Миф 4: все серийные убийцы — психически больные
Журналисты часто объясняют любые кровавые преступления исключительно больным мозгом преступника. Такой подход, подхваченный сценаристами и продюсерами индустрии развлечений, не только не отражает реальное положение дел, но и усиливает стигматизацию и без того уязвимых людей с психическими расстройствами. Благодаря фильмам наподобие «Психо» Хичкока, ставших классикой кино, мы убеждены, что серийные убийцы совершают свои немыслимые преступления под влиянием шизофрении, диссоциативного расстройства идентичности и психоза.
Доктор Джулия Шоу, автор книги «Психология зла», считает, что серийные убийцы часто действуют под влиянием такого антисоциального расстройства личности, как психопатия, которое не считается психическим заболеванием и не избавляет от уголовной ответственности
Но важно понимать, что «находиться в состоянии психоза» и «быть психопатом» — не одно и то же
Психопат Тед Банди прибегал к приему «красавчик в беде», заматывая себе руку фейковым гипсом и прося своих ничего не подозревающих жертв о помощи. Он был настолько харизматичным и убедительным в своей невинности, что мало кто мог ему отказать.
В Международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) расстройство личности как «глубоко укоренившиеся и устойчивые модели поведения, проявляющиеся в негибкой реакции на широкий спектр личных и социальных ситуаций»; это расстройство представляет собой «крайние или значительные отклонения от того, как среднестатистический человек в данной культуре воспринимает, думает, чувствует и относится к другим».
Генетически психопатия связана с недоразвитием зон мозга, отвечающих за контроль над импульсами и эмоциями. Но далеко не все люди с биологической предрасположенностью к психопатии становятся серийными убийцами.
После долгих лет изучения мозга убийц-психопатов американский нейроученый Джим Фэллон увидел показательный скан патологического мозга убийцы. Оказалось, что это был скан его мозга, но так как он никогда никого не убивал и не насиловал, то Фэллон поставил под сомнение верность своей оригинальной гипотезы о нейроактивности мозга психопатов, пока не узнал, что в его семье было несколько человек, которые, вероятно, кого-то убили.
Убийственная привлекательность
Это лишь небольшая часть недавних примеров, когда сюжет побуждает нас сопереживать и даже болеть за убийцу. Чаки», «Ганнибал» и «Падение» — еще несколько примеров, когда фанаты не могут не смотреть с обожанием, как убийца-садист делает все, что хочет, и убивает всех, кого хочет. Человеческая природа такова, что ее привлекают попытки понять и концептуализировать зло. Истории можно придать новый поворот, когда сочувствие к убийце добавляет слой глубины, поэтому сериалы продолжают фокусироваться на том, чтобы сделать убийцу главным героем. Зрители любят хорошего антигероя, но когда речь идет о серийном убийце, таком как Джо Голдберг или Тед Банди, подходит ли это звание?
Как будто зрителей просят отмахнуться от ужасных преступлений, потому что это всего лишь телешоу или фильм, а не реальность, потому что они видят на экране Эвана Питерса или Зака Эфрона, а не реальных Джеффри Дамера или Теда Банди. Какими бы удивительными ни были эти шоу, не может не возникнуть ощущение, что они настраивают зрителей на то, чтобы боготворить человека, который, скорее всего, убьет или причинит им вред, если представится такая возможность, несмотря на то, насколько правдоподобными они могут показаться.
Рекомендуем: Основан ли фильм «Черный телефон» на реальных событиях?
Миф 1: все серийные убийцы — мужчины
Пожалуй, один из самых распространенных стереотипов — что женщины не совершают серийных убийств. Несмотря на то что женщины действительно составляют большинство жертв преступлений, не все серийные убийцы — мужчины. В реальности агрессия не зависит от пола и является социально обусловленным поведением.
Женщины-маньяки обычно выбирают «тихие» и быстрые способы убийства. В отличие от мужчин, убивающих незнакомцев, они лишают жизни членов семьи, именно поэтому имена женщин-убийц так редко попадают в заголовки — за отсутствием кровавого спектакля.
Нам не свойственно видеть в женщине убийцу еще и потому, что женщине в нашей культуре уже отведена роль жертвы.
Исключением из криминального профиля женщины-убийцы стала Эйлин Уорнос, которую в фильме «Монстр» сыграла Шарлиз Терон. За год Эйлин застрелила семь мужчин, желающих воспользоваться ее сексуальными услугами. До появления Эйлин в массовом сознании не существовало такого саморазрушительного образа женщины-убийцы. Женщина в криминальной истории могла быть либо жертвой, либо напарницей убийцы, которую он манипуляциями заставил пойти на мокрое дело. Скотт Бонн считает, что Эйлин стала популярной фигурой в поп-культуре именно потому, что была первой женщиной, которая убивала «как мужчина».
Джек-потрошитель: первый «сериал» о маньяке
Джек-потрошитель был первым в истории серийным убийцей, который активно участвовал в создании собственного имиджа, возведя убийство в статус кровавого перформанса: он присылал игривые письма в Скотленд-Ярд, которые охотно публиковала пресса.
Американский криминолог и историк Скотт Бонн утверждает: одной из причин, по которой Джек стал легендарным персонажем, стало то, что его личность так никогда и не была установлена.
Заметка в британской газете 1889 года о том, что Джек-потрошитель может быть женщиной
Потрошитель превратился в фольклорного героя, поскольку не было фактов, способных демистифицировать образ убийцы и снизить градус пафоса. Сбитая с толку полиция, алчная пресса и скучающее викторианское общество сыграли в этом процессе не последнюю роль: фактические пробелы охотно заполнялись интерпретациями и предположениями тех, кто слышал историю о головорезе. Подобно тому, как древние люди создавали мифы, чтобы объяснить необъяснимое, англичане сочиняли сказки в надежде обрести покой.
В какой-то момент Джек-потрошитель просто растворился в лондонском тумане — так же внезапно, как и появился (возможно, он всё-таки наткнулся на жертву, которая смогла дать ему отпор и не стала писать полиции самодовольных писем).
Актерский состав фильма «Совершенно убийца»
Режиссер Наначка Хан, сценарий Дэвид Маталон, Саша Перл-Рейвер и Джен Д’Анджело. Полностью убийца имеет отличный актерский состав…
Kiernan Шипка как Джейми Хьюз
Джули Боуэн в роли Пэм Хьюз (урожденная Миллер), чрезмерно опекающей мамы Джейми
Оливия Холт в подростковом возрасте Пэм Миллер
Локлин Манро во взрослом возрасте Блейк Хьюз, отец Джейми
Чарли Гиллеспи в подростковом возрасте Блейк Хьюз
Келси Мавема в роли Амелии Крестон, лучшей подруги Джейми
Кимберли Хьюи во взрослом возрасте Лорен Крестон, мать Амелии
Трой Л. Джонсон в роли подростка Лорен Крестон, с которой Джейми объединяется, когда она застряла в 1987 году.
Лиана Либерато в роли Тиффани Кларк
Стефи Чин-Сальво как Мариса Сонг
Анна Диаз как Хизер Эрнандес
Randall Park в роли шерифа Денниса Лима
Энди Томпсон как мистер Парр
Приготовьтесь к безостановочным развлечениям с доступом к тысячам популярных фильмов и телепередач, в том числе отмеченным наградами Amazon Originals. Кроме того, оцените удобство БЕСПЛАТНОЙ однодневной доставки миллионов товаров. Благодаря возможности смотреть в любом месте и отменять в любое время, вам никогда не придется беспокоиться о том, что вы будете привязаны. Так зачем ждать? – Присоединяйся сейчас
Доступна 30-дневная бесплатная пробная версия.
ПОСЕТИТЕ AMAZON PRIME СЕЙЧАС
-
9
AppleTV
PROS
Звездные, отмеченные наградами сериалы и фильмы.
Apple
-
8
Amazon Prime Video
PROS
Дополнительные преимущества членства Prime: служба потоковой передачи музыки, фотографии Amazon и эксклюзивные предложения.
Amazon
-
7
Дисней +
PROS
Большая коллекция детских сериалов и фильмов.
Диснейплюс
Действующие лица сенсации
В каждой популярной драме о серийном убийце всегда одни и те же герои: бесчеловечный маньяк, безмолвная жертва, бесстрашная страж правопорядка, голодные на сенсации репортеры и, конечно же, мы, жадные до крови зрители. Какие цели на самом деле могут преследовать разные социальные игроки, когда рассказывают нам свои версии происходящего? Возможно, каждый из них немного преувеличивает грандиозность феномена серийного убийцы по личным мотивам.
Зрители. Наше неутолимое желание знать как можно больше о прошлом и настоящем серийного убийцы — что на него повлияло, как и почему он убивал — обусловлено человеческой потребностью объяснить необъяснимое, чтобы упорядочить хаос и снять напряжение
Медиа и индустрия развлечений умело используют наши страхи и темные наклонности и подкармливают наше звериное любопытство, чтобы привлечь внимание к очередному документальному фильму или хоррору
Власть. Полиция играет в обществе роль «старшего брата», который придет на помощь в случае беды и разберется с обидчиком. Когда на сцене появляется убийца, полиция показывает гражданам, что ведет борьбу со злом. Чем больше мы боимся маньяков, тем выше в наших глазах статус бесстрашных защитников.
Журналисты. Но мы никогда ничего бы не узнали о преступлении и свершившемся наказании, если бы на сцене регулярно не появлялись медиа. Поверхностная журналистика выбирает истории по принципу “if it bleeds, it leads” («больше крови — выше рейтинг»). Чем сильнее накал эмоций, тем больше читателей и продаж.
Журналист и писатель Джефф Камен считает, что журналисты нередко создают гипертрофированные образы монстров в своих тщеславных целях. Виновна ли в этом личностная деформация и диссоциация или же слепая убежденность в своих благих намерениях и профессиональном долге — но часто авторы сенсационных репортажей не учитывают последствия публикации для семей погибших, случайно выживших и для общества в целом.
Преступники. Такой расклад входит в план убийц, которые годами играли с полицией в прятки, а теперь могут отдаться в руки правосудию и покрасоваться перед прессой. Помогая медиа и правозащитникам раздувать свою персону, они достигают сразу трех своих целей:
- получают возможность похвастаться убийствами, которыми гордятся;
- утверждают свое превосходство;
- вызывают ужас и ненависть у общества, чем тешат свое эго.
Известность всегда означает признание, и неважно, на «светлой» или «темной» стороне идет игра. Жертвы
Если убрать со сцены преступника, правосудие и прессу, то мы останемся наедине с убитым. Точно так же, как потенциальные убийцы попадают в петлю фантазии о своем идеальном преступлении, поп-культура попадает в продакшен-петлю «справедливости ради обогащения», чтобы аудитория могла наслаждаться «тру-крайм-порно». Среди нас может быть гораздо больше маньяков, чем мы думаем. В конце концов, одно из определений слова «маньяк» — человек, одержимый страстью к чему-либо
Жертвы. Если убрать со сцены преступника, правосудие и прессу, то мы останемся наедине с убитым. Точно так же, как потенциальные убийцы попадают в петлю фантазии о своем идеальном преступлении, поп-культура попадает в продакшен-петлю «справедливости ради обогащения», чтобы аудитория могла наслаждаться «тру-крайм-порно». Среди нас может быть гораздо больше маньяков, чем мы думаем. В конце концов, одно из определений слова «маньяк» — человек, одержимый страстью к чему-либо.
Может быть интересно
Умирая, человек превращается в тело, а любое тело быстро превращается в контент. Обычно мы не воспринимаем происходящую на экране жестокость как часть нашей реальности. Потому что как только мы видим за изувеченным телом настоящего человека, чья жизнь была насильно прервана, тру-крайм теряет свой задор.
Образы маньяков давно превратились в мерч: так, силиконовый Ганнибал Лектер стоит на полке рядом с Микки Маусом. Всё, что связано с преступлением или личностью убийцы, может быть использовано, будь это его родственники и знакомые, семьи убитых, свидетели и очевидцы или любые артефакты с места преступления.
Убийцы крадут жизни, имена и биографии несчастных незнакомцев, мы же как общество возвращаем свои права, делая из них товар, искажая и обезображивая их истории, помещая их в непрерывный поток фильмов, сериалов на «Нетфликс», книг, журналов, подкастов и телешоу.
В конце концов, как можно бояться того, чем можно владеть?
Джо Голдберг, милый сталкер/убийца
Кроме того, у Джо Голдберга (Пенн Бэджли) из сериала «Ты» есть верные поклонники с момента выхода сериала в 2018 году. Сериал «Ты» рассказывает о Джо, который настолько одержим идеей заставить Бек (Элизабет Лэйл) влюбиться в него, что манипулирует каждым ее взаимодействием, чтобы создать идеальные условия для ее интереса к нему. Это толкает Джо на убийство ее друзей, и в итоге он похищает Бек и держит ее в хранилище в подвале. Держа ее в плену, он пытается внушить ей чувство вины за то, что он убийца, потому что у него детская травма. Несмотря на то, что Джо — преследователь, лжец, манипулятор и убийца, его любят зрители.
Пенн Бэджли, актер, играющий Джо, неоднократно говорил, что презирает своего персонажа. Зрители болели за Джо, потому что они хотят, чтобы он нашел настоящую любовь, независимо от того, чего ему это стоило. В каждом эпизоде мы слышим внутренний монолог Джо с самим собой, и это помогает почувствовать, что мы знаем его и сочувствуем боли, грусти или гневу, которые он испытывает. Даже если этот сериал не основан на реальных событиях, зрителям все равно проблематично поддерживать убийцу, потому что вы узнали его и поняли его травму, что не оправдывает совершение убийства.
Плох ли Декстер, если он убивает других плохих парней?
С 2006 года «Декстер» влюбляет зрителей в интроспективного, умного и приветливого хладнокровного убийцу, несмотря на то, сколько увечий он совершает на экране. Декстер» длится уже 8 сезонов и даже породил новую серию «Декстер: Новая кровь», и зрители смотрят на Декстера Моргана (Майкл Си Холл) как на хорошего парня. В сериале Декстер — аналитик, работающий в полиции Майами и помогающий раскрывать преступления, при этом совершая собственные преступления. Он — серийный убийца, который охотится только на тех, кто также совершил чудовищные поступки или просто является откровенно плохим человеком. Поскольку в детстве отец внушил ему, что это нормально, он чувствует себя оправданным в своих убийствах. На протяжении всего сериала зрители начинают любить Декстера за то, что он считает себя морально правильным в своем желании причинить вред только плохим парням. Мы также видим, как он переживает трудности в отношениях, проявляет доброту по отношению к своей девушке и ее детям, помогает своей семье и друзьям добиться успеха. Но плохой парень, который вредит плохим парням, все равно остается плохим парнем, и это теряется в переводе, потому что нам кажется, что мы знаем Декстера Моргана.
Стоит ли смотреть Totally Killer?
Начнем с положительных моментов. Предпосылка здравая. Даже ссылки на персонажей Назад в будущее, поэтому мы знаем, что это не тот фильм, который воспринимает себя слишком серьезно.
Во-вторых, актерский состав великолепен, и Шипка действительно с энтузиазмом и удовольствием относится к научной фантастике о путешествиях во времени.
В-третьих, комедия первоклассная, с массой социальных комментариев о том, как сильно изменились времена с 1987 года. Хотя иногда сценаристы, возможно, немного переусердствовали.
И в целом, Полностью убийца Это вполне приемлемый фильм, если вы хотите немного напугать и немного посмеяться.
Проблема в том, что он не открывает ничего нового, длится слишком долго и глуп, как кисть. Как комедия ужасов, она не достаточно страшна и не смешна, а финал настолько стремителен, что не остается времени на последствия изменения временной шкалы и прошлого навсегда.
Это настоящий позор, потому что компания Blumhouse выпустила несколько знаковых фильмов, таких как новый Заклинатель фильм Убирайся, Us, Черный телефон, и Беги милая беги.
Если вы ожидаете такого уровня качества от Полностью убийца, вы будете разочарованы. Если ваши ожидания ниже, попробуйте Prime Video.
Восхождение черной звезды
Первым массово известным серийным убийцей в мире был британский Джек-потрошитель. Но ни в коем случае не стоит считать, что он был первым маньяком: многие исследователи доказывают, что серийные убийцы были всегда. Их социальное происхождение менялось. Например, в доиндустриальную эпоху серийные убийства чаще всего совершали аристократы, на заре промышленной революции — представители буржуазии и верхушка среднего класса, а в XX веке — выпадающие из общества представители среднего класса. Но если говорить о настоящей популярности, то ее типаж маньяка достиг именно в XX веке и именно в США.
Вот так звучит определение серийного убийцы в американском законодательстве:
«Термин «серийные убийства» означает серию из трех или более убийств, не менее одного из которых было совершено в Соединенных Штатах, обладающих общими характеристиками, такими как обоснованная возможность того, что преступления были совершены одним и тем же субъектом или субъектами».
Скучновато, но таким и должно быть юридическое определение.
За несколько последних десятилетий в США были написаны сотни книг о серийных убийцах, сняты десятки фильмов и сериалов. Согласно данным соцопросов, многие американцы уверены, что на долю маньяков приходится до четверти совершенных в Америке убийств. Это, конечно, не так — согласно оценкам экспертов, на долю маньяков приходится около 1% убийств. Но эта статистика хорошо показывает, какое место занимают маньяки в общественном сознании.
Такая слава у маньяков появилась не сразу — потребовалось время, чтобы герои дешевой бульварной прессы и досужих уличных разговоров превратились в эмблематичного персонажа, символизирующего собой дух времени.
Первым известным широкой публике (и, по мнению некоторых, первым зарегистрированным) американским серийным убийцей был Генри Холмс — респектабельный бизнесмен из Чикаго, чья активность пришлась на начало 1890-х годов. Его убийства были весьма изощренными: он построил гостиницу в Чикаго, в которой и убивал своих жертв (а затем использовал трупы для обмана страховых агентств и получения страховки за умерших людей). Гостиница намеренно была спроектирована как замок-лабиринт: во время строительства Холмс несколько раз менял подрядчиков, чтобы быть единственным человеком, в полной мере представляющим устройство здания. В какие-то комнаты Холмс подавал газ — и жертва умирала от удушья. Других постояльцев он замуровывал. Адский отель функционировал несколько лет.
Герман Уэбстер Маджет, известный как мистер Холмс. Зверски убил 27 постояльцев своего отеля. Bettmann / Getty Images
Холмса поймали на пустяковом преступлении — махинации с крадеными лошадьми. Оказавшись в тюрьме, он вновь начал придумывать схемы обмана страховых компаний, активно привлекая к этому сокамерников. В конечном счете одно из убийств его бизнес-партнеров было раскрыто полицией. Чем дальше полиция копала, тем больше открывалось страшных фактов о Холмсе. В конце концов он был арестован, и его история стала национальной сенсацией: газеты магната Уильяма Рэндольфа Херста заплатили убийце несколько тысяч долларов за его признание (которое, впрочем, оказалось бессвязной чепухой — Холмс рассказывал о том, что одержим сатаной, и винил во всем свою бывшую, убитую им же, жену). В 1896 году Холмса повесили.
Именно тогда, в конце XIX века, начал складываться канон общественной реакции на поимку маньяка: громкие заголовки в прессе, страшные подробности убийств, интервью с самим убийцей
Словом, инфоповоды, перманентно приковывающие внимание общественности к судьбе маньяка и приводящие к ситуации моральной паники в обществе. Страшное врывается в повседневную жизнь и заставляет всех переоценивать происходящие события с учетом живущих по соседству опасных убийц
О чем фильм «Совершенно убийственный»?
Прошло 35 лет с тех пор, как маленький городок Вернон терроризировал Убийца Sweet 16. Три девочки-подростка, Тиффани Кларк, Мариса Сонг и Хизер Эрнандес, были убиты. Каждая девочка получила 16 зверских ножевых ранений, отметив свое 16-летие кровью и трагедией.
Перенесемся в сегодняшний день: Джейми Хьюз (Кирнан Шипка), обычный подросток, готовится к концерту в ночь на Хэллоуин со своей лучшей подругой Амелией (Келси Мавема).
Но они не знают, что Убийца Sweet 16 вернулся, а мать Джейми Пэм (Джули Боуэн) стала его целью, избежав смерти много лет назад.
После того, как случается трагедия, Джейми противостоит печально известному убийце шестнадцатилетних, и ему удается сбежать, только спрятавшись в научно-ярмарочном проекте Амелии — машине времени.
В одной яркой вспышке Джейми оказывается в 1987 году, на той самой неделе, когда началась серия убийств. Взяв на себя бремя истории, она понимает, что изменение прошлого может стать ключом к спасению жизни ее матери.
Но 1987 год — совсем другое время для взросления, и вскоре Джейми оказывается в незнакомой и возмутительной культуре лицом к лицу с подростком Пэм Миллер, ее мамой-подростком.
Так сможет ли она изменить будущее, чтобы спасти свою мать, или маньяк в маске найдет свою четвертую жертву?
Таинственная река
РЕЙТИНГ IMDb: 7,9
ГОД ВЫХОДА: 2003
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 2 часа 18 минут
РЕЖИССЁР: Клинт Иствуд
АКТЁРЫ: Шон Пенн, Тим Роббинс, Кевин Бейкон
Полицейский расследует убийство 19-летней дочери своего друга детства. Отец погибшей также ведёт собственное расследование и подозревает ещё одного их старого товарища, который в детстве пережил сексуальное насилие. Все трое не виделись много лет, но теперь из-за трагедии играют главные роли в судьбах друг друга.
Критики и зрители отмечают режиссуру и игру актёров. «Первые полтора часа выдержать непросто, следующие полчаса куда лучше, а на последних десяти минутах понимаешь, что это — превосходное кино», — написал о фильме критик Станислав Зельвенский. «Таинственная река» получила два «Оскара» в 2004 году.