Пресса о спектакле
И, безусловно, очень эффектно выглядела сцена Прощального матросского бала! Отдельно хотелось бы отметить музыкальные способности артистов. Играя на самых разных музыкальных инструментах, они не только создавали настроение и «качали» публику, но и заставляли восхититься собственным универсализмом.
Денис Чернорицкий. Субботнее мнение. Оптимистическая трагедия с морским уклоном
Sudostroenie Info 26.01.2019
Пьеса берется за точку отсчета, становится импульсом к поиску того театрального языка, который дает шанс без фальши размышлять о революции. Молодые актеры не просто исполняют роли, но и вместе сочиняют спектакль, фантазируя этюдами, принося свой материал, прежде всего, песни, которые звучат во множестве — от советских шлягеров до совсем неожиданных хитов рок- и поп-музыки.
Александринка покажет на «Золотой маске» новое прочтение «Оптимистической трагедии»
ТАСС 13.03.2019
1. Александринский театр в Петербурге открыл 262-й сезон // Телеканал Мир. 30.08. 2017
2. Валерий Фокин рассказал о премьерах Александринки в предстоящем сезоне // Телеканал Санкт-Петербург. 30.08.2017
3. Александринский театр покажет спектакль «Оптимистическая трагедия» к 100-летию революции // Телеканал Культура. 30.08.2017
4. На сцене Александринского театра дают революционный концерт по пьесе Вишневского// Телеканал НТВ. 18.09.2017
5. В Александринке возобновили «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского // Телеканал Культура. 19.09.2017
6. Хулиганство на тему революции: панк и балет ужились на одной сцене// Телеканал Мир. 19.09.2017
7. На сцене Александринского театра состоялась премьера «Оптимистической трагедии» // Телеканал Санкт-Петербург. 21.09.2017
8. Жанна Зарецкая. На сцене Александринки разберутся с советским мифом//Фонтанка.ру. Афиша plus. 19.09.2017
9. Алёна Карась. Комиссар из Карамазовых// Российская газета. 21.09.2017
10. Николай Песочинский. Оптимальная трагедия// Петербургский театральный журнал. Блог. 22.09.2017
11. Лилия Шитенбург. Средний бал// Colta.ru. 22.09.2017
12. Андрей Архангельский. От каждого по особости// Коммерсантъ. Огонёк. 25.09.2017
13. Геннадий Дорошев. Пессимистическая комедия// Санкт-Петербургские ведомости. 28.09.2017
14. Мария Хализева. Всех засосало в жерло катаклизма// Экран и сцена. № 20(1117). Октябрь. 2017
15. Евгений Авраменко. Революционный держите шаг! Петербург: академические театры и революции // Петербургский театрал. 2017. №7. Ноябрь. С 8-10.
16. Мария Кингисепп. Революционный иллюзион // Инфоскоп. 2017. ноябр. С. 4.
17. Елена Горфункель. Где в вашей пьесе образ врага, то бишь трагедия? // Петербургский театральный журнал. № 4 2017. С. 104-106
18. Евгений Авраменко. Солнце погасло, «Т-3» торжествует, борщевик прорастает, планета в опасности, лопнула струна // «Петербургский театрал». №5 (13), июнь-июль-август 2018
19. Денис Чернорицкий. Субботнее мнение. Оптимистическая трагедия с морским уклоном // Sudostroenie Info. 26.01.2019
20. Александринка покажет на «Золотой маске» новое прочтение «Оптимистической трагедии» // ТАСС. 13.03.2019
21. В Александринском театре показали спектакль «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» // Телеканал Культура. 15.03.2019
22. Софья Нестерова. Интервью с Дмитрием Лысенковым // Maskbook
23. Софья Нестерова. Интервью с Анной Блиновой // Maskbook
24. Софья Нестерова. Интервью с Денисом Солнцевым // Maskbook
25. Елена Дьякова. Истекаем клюквенным соком // Новая газета. 20.03.2019
26. Светлана Хохрякова. «Золотая маска»: Магомаева и Pink Floyd с оптимизмом отправили в Вечность // Московский комсомолец. 25.03.2019
27. Анна Блинова в роли комиссара в «Оптимистической трагедии» // Телеканал Санкт-Петербург. 29.03.2019
28. Наталья Стародубцева. Гибнет хор // ОКОЛО. 09.02.2023
ПОЛОЖЕНИЕ ВНЕ ИГРЫ
На сцене ЦИМа двое: семейная пара, Вернер и Барбара, Андрей Бурковский и Юлия Пересильд. Пять часов утра. С десяти часов вечера они пытаются нащупать взаимопонимание после семи лет совместной жизни, которая развела супругов на разные полюса. К пяти часам утра они оказались лишь в «абсолютном непонимании всего». Каждое слово, произносимое в желании понять и разобраться, отдаляет. Родить ребенка — невозможно, выплаченный кредит — не обеспечит идиллии, дом поделить пополам — ни в коем случае. Понимания нет ни по одному из вопросов. Из общего, кажется, только высококлассное чувство юмора, завидное владение нецензурной лексикой и боль — все то, в чем Барбаре и Вернеру нет равных. «Боль течет из всего полностью меня», — говорит Вернер. Не веря в его боль, Барбара прислушивается только к своей. Меж тем между двумя болями пролегает лишь солнечная линия. Надежду внушает только подзаголовок пьесы Ивана Вырыпаева: «Комедия, в которой показывается, как может быть достигнут положительный результат».
Солнечная линия как гарантия несближения, как поиск пешеходного перехода на МКАДе и невозможность пересечь двойную сплошную живым. Движение вдоль солнечной линии, разделяющей двоих, на самом деле — движение вглубь себя. Линия не только отделяет тебя от другого, она отделяет тебя от тебя. Ваш совместный поиск сближения — путь к собственной душе, расколотой надвое. Потому вопиющий план Барбары, может, и не настолько идиотичен: «Я должна пройти через тебя, чтобы обрести уважение к самой себе и стать святой». Но следующий за этим матерно-саркастичный ответ Вернера, тем не менее, закономерен.
Сцена из спектакля. Фото — архив ЦИМа.
Очередное сближение режиссуры Виктора Рыжакова и драматургии Ивана Вырыпаева случилось на каком-то молекулярном уровне. Будто на пятнадцатом году сотворчества в пять часов утра им удалось если не пересечь линию, то максимально к ней приблизиться и разглядеть то, что за ней расположено. Драматург, мастер ироничных парадоксов, брызжущих болью, встречается здесь с режиссером, так чутко ощущающим форму, так умело микширующим жанры, владеющим как целым спектром приемов, работающих на остранение, так и мощным механизмом, отвечающим за сближение. Если солнечную линию перейти невозможно, то границу допустимого в жанре комического супружеского скандала — легко. Виктор Рыжаков и артисты не делают этого ни разу. Весь спектакль — филигранная балансировка на краю, хождение по солнечной линии как по межгалактическому канату. В крафтовой скупой декорации, с помощью мэппинга оборачивающейся подобием компьютерной игры (будто Sims попали в Mario), раз за разом стартуя, из одной и той же позы, Барбара и Вернер вновь и вновь проходят один и тот же уровень. Забывая сохраниться, накладывая одно недопонимание на другое, накапливая неудачные попытки и не достигая результата, они каждый раз начинают сначала, возобновляя диалог из одной и той же точки отчаяния. Игровая эстетика механического повтора гарантирует необходимый зазор между театральной, супружеской и компьютерной игрой, позволяя в пиковые моменты обнулиться. Так становятся возможными переходы из гротеска в психологизм, из истерии в лирику, из боя в стиле Брюса Ли в танец, из кухонного быта в космическое небытие. Эта битва, длящаяся час пятнадцать, но бесконечно обнуляющаяся, начинается в пять часов утра и заканчивается в пять часов утра. Время и пространство этой супружеской пары сконцентрировалось в одной точке, и необходим бешеный ритм, чтобы не соскочить со своей орбиты и успеть разрешить все раньше, чем часы покажут 05:01. Создатели спектакля исследуют игру как способ коммуникации не только со зрителем, но и персонажей друг с другом. Именно формат игры оказывается спасительным для супругов, застрявших на очередном уровне. Преодолеть линию хотя бы на время получается только благодаря ролевой игре Барбары и Вернера в их родственников — Зою и Зигмунда, и их гипотетическую внезапную любовь. А зеркало, перед которым актеры оставят зрителей в финале спектакля, выполнит не банальную функцию разоблачения, а, может быть, позволит разглядеть свою собственную линию, разбивающую каждого из нас на две половины, одну из которых так сложно полюбить. Но стоит лишь придумать игру, с помощью которой «может быть достигнут положительный результат».
ПрессаВидеотека
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеровЕлена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечерНина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Три на четыреОксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсахМария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров»Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советскиАнастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеровЕлена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сценыКсения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеровНаталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону»Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольникеЯна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мыАлександра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режимаЕлена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах ШагалаОльга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессыДина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимацииМарина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвкеАнтон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр»Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров»«Российская газета», 28.03.2011