Как появился спектакль
Все началось с того, что однажды Геннадий Хазанов, руководитель Московского театра эстрады, пришел к Римасу Туминасу с предложением поставить одну очень интересную пьесу, к тому же совсем свежую. Худрук театра имени Вахтангова отказаться не смог.
Более того, эту пьесу он видел только на вахтанговской сцене и ни на какой больше. По его словам, спектакль бы проиграл, если бы был поставлен в том же Театре эстрады или где-то еще.
«И я думаю, что если бы Туминас отказался, вполне возможно, что эта пьеса для меня как актера свет бы не увидела», — добавил он. Интересно, что когда-то Геннадия Хазанова не приняли в Щукинское училище, сказали, что у него недостаточно юмора и темперамента. Так что о сцене Театра имени Вахтангова он мечтал очень долго. Через 55 лет мечта стала реальностью.
Алексея Гуськова в эту постановку позвали не случайно: ему уже приходилось играть музыкального гения. В фильме «Концерт» (2009) он перевоплотился в дирижера Большого театра. Подготовка к роли тогда была большой: актер много раз пересматривал записи с Бернстайном, Темиркановым, Светлановым, Федосеевым, изучал их манеры, поведение на сцене. Кстати, его работа в «Фальшивой ноте» — четвертая по счету в этом театре.
Сам режиссер остался доволен результатом. «Я рад очередной встрече с Алексеем и очень рад встрече с Геннадием Хазановым. Это было интересно и будет интересно, я благодарен ему за его поступок», — сказал Римас Туминас.
Гастроли Театра им. Вахтангова! Североамериканская премьера спектакляМаскарадМ.Ю. Лермонтова Режиссер Римас Туминас В спектакле звучит вальс Арама Хачатуряна
В спектакле заняты:
- Народный артист Российской Федерации Евгений Князев
- Заслуженная артистка Российской Федерации Лидия Вележева
- Заслуженный артист Российской Федерации Александр Павлов
- Мария Волкова
- Леонид Бичевин
- Виктор Добронравов
- Юрий Шлыков
- Юрий Красков
- и другие артисты.
Эти строки просятся в эпиграф к «Маскараду» Римаса Туминаса.
Поэтическая драма Михаила Лермонтова — беспощадная правда о современниках, жестоком мире, где нравственность ходит по острию ножа.
Но маскарад — это и праздник, чарующая музыка, яркие костюмы, загадочные маски, притягательная стихия веселья, где злословят, шутят, морочат, оставаясь неузнанными — свобода от всех и самого себя.
Маскарад — это театр: характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений. Шуты, циники, мистификаторы, клоуны, лицедеи, романтические герои проходят чередой «не ведая стыда», защищенные неузнанностью.
Маскарад — это игра с партнером, судьбой, здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания».
Какое пленительное и коварное сообщество этот маскарад. Бездумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя.
Маскарад — это бег по кругу без остановки, без передышки, его стремительный вихрь затягивает, бравурная радость придает отваги и порой лишает рассудка.
Маскарад — это сон, смысл которого открывается с последним аккордом вальса.
«Маскарад» РимасаТуминаса — шоу клоунов, трагифарс, печальная комедия Дель Арте, опрокинутая в наши дни, закружившаяся под звуки вальса А. Хачатуряна, через десятилетия возвратившегося на вахтанговскую сцену, для которой был написан.
Продолжительность: 2 часа 30 минут, с антрактом
Спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет. Спектакль на русском с титрами на английском.
Премьера спектакля состоялась 21 января 2010 г.
ТВОРЧЕСКАЯ КОМАНДА:
Дополнительная информация
Литовский режиссер Римас Туминас, осуществляя в 1997 году постановку пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад», впервые в Малом театре г. Вильнюс, не мог даже предположить будущую судьбу своего творения. И вот 13 лет спустя, он ставит спектакль «Маскарад», как римейк своего спектакля, гастролировавшего в театре имени Вахтангова в 1998 году и удостоившегося в те годы «Золотой маски», как лучший зарубежный спектакль, уже в качестве художественного руководителя этого театра. Кладбище Петербурга, именно здесь разворачивается действо. Разворачивающаяся игра обнажает суть маскарада, двигающегося по кругу втягивающего в свой вихрь, лишая рассудка. Интриги, сплетни, откровения и признания, закрывшихся масками лицедеев, позволяют им творить свои дела, не ведая стыда.
Спектакль «Маскарад» как и прежде, производит сильное впечатление великолепным оформлением постановки поражающей белизной снега на фоне темного занавеса, огромных снежных шаров, мрамором статуи Венеры и красочностью маскарадных костюмов. Поэтическая драма, наполненная беспощадной правдой о призраках ушедшего времени, также создает яркое эмоциональное воздействие вплетенной в сюжет тревожной, тянущейся музыкой и аранжированным в том же стиле знаменитым вальсом Хачатуряна.
О чем постановка
Действие происходит в 1989 году в Женеве. В гримерку известного дирижера Миллера (Гуськов) после концерта (которым он, к слову, оказался очень недоволен) приходит поклонник Динкель (Хазанов). Он говорит, что приехал в этот город из Бельгии специально ради того, чтобы побывать на выступлении. И сейчас ему нужно только одно: получить автограф маэстро и фото на память.
Однако так ли все безобидно, как кажется? Особенно когда станет понятно, что впереди — долгая психологическая схватка, непростой разговор между немцем и евреем.
У человека, который назвался поклонником, свои счеты с Миллером: тот много лет назад убил в Освенциме его отца.
Как проходила работа
«Мне надо у него учиться, и не только мне», — говорит Гуськов о Хазанове. Он рассказал, что каждый раз после того, как он во время репетиций выходил вместе с Хазановым на сцену, приходилось чистить свой текст, думать над более подходящей фразой
Ведь работа со словом — это очень важно. Бывало так, что и Хазанов звонил своему партнеру даже посреди ночи с предложением что-то изменить в тексте, спрашивал его мнение
Хазанов вспоминает: он с большим интересом наблюдал, как работает со своим персонажем Гуськов. Конечно, во время репетиций не обходилось без притирок, периода привыкания друг к другу, но это все очень быстро удавалось преодолеть.
Римаса Туминаса часто спрашивают, как он решился поставить спектакль-дуэт, не боится ли провала. На этот случай у него припасена одна история: однажды Олег Табаков пригласил его поставить пьесу Беккета «В ожидании Годо». Сам Олег Павлович хотел сыграть Владимира. Его партнер — Валентин Гафт. С произведением Туминас был знаком очень хорошо, поэтому не до конца понимал, как такой трудный текст можно перенести на сцену. Боялся, что зритель попросту не поймет. Он спрашивал Табакова, что будет, если постановка окажется неудачной. «Римас, смотрите: это вы, Валя, я и большая сцена МХАТ. Какой провал?» — отвечал Олег Павлович.
Сегодня Римас Туминас отвечает так же: «Вот Алексей, вот Геннадий, вот основная сцена Вахтанговского театра — какой же тут провал?»