съеденное под музыкальные пародии из «Голубого огонька», а утром давятся заветренными салатами. Однако в этом и состоит главное достоинство фильма. «Юбилей прокурора» — это кривое зеркало, в котором отражаются все человеческие пороки. И не одно зеркало, а целая комната смеха, которая вместо хохота вызывает отвращение и ужас и из которой нет выхода. Подобно героям фильма, мы оказываемся запертыми в душном шумном пространстве, пропахшем сигаретным дымом, перегаром и запахом человеческих испарений. Думаете, все закончится, как только вы нажмете на крестик в окошке видеопроигрывателя? Как бы не так.

Love-сервис (2003)

Эту «лирическую» по мнению режиссера комедию можно с уверенностью назвать мизогинистической. По количеству сальных шуточек над женщинами Кокшенов здесь может сравниться разве что с Сариком Андреасяном. Сюжет для Михаила Михайловича довольно типичный: группа предприимчивых мошенников наживается на простодушных гражданах, нуждающихся в помощи. Жертвами обманщиков становятся одинокие и зачастую отчаявшиеся женщины, которые обращаются в подставное брачное агентство в надежде найти приличного, самодостаточного, непьющего спутника жизни без материальных проблем. Впрочем, запросы некоторых дам отличаются оригинальностью. Так, одна из клиенток агентства просит подыскать ей «кобельеро, котяру и полового гангстера». «Мне не нужен отец-одиночка! Мне нужен нормальный мужик!» — негодует другая, узнав, что потенциальный жених имеет двух сыновей.

«Нормальных мужиков» агентство предложить не может: обман состоит в том, что женщин сводят с участниками преступной схемы, которые притворяются алкоголиками, маменькиными сынками и душевнобольными. Отвергнув одного, дама просит подыскать ей другого. За каждое новое знакомство агентство взимает с нее 100 долларов. Проблем с законом мошенники не боятся, так как уверены, что «за любовь не сажают», так как «нет такой статьи».

Между тем, пункт второй статьи 159 УК РФ никто не отменял.

Фильм построен на диалогах, однако до уровня Квентина Тарантино и Вуди Аллена сценарий явно не дотягивает. Из беседы между одинокой барышней и претендентом на ее руку и сердце:

После того как расстроенная женщина уходит, герой широко раскрывает рот и показывает в камеру средний палец. Еще парочка примеров:

В течение фильма клиенток страстно целуют и хватают за мягкие части тела, не спрашивая разрешения. Происходящее сопровождается лающим смехом «сотрудников» агентства, тайком наблюдающих за свиданиями. Обтянутая трикотажной юбкой пятая точка одной из женщин, показанная крупным планом, вызывает истерический хохот. «Кардан как у бронетранспортера!» — язвительно замечает один из «женихов». Также особый акцент делается на причинных местах мужчин.

Какие проблемы показываются

На первый взгляд лёгкая комедия поднимает серьёзные темы. Потерянное детство преследует главного героя, не давая полноценно жить. Невозможность получить высокую должность из-за отсутствия влиятельных родственников. Даже обычные старшеклассники, попавшие в этот лагерь, пострадали из-за гонки за большими деньгами. Умные и амбициозные, они все равно проиграли Егору, заранее знавшему все ответы.

Но, несмотря на все преграды, в конце побеждает честность. Иван отказывается от выигранных денег и делит их между школьниками, с которыми он успел подружиться. Наконец-то он сам понимает каково быть ребёнком и может не переживать из-за упущенных возможностей детства. В конце концов ему 30, в этом возрасте жизнь только начинается.

В фильме в основном преувеличенный образ подростков, которые всегда на своей волне из сленга и мемов (молодое поколение наверняка оценит отсылки к некоторым из них). Второстепенных персонажей развивать не стали, и они получились с большим набором стереотипов. Анимешница Настя, мечтающая переехать в Японию, мальчик по имени Арсен, которые всегда носит с собой нож и даже травмат; и другие мальчишки, думающие лишь о половом созревании.

Никто не обязан быть «настоящим мужиком»

Стереотипы о настоящем мужике тянутся со времен, когда люди жили в пещерах и охотились на мамонтов. Если не набросишься на зверюгу с копьем и вернешься домой без добычи, умрешь с голода.

Те времена давно позади: магазины забиты едой, с негодяями разбирается полиция, а ум ценнее грубой силы – но представления о «мужике» все еще актуальны. Фильм «По-мужски» брутально и грязно показывает, как нелепые стереотипы рушат жизнь. Из-за них люди забывают о гуманности, превращаясь в размахивающих палками обезьян.

Толковая мысль хорошо оформлена и преподнесена. Дело в том, что сценарист Денис Кулагин отталкивался от реальных событий из своего прошлого. Именно поэтому история такая правдоподобная, а терзаниям героя веришь. В похожей ситуации может оказаться любой образованный человек, который думает чаще, чем размахивает кулаками.

Актерская игра лишь дополняет эту реалистичность. Если думаете, что Антон Лапенко хорош только в комедиях, ошибаетесь. «По-мужски» показывает драматичную сторону актера: в психологическом триллере он тоже прекрасен. При этом Лапенко ни разу не переигрывает, его страхи и обиды всегда убедительны.

А еще стоит выделить Сергея Васина, того самого обидчика Артура. Он здорово отыграл гопника, который всегда ведет себя «по-мужски». То есть лихо дерется на улицах, доминирует над женой и регулярно напивается. Такой обычный, но в то же время пугающий антагонист – настоящая находка.

Годный сценарий и актерскую игру дополняет умелая режиссура. В фильме полно атмосферных статичных кадров, красивых ракурсов и любопытных монтажных переходов. Максим Кулагин – не новичок в индустрии, но именно фильм «По-мужски» сделает его звездой.

Фильм вгоняет в депрессию и пугает реализмом

Режиссер стремится донести важную мысль и не щадит зрителя. Местами «По-мужски» напоминает «Реквием по мечте», где последствия наркотической зависимости показали максимально безжалостно. Аудитория уловила суть, но заодно впала в депрессию. В фильме с Лапенко похожий подход.

В картине нет монстров, но она сильно пугает. Все-таки Фредди Крюгера не существует, а негодяев вроде Артура в реальности полно. Они в любой момент бросят вызов, заставят сомневаться в себе, вынудят драться. И ведь общество только подтолкнет решить все «по-мужски». Поэтому страданиями героя легко проникнуться.

Еще и финал соответствует депрессивному тону фильма. Героя неторопливо превращают в стереотипного мужика и доводят до крайности. Он заставляет зрителя съежиться и покинуть кинотеатр в расстройстве. А это не лучшая эмоция для 2022 года, пусть в этот раз и полезная.

Кризис идей

Кинематограф тонет в самоповторах и тянет с собой на дно жанр комедии. Причина тому – интересы бизнеса. Нет смысла изобретать что-то новое и рисковать, если можно стабильно собирать кассу на бесчисленных ремейках и продолжениях популярных франшиз. Вспомните, чем закончили «Один дома» и «Очень страшное кино» или кощунственные ремейки советской классики.

Новые идеи и излишнее остроумие – потенциальная угроза кошельку инвестора. Студии производят усредненное кино для усредненного зрителя. Вот и юмор получается посредственный, хотя по определению должен быть остросоциальным, поднимать актуальные проблемы и высмеивать современные тенденции.

Главный герой – не мужик, он боится драки

Глеб – молодой преуспевающий мужчина. Он занимается спортом, владеет бизнесом и живет с красавицей-женой. А еще он построил дорогой загородный дом, где проходит новоселье. На праздник приезжают подруги жены, и все веселятся: выпивают, болтают, жарят шашлыки.

А затем происходит событие, меняющее жизнь Глеба.

Во двор залетает мусорный пакет. Это пьяный сосед Артур перепутал чужой участок с мусоркой. Супруга ругает пьяницу и получает в ответ сильную пощечину. Что бы сделал истинный стереотипный мужик? Конечно, побил бы негодяя. Но Глеб обычно решает проблемы переговорами и боится драки. В итоге он замялся и завел жену с гостями в дом.

Ситуация неприятная, но ее можно пережить. Все-таки никто особо не пострадал, а у героя не отобрали бизнес и дом. Но с того момента Глеб теряет уверенность и терзается вопросом: «А мужик ли он?»

С каждым днем мысль становится все навязчивее, и вот уже герой грезит о мести. Он разговаривает с обидчиком, посреди ночи ломится в его дом, зовет друга на разборки – но каждый раз делает только хуже. Решить вопрос с Артуром никак не удается, а самооценка падает еще ниже.

Глеб уже не может думать о чем-то другом. Тема мужественности сносит крышу, а негодяй Артур снится по ночам и мерещится во дворе. Из успешного парня герой медленно и реалистично превращается в психопата, ломающего свою и чужие жизни.

Лифт уходит по расписанию (2002)

Тем, кто смотрел нуар Хичкока «Не тот человек» или «Охоту» Винтерберга сюжет «Лифта» покажется знакомым: герой, оказавшийся не в то время и не в том месте, становится жертвой невежественной толпы, которая видит в нем опасного преступника. Горе-любовник Евгений (Валерий Гаркалин) не может попасть в квартиру замужней подруги Люды (Марина Ерисова), так как застрял в лифте на ее этаже. Люде не повезло с соседями по лестничной клетке: бдительная пенсионерка Вера Петровна (Наталья Крачковская) и нервный ученый-спелеолог Семен Финкельштейн (Александр Носик) большую часть свободного времени проводят у дверного глазка и в каждом чужаке видят как минимум квартирного вора. Благодаря их усилиям к травле несчастного Евгения вскоре присоединяются все жители подъезда, милиция, скорая и служба спасения. В результате измученный герой сходит с ума.

Помимо вышеупомянутых Веры Павловны и Семена Финкельштейна зрителя знакомят с комендантом дома (Юрий Чернов), который фиксирует в записной книжке любую подозрительную мелочь, пропойцей (Александр Киселев), всюду таскающим за собой маленькую дочь, глупым участковым (Владимир Брежнев), готовым состряпать статью на пустом месте, и ленивыми работниками коммунальных служб (Михаил Кокшенов и Леонид Петренко), чья профпригодность вызывает сомнения. Возлюбленная главного героя старается разогнать соседей-параноиков, но лишь для того, чтобы те не уличили ее в измене мужу.

Личность Евгения и обстоятельства его жизни остаются загадкой. За три часа в лифте он успевает получить сильный удар током, выпить бутылку коньяка, обмочиться, раздеться и впасть в безумие. Надо сказать, что играет Гаркалин здесь замечательно. Пьяная истерика, жуткий смех, протяжное «Цветы роняют лепестки на песок… и никто не узнает, где могилка моя…», налитые кровью глаза, поедание галстука — и все это на фоне оглушительных криков жителей подъезда, беснующихся за дверью лифта.

Зачем, на что и почему

1990-е годы были непростым временем для российского кинематографа. Громкие роли и регалии теперь не гарантировали высокого или хотя бы стабильного заработка в сфере важнейшего из искусств. На помощь коллегам пришел Михаил Кокшенов, который решил попробовать себя в режиссуре. Его незамысловатые телевизионные «мувики» помогли выжить тем, кто оказался на обочине отечественного кино после развала СССР. Многие известные актеры кочевали с ним из фильма в фильм: Алексей Булдаков, Валерий Гаркалин, Наталья Крачковская, Александр Панкратов-Черный, Владимир Носик и другие. Платили им немного, но это было лучше, чем ничего.

«Герой ее романа» (2001)

Откуда сам Михаил Михайлович брал деньги на фильмы и гонорары? Вопреки своему образу простодушного увальня, в жизни он был энергичным и предприимчивым человеком, умел договариваться и убеждать. Люди хорошо помнили Кокшенова по советским фильмам и любили его образ «человека из народа». Это помогало начинающему режиссеру в поиске спонсоров, обширный список которых появлялся в титрах каждого фильма. Внимательный зритель наверняка заметит, как часто в картинах Кокшенова встречается продакт-плейсмент. Так, в «Герое ее романа» камера крупным планом снимает коробку с логотипом испанской обувной фирмы, следует за персонажами в залы казино «Кристалл» (в 1990-е оно также заказывало рекламу в «Поле Чудес» и «Что, где, когда?»), демонстрирует вывески ныне почившего бутика и до сих пор живого салона красоты на Павелецкой. Отдыхающие за границей герои фильмов «Секрет фараона» и «Юбилей прокурора» часто появляются на экране в брендированных футболках известного туроператора. В «Жизни кувырком» актеры с преувеличенным удовольствием поедают горы пельменей и рожки с мороженым (разумеется так, чтобы упаковка занимала видное место в кадре). Некоторые спонсоры помогали команде Кокшенова почти бескорыстно. Например, название известного мясоперерабатывающего завода можно увидеть только в титрах, хотя герои с аппетитом уплетают колбасную нарезку почти в половине фильмов.

«Юбилей прокурора» (2003)

Если Михаил Кокшенов снимал кино с добрыми намерениями и пользовался поддержкой большого числа спонсоров, почему его фильмы получались… такими? На «Кинопоиске» рейтинг многих его режиссерских работ не дотягивает даже до тройки. Во-первых, режиссер предоставлял актерам полную свободу. Судя по воспоминаниям коллег, процесс съемки больше походил на костюмированную вечеринку, где кто-то из гостей ради забавы предложил записать смешной ролик. Если вам доводилось делать что-то подобное, вы наверняка знаете, что обычно такое «кино» веселит лишь его создателей. Впоследствии видео спрячут в облаке или на жестком диске и будут пересматривать ради приятных воспоминаний.

Во-вторых, многие фильмы Михаила Михайловича ужасно затянуты. Заметно, что он изо всех сил пытался растянуть хронометраж фильмов до полного метра с помощью бессмысленных и порой очень раздражающих фрагментов-филлеров. Так, в «Жизни кувырком» на протяжении примерно 10 минут перемежаются одни и те же кадры: дерущиеся подростки в боксерских перчатках, мальчик, терзающий музыкальный инструмент, разгневанные соседи на лестничной клетке и бешено вращающаяся дверная ручка. А досмотреть 73-минутный, но вязкий как жвачка «Секрет фараона» смогут только осилившие «Спи» или «Эмпайр» Уорхола.

«Жизнь Кувырком» (2003)

В-третьих, Кокшенов любил делать акцент на человеческих пороках и слабостях. Многим трудно смотреть на его героев, которые жадно глотают майонезные салаты, напиваются до беспамятства, сально шутят, оглушительно кричат, дерутся и трясут деньгами. Одномерные характеры, грубый юмор и утрированная игра актеров — главные черты комедии-фарса, однако у Кокшенова этот фарс превращается в жуткий карнавал, каждый из участников которого олицетворяет как минимум один из семи смертных грехов.

Смешение жанров

С течением времени жанр эволюционировал от чистой комедии к постмодернистской. От фильмов c Чарли Чаплином до криминальных комедий Гая Ричи, от в «Джазе только девушки» до драмеди «1+1», и так далее. Режиссеры уделяют все больше внимания образам и характерам героев. В свою очередь, авторы других жанров стали приправлять сюжеты юмором: будь то супергеройские («Человек-паук»), драмы («Паразиты») или хорроры («Прочь»). На этом фоне классические комедии выглядят примитивно, и продюсеры все меньше делают на них ставку. Оглушительный успех комедийно-драматического сериала «Удивительная миссис Мейзел» (в котором комедийного не так уж и много) также доказывает, что сейчас в тренде переплетение жанров.

Верните мне мой 2007-й

Дмитрий Котов — о дебютной комедии Александра Фомина

Жанр российской комедии в последние годы все увереннее и успешнее сражается со своей же, как еще недавно казалось, катастрофической репутацией. Все чаще  отечественные кинематографисты оказываются способны предложить зрителю нечто качественно иное, чем нашумевшие «шедевры» Сарика Андреасяна (особенно раннего), Марюса Вайсберга и всякие прочие «Самые лучшие фильмы». Взять хотя бы летнее мотивирующее кино «Я худею» или ненавязчивый городской ромком «Будь моим Кириллом». Столь же легкой, задорной, но местами вполне жизненной историей выглядит и «Молодой человек».

Ваня Ревзин, который под строгим контролем матери все детство провел с репетиторами, а юность — за учебниками, получив золотую медаль и красный диплом МГУ, в 30 лет оказался рядовым банковским служащим с ипотекой и безрадостными жизненными перспективами. Вопрос дальнейшего существования ставится ребром, когда подлец-начальник в камео-образе продюсера Ильи Найшуллера увольняет Ваню, жена уходит к КМС по боксу Арсену, а в дверь настойчиво стучат коллекторы. Надежду внезапно дает бывший одноклассник Коля, который, несмотря на глупость и раздолбайство, стал преуспевающим бизнесменом и запустил для старшеклассников «Школу юного лидера» — летний лагерь с системой заданий и призом для победителя в 10 миллионов рублей. Моложавый Ваня, которому даже алкоголь не продают без паспорта, понимает, что это последний шанс расквитаться с долгами, сбривает бороду и идет на авантюру…

Кадр из фильма “Молодой человек

Дебютная полнометражная режиссерская работа сценариста «Восьмидесятых» Александра Фомина подхватывает модную нынче ностальгию по 90-м. Этот фактор формирует и главную целевую аудиторию фильма — миллениалы, возраст которых укладывается в диапазон от 25 до 35 лет. Многие шутки, скетчи и сюжетные триггеры в фильме повязаны на узнаваемых для детей постсоветской России маркерах. Мальчик, впадающий в ступор при виде дискового телефона. Девочка, не понимающая, что сравнение с Гаечкой — это мощный комплимент. «Сектор Газа», «Американский пирог», сок Yupi, купленный на «Горбушке» плеер и игра в «сифу». Если по каждому пункту у вас есть какие-то особые, а лучше всего — теплые и приятные воспоминания, значит, «Молодой человек» вам зайдет. Притом Фомин не заигрывается с эффектом узнавания и ностальгическими мотивами. Несмотря на простоту и даже банальность сюжета про мужика, прикидывающегося подростком (звучит даже шутка-отсылка про «Мачо и ботана»), сценарий обыгрывает «фишечки» былых времен бережно и находчиво, с чувством меры и баланса. Юмор у Фомина здоровый и интеллигентный — настолько, что, даже будучи основанным на национальной почве, он не воспринимается расистским, а про шалости Дзюбы — пошлым. Режиссер не сталкивает лбами два поколения, а иронично переплетает их культурные коды между собой, пытаясь вывести формулу взаимной пользы общения между «опытными» миллениалами и «прогрессивными» зумерами.

История ритмично движется от сцены к сцене, от одного увлекательного задания к другому, через красочные диалоги и актерские перформансы. Слегка наивным и будто сырым, недокрученным кажется лишь эпизод с политической игрой, где каждый участник отстаивает интересы определенного государства. Но, учитывая ситуацию в этой стране, можно легко предположить, что сценарий в своей деликатной части мог переписываться, сокращаться и цензурироваться. И даже в этих условиях нашлось место для едкой фразочки про победу. То, что в фильме четко прописана тема коррупции и «распилов», — здорово и смело, это наделяет легкую комедию еще и социальной значимостью. Что касается исполнителей ключевых ролей, то Павел Табаков пару раз слегка теряется в кадре, зато в типаж попадает стопроцентно. Появления Данилы Козловского редки, но ярки — шут и злодей в одном лице, еще и подмывающий четвертую стену шуткой на тему своей реальной фильмографии. Данила Поперечный — в своем привычном комедийном амплуа, женские персонажи — украшение.

Комедийные сериалы тоже деградируют

Комедийные телешоу сейчас куда смешнее, чем полнометражные комедии. Сериалы отобрали кусок пирога у создателей полного метра: ведь зрителя намного легче удержать у экрана коротким эпизодом, да и насыщенность шутками у сериала выше. К тому же, даже если хохмы не блещут разнообразием, они не успевают приедаться.

Почему же сериалы тоже падают в рейтингах? Причины те же: самоцензура, повестка, самоповторы, желание угодить всем и каждому, большая доля супергеройских франшиз. Часто авторы не могут закончить сериал на мажорной ноте и выжимают из шоу все соки. В лучшем случае становится не смешно зрителю, в худшем – сами герои сериала становятся посмешищем.

Ситкомам, в частности, не идет на пользу чрезмерная сюжетная ориентированность: когда вместо смешных ситуаций и диалогов на первый план выходят, например, романтические линии. «Теория большого взрыва» образца последних сезонов буквально погребена под ненужным слоем любовных метаний героев.

Жизнь кувырком (2003)

Если вы обладаете чувствительным слухом, смотреть эту кинокартину мы вам не рекомендуем. 72-минутный «Ералаш» для взрослых оглушает какофонией из криков, гудков клаксона и страдальческих стонов расстроенных музыкальных инструментов. Особенно тяжело придется людям с мизофонией: звуки прихлебывания и чавканья могут нанести серьезный урон психическому здоровью и, как следствие, экрану ноутбука или компьютера.

«Жизнь кувырком» шокирует зрителя с первых минут. Чего стоят только начальные титры, где главные действующие лица истории — «лучшие люди трех вокзалов», бомжи и жрицы любви — коротко рассказывают о себе. «Почти даром. Дефицит!» — томно произносит кудрявая Цыпа (Катерина Скобелева) и трогает себя за грудь. «Победитель секс-марафона трех вокзалов!», — хвастается Гусь (Андрей Панин). «Музыкально-половой эксцентрик», — заявляет Хохотун Сопливый (Юрий Чернов). Здесь поясняем: музыкально-половой — это потому, что играет на балалайке, сидя на полу в переходе. Помимо них в кадре поочередно появляются лихой Коля Боцман (Михаил Кокшенов), мутноглазый Юрист в запое (Анатолий Васин), мальчик с табличкой «Хочу есть» по прозвищу Мелкий (Леонид Шаманский) и прочие колоритные персонажи.

Колю Боцмана устраивают физруком в семью матери-одиночки, воспитывающей двух подростков. Гусь начинает присматривать за инвалидом-колясочником (Александр Панкратов-Черный). Хохотун учит музыке сына строителей, которые так любят свою работу, что не снимают рабочую экипировку даже дома. Больше всех везет Малому, которого мечтает усыновить некая Вера Павловна (Наталья Хорохорина) — загадочная женщина с натянутой улыбкой. Об остальных героях сценарист (между прочим, известный писатель-сатирик Аркадий Инин) как будто забыл. Только ближе к концу фильма Юриста и прочих начнут лихорадочно заталкивать в сюжетную канву.

В процессе просмотра вам придется услышать страстные вздохи Кокшенова, увидеть целующегося взасос Панина и оценить ассоритмент газетного ларька начала нулевых. Спецэффекты заслуживают отдельного внимания. Так, в начале фильма неряшливо трапезничающие обитатели трех вокзалов превращаются в нарисованных псов, коров, верблюдов и поросят (вспоминаются родители Тихиро из «Унесенных призраками»). Боксирующие на фоне шкафа-стенки ученики Боцмана телепортируются на ринг в Лас-Вегасе, где выступают в ролях Майка Тайсона и Тони Такера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: