Правило второе. Знакомым персонажам нужна новая мотивация
Общая тема оригинальных «Чужого», «Терминатора» и «Аватара» – столкновение человека с неизведанным. И мотивация главных героев в этом предельно проста: Эллен Рипли и Сара Коннор стремятся выжить, а Джейк Салли – разобраться, кто он на самом деле.
Оригинальный сеттинг делает основную работу за сценаристов. Но в сиквеле эта завораживающая сила новизны уже не работает. Загадочное космическое чудовище полностью изучено, беспощадный робот из будущего оказывается не таким уж и бессмертным, а о поразительном мире Пандоры даже Ubisoft выпустила игру.
Зрителю нужно объяснить, почему герои все еще сражаются с монстрами и роботами или защищают чужой мир. В сиквелах Кэмерон находит одну и ту же универсальную причину – семья. Эллен и Сара становятся матерями, Джейк – отцом. И это идеальное решение, которое одновременно развивает персонажей и дает им понятную большинству зрителей мотивацию.
В Голливуде есть один человек, с которым я всегда хотел работать и учиться. И так, я думаю, ты получаешь желаемое, если ждешь.
Вин Дизель о Джеймсе Кэмероне
Все указывает, что темой следующей части «Аватара» будет месть – еще одно универсальное и понятное всем чувство.
Шпион 2. Если Мелисса Маккарти и Джейсон Стэтхэм вернутся
Последняя часть — Шпион (2015)
Шпион помог Мелиссе Маккарти прорваться в мейнстрим, и это был по-настоящему забавный фильм, вдохнувший новую жизнь в жанр боевиков с его перевернутыми ролями. Маккарти и Стэтхэм представляли собой маловероятный мощный дуэт, и только их химия помогла фильму. Несмотря на то, что оригинальный фильм получил признание критиков и кассовый успех, Шпион 2 несколько лет лежал на полке, в течение которых Маккарти приобрел статус голливудской звезды, поэтому продолжение маловероятно. случиться в конце концов. Если это так, то единственной просьбой к Шпиону 2 будет воссоединить Маккарти и Стэтхэма на экране, а остальное выяснится само собой.
Дьявол носит Prada 2, если Энди наконец бросит Нейта
Последняя часть — «Дьявол носит Prada» (2006)
Дьявол носит Prada был культовым фильмом, который прекрасно отражал индустрию моды, но у него был один существенный недостаток. В финале Энди и Нейт вернулись друг к другу, и это была оплошность. Хотя Энди была права, оставив позади роскошный мир Миранды Пристли, ей не нужно было возвращать своего плаксивого и назойливого бойфренда. На протяжении всех их экранных отношений Нейт был не чем иным, как не поддерживающим его убийцей, и он не сделал ничего, чтобы искупить свою вину. Если когда-нибудь выйдет Дьявол носит Prada 2, Энди необходимо правильно расставить приоритеты и самооценку и навсегда расстаться с Нейтом.
Терминатор 7, если Джеймс Кэмерон будет более активно задействован
Последняя часть — Терминатор: Темные судьбы (2019)
1980-е и 1990-е годы были днями славы франшизы «Терминатор», о чем свидетельствует ошеломляющий успех первых двух частей, снятых и написанных Джеймсом Кэмероном. Увидев страдания своего детища в следующих трех фильмах, известный режиссер вернулся в качестве продюсера фильма Терминатор: Темные судьбы. Хотя последний фильм по атмосфере напоминал шедевры, частичного участия Кэмерона оказалось недостаточно, чтобы по-настоящему возродить Терминатора. Если когда-нибудь выйдет еще один фильм — и будет объявлен Терминатор 7, — режиссеру придется написать сценарий и поставить его.
История в эпоху постправды
По мнению Пульсон и Савосина, с помощью книги «Я — девушка без истории» Алис Зенитер хочет донести простую мысль: истории нужно воспринимать не только эмоционально, но и подключать критическое мышление. А именно этот навык редко встретишь в современном мире, когда весь окружающий нарратив построен на эмоциях. Мы живем в мире слов и рассказов, но не всегда известно, откуда эти рассказы и истории появляются, кто их создатель и какие цели у этих историй. В целом это очень схоже с концепцией постправды, когда люди готовы поглощать любую информацию и не подвергать ее проверке, не сомневаться в ней. О постправде заговорили в начале «десятых», к середине десятилетия она набрала обороты, а плоды пожинает весь мир сейчас, когда слово «фейк» вошло в обиход даже у далеких от медиапространства людей.
Кроме этого, Зенитер предлагает в принципе по-другому подходить к созданию историй. К примеру, мы привыкли, что у всех историй есть логическое завершение, все они чем-то заканчиваются. И даже открытый финал — это тоже конец истории, который домысливает читатель. Зенитер задается вопросом, а если у истории не будет завершения, если она оборвется, то как мы будем ее воспринимать? В книге «Я — девушка без истории» писательница рассказывает, что сама пыталась несколько раз написать рассказ, который ничем не кончается. Но Зенитер провалила этот эксперимент, потому что в итоге всегда дописывала финал. Эксперты на презентации пришли к выводу, что если подобное произведение все-таки появится, то это будет литературный прорыв.
В итоге в своей книге Алис Зенитер предлагает пересмотреть взгляд на создание историй. В ней совсем необязательно должна быть знакомая с детства структура с завязкой, развитием и кульминацией. Писательница предлагает отойти от этой схемы и порассуждать, а что если история пойдет по другому пути? Как тогда изменится литература? Пожалуй, над этим вопросом и бьются все современные авторы.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Екатерина Петрова
ОбществоКультура
Правило седьмое. Сиквел должен ответить на главные вопросы и развить идеи оригинала
Одна из причин смотреть сиквелы – узнать ответы на вопросы, оставшиеся после предыдущей части. Продолжения Кэмерона всегда дают аудитории то, что она хочет.
Какие незакрытые гештальты остались после «Чужого»? Вопрос, откуда берутся ксеноморфы и как устроено их общество. Еще сиквел раскрыл характер Рипли, обозначенный в первой части лишь пунктиром.
Для «Терминатора» ключевым вопросом было – можно ли остановить апокалипсис? А еще желание увидеть новых терминаторов и узнать, как предназначение изменило Сару Коннор.
После первого «Аватара» всех волновало, почему люди настолько агрессивно и беспощадно ведут себя на Пандоре.
Аудитория получила ответы на все вопросы.
Правило шестое. Не повторяй одну и ту же информацию
Может показаться, что это правило противоречит предыдущему пункту. Но одно дело визуально копировать и воссоздавать атмосферу, а другое – грузить лишней информацией.
Кевин Файги возмущался, что Sony в перезапуске «Человека-паука» вновь начала со смерти дяди Бена. Почти в каждом фильме о Бэтмене неизменно показывают убийство его родителей. Для большей части аудитории такие сцены – трата времени.
Поэтому в «Аватаре 2» не рассказывают, что Эйва – всепланетная нейросеть. В «Чужом» не повторяют, из чего состоит панцирь и кровь ксеноморфа. В «Судном дне» войне в будущем практически не уделяют внимания, потому что нам и так о ней достаточно рассказали.
Чтобы не повторяться, Кэмерон даже лишается потенциально культовых моментов. Одна из самых запоминающихся сцен в «Чужом» – посещение инопланетного корабля и первое заражение лицехватом.
Повторить такую сцену было очень заманчиво. Но у Кэмерона в режиссерской версии она выглядит вот так:
«Барби 2», если Грета Гервиг будет сценаристом и режиссером
Последняя часть — Барби (2023)
Рекордная Барби Греты Гервиг стала самым большим хитом 2023 года. Основанный на одноименной кукле Mattel фильм имел успех, поскольку сумел сделать невозможное — оправдал все высокие ожидания, возложенные на него. это. От звездной игры Марго Робби и Райана Гослинга и блестяще поставленных музыкальных номеров до невероятного повествования и глубокого послания о любви к себе — Барби оставила свой след в киноиндустрии, заставляя зрителей желать большего. Барби 2 было бы сложно превзойти оригинал, но если бы за рулём оказалась Гервиг, у сиквела были бы все шансы превзойти предшественника.
Правило восьмое. Удивляй и обманывай
Обман ожиданий часто вызывает самые сильные эмоции у зрителей. Хрестоматийный пример из сиквелов Кэмерона – превращение в «Терминаторе 2» Арнольда Шварценеггера в главного героя.
В «Чужих» персонажей, ломающих ожидания, уже два. В оригинале самая жуткая сцена связана с андроидом Эшем. Кэмерон прекрасно понимал, что после этого у зрителей будет такое же недоверие к киборгам, как и у самой Рипли. Поэтому в сиквеле он пугает аудиторию новым андроидом – Бишопом. В итоге Бишоп оказался одним из главных положительных героев.
Другое дело Картер Берк. Он вроде бы представитель стороны зла – корпорации Weyland-Yutani Corporation, но весь фильм нас убеждают в обратном. Картер единственный, кто относится к Рипли с сочувствием. Кэмерон специально выбрал на роль Берка известного американского комика Пола Райзера, чтобы аудитория ему доверяла. В итоге корпорат оказывается именно тем, кем должен быть – главным злодеем, виновным в сотнях смертей. Но зритель в это уже практически не верил.
В «Аватаре: Путь воды» роль перевертыша уготована полковнику Куоритчу, который постепенно показывает все больше положительных черт, а под конец проявляет настоящую отцовскую любовь.
Гарри Поттер 9. Если он не основан на «Проклятом ребенке»
Последняя часть — «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2» (2011)
Если прозвище Лорда Волан-де-Морта в сообществе Гарри Поттера — «Тот-Кого-Нельзя-Называть», то Гарри Поттер и Проклятое Дитя — «Игра, Которая-Должна» -Не-Названный. Хотя существует определенная потребность в продолжении Гарри Поттера, ориентированном на следующее поколение, потенциальные сценаристы не должны приближаться к сюжету пьесы, вдохновленному фанфиками. Возможно, это написал Дж.К. Роулинг, но фильм был принят так плохо, что, если он будет реализован, это только навредит сиквелу. Гарри Поттер 9 мог бы стать прекрасной историей о детях оригинальных главных героев без какой-либо драмы Маховика Времени.
Правило девятое. Сиквел – это буквально тот же фильм
Да, с развитием идей, новой мотивацией и сменой жанра. Но тот же. Кэмерон буквально воспроизводит на экране ключевые сцены и целые сюжетные арки. Эту особенность его сиквелов сильно недооценивают.
Вот как выглядит финал «Чужого» Ридли Скотта: Рипли спаслась с «Ностромо» за мгновение до взрыва и уверена, что уничтожила ксеноморфа. Но он пробрался на борт челнока, поэтому Эллен надевает скафандр и выбрасывает монстра в открытый космос.
Вот как выглядит финал «Чужих» Джеймса Кэмерона: Рипли спаслась с планеты за мгновение до взрыва и уверена, что уничтожила Королеву ксеноморфов. Но она пробралась на борт корабля, поэтому Эллен надевает экзоскелет и выбрасывает монстра в открытый космос.
Вот основные элементы финала обоих «Терминаторов»:
- псевдофинал с аварией большого грузовика;
- погоня на заводе;
- смерть защитника Сары Коннор;
- убийство Терминатора;
- завершающая сцена с размышлениями о будущем человечества.
Да, в сиквеле Терминатор Шварценеггера умер, чтобы возродиться, но структура практически идентична.
«Путь воды» и вовсе почти повторяет весь сюжет оригинала: от космического вступления до попытки стать своими в новом племени и финальной битвы на ножах. Показательно, что Кэмерон сохранил сюжетную линию с постепенным превращением человека в На’ви, только теперь этот путь проходит не Джейк Салли, а его доппельгангер – полковник Куоритч.
* * *
Получается, Джеймс Кэмерон всех обманул? Просто переснял оригинальные фильмы и заработал кучу денег и славу великого режиссера? Конечно нет.
Просто, как ни странно, оригинальность сюжета не так важна. Вспомните, сколько было экранизаций истории Шерлока Холмса или постановок Шекспира.
Важно, насколько зритель проникается этим конкретным произведением, видит ли он для себя новые смыслы, способно ли оно его удивлять.
В итоге главный секрет продолжений Джеймса Кэмерона состоит из трех простых правил:
- сохраняй связь с оригиналом;
- давай зрителю то, что он хочет;
- используй все, что сработало в оригинале.
Как создавали «Аватар: Путь воды». Кэмерон писал сценарий 7 лет, актеров тренировал инструктор ВМС США
Джеймс Кэмерон рассказал, откуда взял идеи для «Терминатора», «Чужого» и «Аватара». Гениально!
Босс сказал Джеймсу Кэмерону сократить «Аватар». Вот что он ответил!
Книга своеобразного жанра
Литературное эссе «Я — девушка без истории» было опубликовано во Франции в 2021 году. Алис Зенитер деконструирует образ героя и рассказывает, как с древних времен формировались великие повествования: от литературы до политического дискурса, от Аристотеля до Умберто Эко. В легкой манере, с юмором писательница рассказывает о механизмах создания истории и силе художественной литературы.
«По нынешним временам издание такой книги — достаточно смелый шаг для издательства. Это не художественная литература. У книги своеобразный и трудно определимый жанр», — отметила литературный критик Клариса Пульсон.
Редактор и переводчик Дмитрий Савосин, переводчица Нина Хотинская, генеральный директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина, литературный критик Клариса Пульсон и кинопродюсер Русина Шихатова. Предоставлено realnoevremya.ru издательством «Лайвбук»
История взаимодействия издательства «Лайвбук» с писательницей Алис Зенитер началась с работы над романом «Искусство терять». «После того как издательство выпускает художественную книгу автора, менять жанр непросто. У аудитории есть ожидания и определенное восприятие книжной торговли. Это отдельная вещь, с которой сложно бороться. Мы долго обсуждали вопрос позиционирования книги, когда решали, брать ли рукопись в работу», — поделилась генеральный директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина.
Чтобы понимать всю сложность ситуации, которая встала перед издательством, нужно немного рассказать о внутренней кухне
При работе с иностранными авторами важно проявить не просто заинтересованность в рукописи, но и заплатить аванс. А это уже серьезный финансовый риск
Тогда издательство «Лайвбук» начало рассуждать о потенциальной аудитории этой книги, кому может быть интересен литературный разговор об историях.
«Мы подумали, что книга Зенитер гораздо привлекательнее, чем может показаться, когда слышишь слово «эссе». Эта книга необязательно для профессионалов и людей, которые работают со словом. Это могут быть люди, которые хотят совершенствоваться в этом деле. Но им необязательно издавать книги или писать тексты для дальнейшей публикации. Это люди, которым хочется интересно донести свою историю», — добавила Ольга Лябина.
Алис Зенитер в своей книге делает отсылки к большим и сложным произведениям, но в легкой и понятной манере. Дело в том, что изначально «Я — девушка без истории» не задумывалась как книга. Это был интеллектуальный стендап, который Зенитер прочитала на сцене театра.
Блондинка в законе 3. Если Эль будет баллотироваться на пост президента
Последняя часть — Блондинка в законе 2: Красное, белое и блондинка (2003)
«Блондинка в законе», возможно, позиционировалась как глупая романтическая комедия, но в конечном итоге она положила начало франшизе, которая вдохновила женщин во всем мире стать юристами. Хотя третья часть официально подтверждена и находится в разработке, подробности о сюжете отсутствуют, а дата выхода Блондинка в законе 3 также еще не назначена. Риз Уизерспун вновь сыграет роль Элль Вудс, но есть еще одна вещь, которая мгновенно сделает фильм хитом — после подмигивания Элль, указывающего на то, что она намерена жить в Белом доме. последний фильм и увидеть, как Элль ведет свою президентскую кампанию в следующем.
7 маленьких женщин 2, если Джо и Баэр не окажутся вместе
Последняя часть — Маленькие женщины (2019)
Самое примечательное в «Маленьких женщинах» Гервиг — финал. Луизу Мэй Олкотт, автора оригинального романа, заставили отправить Джо Марч на закат вместе с Фридрихом Баэром. В мета-концовке Маленьких женщин Гервиг придерживалась первоначальной идеи писательницы и сделала Джо успешной писательницей, не имеющей мужа, намекая на то, что Джо — это сама Олкотт
Есть два канонических продолжения Маленьких женщин, в которых основное внимание уделяется детям Джо и Фридриха, но это был бы неверный путь для Маленьких женщин 2. Единственный способ, при котором продолжение могло бы работать, — это рассказать оригинальную историю, например, о трудах Джо как начинающей писательницы в то время, когда женщинам не разрешалось делать карьеру
Лучший стрелок 3. Если Том Круз вернется
Последняя часть — Top Gun: Maverick (2022)
Выпущенный через 36 лет после выхода оригинального фильма, фильм Лучший стрелок: Маверик, несмотря ни на что, преуспел как у критиков, так и с коммерческой точки зрения. Том Круз вместе с другими актерами повторил свою роль и вернул любимую историю на экраны, и это именно то, что должно произойти в потенциальном Лучшем стрелке 3. Хотя появление еще одного продолжения весьма вероятно, оно должно стать достойным преемником первых двух частей или даже превзойти их, а это будет непросто. Лучший стрелок 3 должен стать прямым продолжением предыдущего фильма, а не перезапуском или приквелом, с Томом Крузом в роли Пита «Маверика» Митчелла.
Правило четвертое. Изменить жанр и тональность
Может показаться, что формула идеального сиквела Кэмерона – громче, больше и масштабнее. Но его подход более комплексный.
Сиквел почти всегда в проигрыше – простое повторение покажется скучным, а слишком большие различия воспринимают как надругательство над классикой. Можно поступить, как в продолжении «Челюстей» – взять акулу побольше/несколько акул или заменить автобус на круизный лайнер. Достаточное же отличие – машина едет, а корабль идет?
А можно, как Джеймс Кемерон, предложить зрителю тот же самый фильм (насколько он тот же самый, мы еще обсудим), но в другом жанре и с иной тональностью.
«Чужой» Ридли Скотта – герметичный триллер про маньяка, только с ксеноморфом и в космосе. Темный, мрачный и пугающий.
В космосе твой крик никто не услышит
Слоган «Чужого»
«Терминатор» фактически повторяет эту формулу, только с роботом и восьмидесятыми. Не зря Кэмерон говорил, что вдохновлялся фильмом Скотта.
В сиквелах обоих фильмов Кэмерон меняет жанр на приключенческий боевик со взрывами, юмором и более светлым финалом.
С «Аватаром» обратная ситуация. Оригинал – довольно позитивное приключенческое кино с кошкоподобными (а оттого привлекательными) инопланетянами, красивыми пейзажами и стереотипными злодеями. Сиквел мрачнее и драматичнее: с ужасами войны, уже неоднозначными героями и злодеями и трагическими смертями.
Кэмерон понимает, что нет смысла бороться с оригиналом, потому что зритель в любом случае выберет именно его. Гораздо лучше предложить новый взгляд. Так ты и сохранишь у аудитории наслаждение от предыдущего фильма, и одновременно дашь что-то новое.
Правило третье. Сохранить ключевой конфликт
Здесь мы говорим не о повторении сюжета, а именно о ключевом конфликте. В «Чужом» это явное противостояние героев с ксеноморфом и скрытое с корпорацией Weyland-Yutani Corporation. В «Терминаторе» – борьба с роботом и недоверием от обычных людей, не готовых принять страшную правду о будущем. В «Аватаре» Джейк Салли сражается с безжалостным человечеством и пытается стать для На’ви своим.
Сиквелы Джеймса Кэмерона посвящены все тем же конфликтам. Режиссер не ввел третьей стороны, новых врагов и не сделал так, чтобы прошлые злодеи превратились в героев.
Главный враг любого фильма – это время. За 2-3 часа нужно успеть слишком много, и если оригинал уже рассказал зрителю историю, в которую он поверил, то странно этим не воспользоваться.
У блокбастера нет столько времени и возможностей, чтобы, как в «Атаке Титанов», менять главных злодеев и ключевой конфликт пару раз за сезон. Вспомните «Прометей» и «Чужой: Завет» Ридли Скотта. Кажется, великому британцу просто не хватило времени, чтобы мы поверили в фильм о ксеноморфе без ксеноморфа.
Правило пятое. Цитируй и копируй оригинал
С «Аватаром» и «Терминатором» все понятно – они детища самого Кэмерона, логично, что режиссер часто копирует себя. Но показательно, насколько бережно он относится к наследию «Чужого» Скотта.
Вот открывающая сцена из «Чужого».
В продолжении Джеймса Кэмерона есть похожая сцена.
Или кадр, демонстрирующий особый интерес андроида к ксеноморфу.
И сцена из продолжения.
Для Кэмерона важно, чтобы зритель понимал, что его сиквел – не отдельный фильм, а продолжение. В когнитивной психологии говорят об эффекте переноса: когда ранее пережитые эмоции человек переносит на другой объект
Сиквелы Кэмерона за счет правильного цитирования вызывают у зрителей эмоции, которые он испытывал во время просмотра оригинала.
Джон Уик 5. Если есть отличный способ вернуть Киану Ривза
Последняя часть — Джон Уик: Глава 4 (2023)
Джон Уик: Глава 4 завершила историю главного героя, и Джон ушел на высокой ноте. В четвертом фильме произошла эпическая битва между Джоном и Кейном, которая закончилась тем, что им обоим была дарована свобода от Высшего стола. К сожалению, Джон был слишком серьезно ранен, чтобы выжить. На Джона Уика 5 есть спрос как со стороны зрителей, так и со стороны создателей, и единственное условие, которое необходимо будет выполнить, — это участие в фильме Киану Ривза. Однако есть одна загвоздка: Трагический финал Джона в «Джоне Уике: Глава 4» был настолько идеален, что потребовалась бы действительно выдающаяся идея, чтобы вернуть персонажа, не разрушив его наследие.