Рецензия на спектакль Абьюз, ЦИМ Театральное ток-шоу и другие патологии семейной жизни

Рецензия на спектакль по повести гаяза исхаки «и это жизнь?» — реальное время

Он не любил меня такой, какая я есть

Любил меня чисто вымытой и приятно пахнущей. Не дай бог помыться, пройти по улице и чуть-чуть вспотеть — это уже не то. Одежда не только что из стирки — ужас-ужас. Он не говорил мне этого во время отношений, но всячески давал понять, какой я должна быть. Сам, правда, тоже соответствовал.

Но после разрыва он, конечно, сказал, что периодически от меня «попахивало». Чтобы вы знали — это обычный запах живого человека, который живет и потеет.

У него вообще было болезненное стремление к чистоте, которое он пытался перекинуть на меня. Ждали в гости мою подругу — «Представляю, как тебе придется дом вылизать». Ээээ, я как бы не собиралась. Мне перед твоим приходом этого хватает. А то если ты тут найдешь пылинку, то в обморок упадешь.

Ну и еще стиль в одежде. Когда я, наконец, плюнула на то, чего хотят от меня мужчины, купила себе кроссовки и толстовку, там было такое закатывание глаз… «Это же неженственно».

Зато мини-юбка и каблуки с весом в 42 кг — это очень женственно. Скелет в юбке — образец женщины.

Что мы имеем в итоге? Ему не нравилась настоящая я, поэтому он переделывал меня под себя. Он фактически запрещал мне меняться. А когда я поменялась (не фигурой, так хоть стилем) — был недоволен (если бы мы тогда уже не собирались расставаться — был бы недоволен еще больше). Он сознательно делал то, что мне не нравилось, причем неоднократно.

А какие профиты имела от всего этого я? Подарки? Они были, милые, небольшие. Любовь? Ну видите, какая это любовь, если ему не нравилась я настоящая, а только мой придуманный образ.

Ничего я не имела. Но если честно, я и сама его толком не любила, только образ, который с самого начала придумала. Но это не мешало мне панически бояться его потерять и все терпеть!

Как он говорил, ему самому тоже приходилось страдать от того, что я никуда с ним не ходила из-за своих панических атак. Мне все мои бывшие за это высказывали. У меня социофобия и накрывает паника в больших компаниях — давайте тащить меня общаться. Не хочу? Ну вот, бедный мой мужчина, не может похвастаться своей телкой. Хотя я ведь появлялась в их компаниях. Просто не любила большие тусовки.

И теперь смотрю я на эти отношения и думаю — и они тоже идеалом не были. А ведь это мне казалось, что это я его гнобила. Высказывалась постоянно насчет его опозданий и нарушения договоренностей. Мне не нравились его «игрушки» — он ролевик (до сих пор, в 36 лет-то), постоянно ездил на их «слеты» в лесах, бегал там в странных одеяниях по несколько дней.

Судя по тому, что сейчас его жена — не самая худая и не самая женственная дама, его поставили на место. Может, это я в нем пробудила абьюзивные наклонности, кто знает. В любом случае, пока в голове у меня не поправлены нужные установки, мои отношения постоянно будут абьюзивными.

А почему так происходит изначально — мне еще предстоит рассказать. До этого я уже тоже докопалась

«Как же с тобой сложно»

Это повторялось постоянно. С тяжким вздохом, грустной улыбкой и закатыванием глаз. Дескать, вот он, его крест. Да, у меня тогда начинались депрессивные провалы. Очень редкие. Иногда на один день я могла впасть в страшное уныние. Этим все заканчивалось, на следующий день все было отлично.

Если подумать логически, сложно было именно мне — я не понимала, что происходит — на фоне абсолютного благополучия (так мне казалось) я вдруг начинала считать, что все ужасно. Но мучеником вдруг становился он. Ему ведь приходилось это терпеть.

Еще «сложно» — это мои вполне справедливые претензии, о которых я буду писать ниже.

Опоздания, забывания

Я думала, что он просто непунктуальный. Ну такой человек. Но, как оказалось, все это — показатель того, что на партнера просто плевать.

Мы могли договориться о чем угодно — о звонке, встрече. Я к этому времени откладываю свои дела, жду. И, конечно, не дожидаюсь. В итоге — забыл, заигрался (в видеоигры), заговорился (с другом, подругой), долго собирался

Я много раз говорила о том, что для меня это важно. И это действительно важно — мы договорились

Если сейчас ты можешь запросто забыть или забить на договоренности, то что будет дальше?

Каждый раз он опять закатывал глаза, «ну чего ты», «как же с тобой сложно», «я постараюсь больше так не делать». В итоге это прекратилось только тогда, когда я сказала, что мы расстаемся (да и то ненадолго). Но расставались мы, конечно, не только по этой причине.

«Растут стихи, не ведая стыда»

Для автора этих строк и, наверное, для многих зрителей имя Айдара Заббарова впервые прозвучало в прошлом сезоне, когда студент ГИТИСа поставил на малой сцене Камаловского театра спектакль о трагической судьбе Хасана Туфана — постановку, которая пронизана настоящей поэзией и настоящей трагедией Поэта, затаптываемого тоталитарным государством.

Уже по первому спектаклю, который назван строчкой из стихов Туфана «Все плывут, и плывут облака», было ясно, что у Заббарова есть внутреннее чутье, помогающее в обыденности видеть образы, метафоры, превращая эту обыденность в поэтический материал.

Исхаки написал свою повесть в сложное время, когда жизнь его изобиловала ссылками. В принципе, ровной и гладкой жизнь яркого публициста, общественного деятеля и писателя, который не обслуживает существующий в его время режим, не может быть по определению. Гаязу Исхаки еще повезло, он сумел вырваться из России и его миновал Молох репрессий, который прошелся по судьбам большинства его коллег. И хотя в свое время его прозу положительно оценил Максим Горький, в Советском Союзе книги Гаяза Искахи не издавались, и, по сути, он вернулся к читателям только в годы перестройки.

Исхаки в этом году исполняется 140 лет. Не думаю, что Заббарова интересовала «датская» тематика. Скорее здесь дело в интересе к тому ироничному и одновременно лирическому нерву, которым отличается повесть Исхаки, разумеется, с учетом доминирующего реализма писателя.

Молодой режиссер взял в работу повесть Гаяза Исхаки, своеобразно инсценировав ее

В принципе, и это еще один из плюсов спектакля, режиссер вернул зрителю одно из знаковых произведений татарской литературы. И хотя произведения Гаяза Исхаки сейчас изучают в школе, для широкого зрителя до сих пор самой известной является его «Зулейха», опять-таки благодаря спектаклю Камаловского театра и одноименному фильму.

Парадокс и монохром

Айдар Заббаров, и это важно, сумел найти и интонацию, и ритм в постановке. Музыкальный фон — нервный, тревожный, будоражащий

И — вот парадокс — умиротворяющий одновременно. Иногда кажется, что звук пришел из другой Галактики.

Вообще же, парадоксов в постановке немало. Можно предположить, что это и есть тот самый «спасительный яд творческих противоречий», который не дает художнику сбиться на банальность, о чем писал поэт. Видеоряд спектакля — почти монохром, черный с небольшим вкраплением белого, так увидел решение сценограф Булат Ибрагимов. Монохром часто бывает более выразительным, чем богатая цветовая палитра. Так и происходит в новом спектакле камаловцев.

Действие, если прибегнуть к терминологии, принятой в изобразительном искусстве, многофигурное. Иногда оно сразу развивается в нескольких пластах. Есть и в режиссерском решении, и в видении сценографа что-то, напоминающее построение кадра в кинематографе. Как будто внезапно возникает крупный план, постепенно уводя нас на общий.

Видеоряд спектакля — почти монохром, черный с небольшим вкраплением белого

«И это жизнь?» Айдара Заббарова — спектакль о том, как хочется и как невозможно иногда прожить жизнь. Про вечные противоречия между идеалом и реальностью. И все это чутко уловил исполнитель главной роли Искандер Хайруллин, непостижимым образом переходя от бытописательства, интересного и обстоятельного, к иронии, чтобы вдруг неожиданно стать до слез лиричным. Вот еще один из парадоксов спектакля.

Что касается других участников постановки, то перед нами россыпь непохожих друг на друга характеров, судеб, историй. К чести инсценировщика, они так искусно вплетены в фабулу, что подобны ярким звездам, живущим по законам одного большого созвездия.

И когда на темном фоне задника вдруг начинают кружиться пышные хлопья снега, понимаешь, что эта несовершенная жизнь, которая никогда, ни в какие времена не может быть совершенной, все равно прекрасна. Таков поэтический мир, который создал на сцене Айдар Заббаров, словно вычленяя поэзию из реалистического текста. Такие это люди — поэты. Умеют «отнимать аромат у живого цветка», как характеризовал их Александр Блок.

Татьяна Мамаева, фото vk.com/kamalteatr

ОбществоКультура Татарстан

Аудиокниги серии

9 ч. 06 мин. 10 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Работа для тебя

6 ч. 37 мин. 47 сек.
16+

Оцените книгу

Хасай Алиев Метод «Ключ» от комнаты страха твоего мозга. Заставь стресс работать на тебя

9 ч. 17 мин. 32 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Деньги в твоей жизни

8 ч. 57 мин. 51 сек.
16+

1

5
(
1

голос
)

Наталья Комоза Нервные в клетке. Нейропроводник в успешную жизнь

7 ч. 46 мин. 14 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Воспитание по-новому

9 ч. 47 мин. 05 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Воспитание по-новому

12 ч. 18 мин. 59 сек.
18+

4.6

5
(
112

голосов
)

Таня Танк Моя токсичная семья: как пережить нелюбовь родителей и стать счастливым

3 ч. 36 мин. 24 сек.
16+

Оцените книгу

Анна Елизарова Мужчины и места их обитания. Квест по поиску партнера

5 ч. 23 мин. 55 сек.
16+

2.5

5
(
21

голос
)

Вероника Хлебова Сепарация. Как перестать зависеть от других людей

10 ч. 26 мин. 00 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Работа для тебя

6 ч. 59 мин. 12 сек.
16+

Оцените книгу

Хасай Алиев Новые приемы метода «Ключ»: белые стороны черной дыры страха

8 ч. 16 мин. 45 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Работа для тебя

5 ч. 12 мин. 13 сек.
16+

Оцените книгу

Сергей Петрушин Как полюбить себя несовершенного. Всегда на своей стороне!

9 ч. 17 мин. 31 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Деньги в твоей жизни

5 ч. 17 мин. 42 сек.
16+

Оцените книгу

Вероника Хлебова Быть жертвой больше не выгодно. Дополненное издание

11 ч. 11 мин. 17 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Искусство быть родителем

12 ч. 09 мин. 50 сек.
16+

Оцените книгу

Инна Литвиненко Министерство успеха. Как избежать токсичных отношений

10 ч. 03 мин. 10 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Где взять силы, чтобы жить?

8 ч. 25 мин. 55 сек.
16+

Оцените книгу

Инна Литвиненко Любовь – не боль. Здоровая любовь к себе, партнеру, родителям и детям

10 ч. 28 мин. 21 сек.
16+

Оцените книгу

Маруся Светлова Искусство быть родителем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: