Стивен кинг «сияние»: обзор книги

Содержание фильма «синяние» стэнли кубрика, сюжет, смысл, объяснение концовки, похожие триллеры

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

А. Ю. Бисеров, И. Б. Маслова. Книга предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Издание содержит: Более 1000 заданий разных типов по всем темам школьного курса; Ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям русского языка, так как даёт возможность эффективно организовать учебный процесс и подготовку к экзамену.

ЛитРес — это самая большая библиотека электронных книг. Покупай, скачивай, читай и слушай лицензионные электронные книги и аудиокниги для компьютеров, телефонов и планшетов. На LitRes публикуются отзывы, рейтинги книг, рекомендации, рецензии, информация об авторах.

На данной странице Вы можете найти лучшие предложения для покупки книги «ЕГЭ, 1000 заданий с ответами по русскому языку, Все задания части 1, Егораева Г. Т., 2017» по лучшей цене в интернет магазинах Лабиринт, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books. ru, Литгид, Озон.

  • Лабиринт Читай-город Яндекс Маркет My-shop Литрес Book24 УчМаг

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс. XML.

Размер: 4,6 Мб

Постоя (1)ые внутре (2)ие противоречия терзали душу этого труже (3)ика, муче (4)ика науки, убеждё(5)ого только в том, что избра (6)ый им путь верен.

Укажите почту и получите скидку 5 уже на первый заказ.

23.10.2019 4:05:22

2019-10-23 04:05:22

ЕГЭ 2017. Русский язык. 1000 заданий с ответами. Все задания части 1. Егораева Г. Т.

Предлагаемое учебное пособие предназначается выпускникам школ, гимназий и лицеев, которые готовятся к сдаче Единого государственного экзамена. Материалы пособия помогут учащимся не только обобщить и систематизировать полученные знания по всем разделам науки о языке, но и оценить свой уровень подготовки к предстоящему экзамену. Сборник содержит большое количество заданий, соответствующих демоверсии контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 2017 года, решая которые выпускники смогут приобрести практические навыки выполнения заданий части 1 и в минимальные сроки ликвидировать существующие пробелы в знаниях.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

СОДЕРЖАНИЕ Блок заданий 1-3 4
Задание 4 .48
Задание 5 61
Задание 6 81
Задание 7 99
Задание 8 145
Задание 9 160
Задание 10 178
Задание 11 189
Задание 12 202
Задание 13 227
Задание 14 250
Задание 15 262
Задание 16 294
Задание 17 309
Задание 18 332
Задание 19 346
Задания 20-24 358
Ответы 401
Литература 415

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

В гости (1)ой чи (2)о сидели наряже (3)ые детишки, заворожё(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле (5)о всё это великолепное угощение.

Бумажные канцтовары.

01.03.2019 5:31:06

2019-03-01 05:31:06

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Сияние» не такой однозначный, каким может показаться. На первый взгляд, все ясно: тиран погиб, его семья спаслась. Но как же тогда Торранс попал на старое фото? Есть ли в этом скрытый смысл?

Как объясняет Стэнли Кубрик, в прошлом воплощении Джек Торранс работал в «Оверлуке». Еще тогда он продал душу демонам, и уже в этой жизни «Оверлук» снова его призвал. Есть еще одна версия: душа Джека стала собственностью отеля, а фотографии представляют собой мистическую клетку, в которую навек заключаются пленники «Оверлука».

Хэллоран приезжает в отель и видит, что Джек пытается убить свою семью. Он бросается на помощь, и Торренс оглушает его битой для крокета. Позже он спускается в подвал и поворачивает вентиль, но слишком поздно. Котел взрывается и разносит «Оверлук» на части. Венди, Дэнни и Хэллоран спасаются на снегоходе.

В 1997 году режиссер Мик Гаррис снял мини-сериал «Сияние», сюжет которого в точности (с небольшими отступлениями) повторяет содержание романа. Стэнли Кубрик проявил больше фантазии, тогда как Гаррис старался придерживаться первоисточника.

Объяснение концовки в двух проектах разное: в фильме Стэнли Кубрика душа Джека остается в отеле, тогда как в сериале Мика Гарриса она освобождается и уходит на небеса с другими пленниками «Оверлука». Конец фильма 1980 года мрачный и намекает на продолжение. Финальные эпизоды мини-сериала подводят итог и ставят точку в этой истории.

Похожие фильмы

  • «Доктор Сон», США, 2019. Сорокалетний Дэн Торранс ведет жизнь алкоголика и пытается подавить свой дар. Он вынужден использовать его, чтобы помочь одаренным детям. Продолжение фильма «Сияние».
  • «1408», США, 2007. Писатель заселяется в номер отеля, о котором ходят пугающие слухи, и попадает в ловушку. Он пытается найти разгадку происходящему, чтобы выбраться из комнаты.
  • «Апартаменты 1303», США/Канада, 2012. Девушка снимает квартиру, предыдущий жилец которой покончил с собой. Ее начинают терроризировать агрессивные призраки.
  • «Корабль призраков», Великобритания, США, 2023. На корабле «Куин Мэри» обитают опасные привидения.

А какую премию вы дали бы этому фильму?

Отличный фильм, достоен кинопремии.
55.13%

Посмотреть можно, но кинопремию бы не дал.
20.91%

Если бы не Николсон, смотреть было бы не на что.
16.35%

Это провал, «Золотую малину» дали за дело.
7.6%

Проголосовало: 263

Автор статьи

Aili Kraft

Отличная статья!14Нет…7

Аллюзии и символы

В первом эпиграфе к роману Стивен Кинг цитирует другого мастера жанра ужаса – Эдгара Аллана По и его рассказ “Маска Красной смерти”. В тексте “Сияния” много отсылок и к произведению классика: мотив крови и красного цвета, схожие описания отеля и замка, идея масок и маскарадного бала, управляемого старинными часами.

Общие черты у “Оверлука” прослеживаются и с сооружениями из других готических историй – “Замок Отранто” Уолпола и “Падение дома Ашеров” того же Эдгара По. Сверхъестественные элементы и экстрасенсорные способности героя перекликаются с книгой Ширли Джексон “Призрак дома на холме”. Есть у “Сияния” параллели и со сказкой “Гензель и Гретель”.

Награды и номинации[править | править код]

 — Премия «Сатурн»

Лучшая мужская роль второго плана — Скэтмэн Крозерс

Номинации

 — Премия «Сатурн»

  • Лучший фильм ужасов
  • Лучшая режиссура — Стэнли Кубрик
  • Лучшая музыка — Бела Барток

 — Премия «Золотая малина»

  • Худший режиссёр — Стэнли Кубрик
  • Худшая женская роль — Шелли Дюваль

Читатели журнала Entertainment Weekly поставили картину на 9-е место в списке самых страшных фильмов всех времён. По версии «Американского института кино», в кино «Сияние» заняло 29-е место в списке «100 самых остросюжетных американских фильмов двадцатого века». В 2003 году персонаж Джек Торранс занял 25-е место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев». По версии Channel 4, в 2003 году картина возглавила список «100 самых страшных фильмов всех времён». По версии «Total Film». В 2004 году «Сияние» заняло 5-е место в списке «Лучших фильмов ужасов по версии „Bravo TV“», в 2005 году фильм занял 6 место в списке «100 самых страшных моментов в кино». В 2018 году фильм занял 1-ю строчку рейтинга «100 лучших фильмов ужасов в истории» (по версии IndieWire).

Донести суть кинговского текста

В фильме Дэнни Торренс превращается в отчётливую копию своего отца-алкоголика, пытавшегося когда-то убить сына. Не зря на эту роль был взят Юэн Макгрегор, повторяющий судьбу своего персонажа из «На игле». Флэнеган ненавязчиво воспроизводит сцену, в которой Макгрегор после бурной ночи видит ребёнка рядом с телом матери-наркоманки, чтобы напомнить герою в кого он превратился. Отец использовал алкоголь, чтобы спрятаться от житейских проблем, для его сына алкоголь — бегство от своего «сияния», дара видеть потустороннее.

Торрэнс видит спасение от алкоголизма в помощи умирающим людям. Его дар становится лекарством от страха перед лицом смерти. Знание главного героя передаёт людям веру, что их тела может и станут кормом для червей в холодной могиле, но душа продолжит путь бесконечности. Режиссёр через подобные действия персонажа пытается донести самую суть кинговского текста, где автор сомневался, что такие сложные существа как люди могут просто исчезнуть.

О чем фильм

Джек Торранс — писатель, чьи труды не пользуются успехом. Он работал учителем в школе до тех пор, пока его не уволили за рукоприкладство в пьяном виде. В семье у Джека тоже не все гладко. Жена не видит смысла жить с алкоголиком, который сломал руку их сыну. Джек хочет начать новую жизнь и бросает пить. Он встречается со Стюартом Уллманом — владельцем горного отеля «Оверлук», и просит взять его на работу смотрителем.


Джек Николсон в роли Джека Торренса, писателя. Кадр из фильма.

Джек едет в «Оверлук» вместе с женой Венди и сыном Дэнни. Хозяин рассказывает, что прошлый смотритель сошел с ума и убил свою семью, но Джек не относится серьезно к описанию трагедии. В отеле Торрансы знакомятся с шеф-поваром Диком Хэллораном, который проявляет интерес к Дэнни. Хэллоран думает, что мальчик обладает «сиянием»: способностью видеть потусторонний мир и предсказывать будущее. В прошлом у Дэнни были странные видения, но родители считали их болезнью.

Перед тем, как уехать, Хэллоран советует ребенку не входить в 237 номер, а также обещает прийти на помощь, если она понадобится. Джек собирается закончить свою пьесу, и уверен, что пустая гостиница — идеальное место для творчества.

Проходит месяц. Начинаются частые и продолжительные снегопады. Дорогу к «Оверлуку» заметает. Торрансы больше не могут выезжать в город, теперь они изолированы в отеле.

У Джека наступает творческий кризис, в котором он винит семью. Ему кажется, что «Оверлук» слишком тесный для них, и жена с сыном постоянно шумят, мешая ему работать. Джеку снится сон, в котором он убивает их топором. Масла в огонь подливает Венди, которая подозревает, что муж снова поднял руку на сына. Джек идет в Золотой зал, размышляя о том, что готов продать душу за выпивку. Он видит за стойкой бармена, а за спиной у того целую коллекцию спиртного. Торранс напивается.


Джек Николсон (Джек Торренс), Элисон Кольридж (секретарь), Бэрри Нельсон в роли Улльмана. Кадр из фильма.

Дэнни все-таки заходит в номер 237, где видит в ванной уродливую женщину. Он рассказывает об этом матери. Та прибегает к мужу в бар, который снова становится пустым, и рассказывает о случившемся. Джек идет в номер и видит там привлекательную девушку. Он целует ее, но в зеркале отражается разлагающаяся старуха. Перепуганный Торранс убегает из комнаты.

Через некоторое время Джек возвращается в Золотой зал, где в самом разгаре шумная вечеринка. Бармен говорит ему, что Венди и Дэнни плохо себя ведут, и их надо наказать. Торранс видит призрак бывшего смотрителя, который советует ему разобраться с семьей. Джек выводит из строя снегоход и начинает преследовать жену и сына.

Венди и Дэнни пытаются спрятаться от обезумевшего Джека в отеле. Дэнни телепатически связывается с Хэллораном и просит его о помощи. Тот приезжает в отель, но обезумевший глава семьи убивает его. Дэнни прячется от отца в саду-лабиринте. Торранс-старший бежит за сыном с топором, но теряет ориентацию. Мальчика находит мать и выводит из лабиринта. Они уезжают на снегоходе Хэллорана.

Джек насмерть замерзает в лабиринте. Отель порабощает его душу. Концовка показывает Торранса на одной из коллективных фотографий, которая была сделана в 1921 году.


Кадр из фильма.

Персонажи “Сияния”

Джек Торранс

По первоначальной задумке Кинга главный герой был настоящим монстром – одномерным жестоким алкоголиком с огромным комплексом неполноценности. Однако впоследствии Стивен Кинг верно рассудил, что книга станет намного глубже – и страшнее, – если сделать Джека любящим отцом, борющимся со своими внутренними демонами.

Кадр из фильма “Сияние” (1980)

Именно поэтому старший Торранс – такой противоречивый и почти трагический персонаж, несмотря на проявление жестокости к Дэнни и неоднократные вспышки гнева. Герой испытывает проблемы с алкоголем, как и его отец, боится прошлого и того, кем может стать в будущем. 

Джек стремится загладить вину, и отель видится ему безопасным убежищем, где можно провести время с семьей. Кинг хочет, чтобы читатель сочувствовал герою, ведь каждый заслуживает второго шанса. И все-таки зло в “Оверлуке” овладевает Джеком, вытаскивая на поверхность его худшие качества.

Дэнни Торранс

Пятилетний Дэнни является катализатором истории. Особенным мальчика делают сверхъестественные способности, о которых не подозревают родители. “Сияние” – так его экстрасенсорный дар называет Дик Холлоран, шеф-повар отеля. Во многом благодаря Дику ребенок начинает понимать, как использовать свои силы для борьбы со злом, обитающим в “Оверлуке”.

Героя отличает необычная для пятилетнего мальчика сообразительность и взрослый взгляд на многие вещи. (Этот прием писатель еще многократно использует в своих книгах, в частности в романах про детей с экстрасенсорными способностями – “Воспламеняющая взглядом” и “Институт”).

Мальчик понимает: мир несправедлив и полон зла, но есть вещи, которые стоит ценить. Для Дэнни таким объектом любви и благодарности становится его мать. Герой учится оставаться стойким, что бы ни случилось, борется со страхом и находит в себе смелость противостоять злу.

Венди Торранс

На первый взгляд Венди – типичная домохозяйка, посвятившая себя семье. Назвать Венди долготерпимой было бы преуменьшением. Она многое пережила в браке, в том числе агрессию со стороны мужа, но хочет дать Дэнни шанс вырасти в любящей семье с обоими родителями. У самой героини в прошлом были проблемные отношения с матерью.

Героиня ощущает страх Дэнни в стенах отеля и хочет уехать, но сын уговаривает ее остаться, потому что эта работа важна для Джека. Роль Венди в сюжете в основном второстепенна, однако в критические моменты героиня проявляет себя. Она способна защитить своего сына и несколько раз отбивается от одержимого Джека. 

Кадр из фильма “Сияние” (1980)

Дик Холлоран

Четвертый персонаж книги, появляющийся в романе реже остальных – чернокожий шеф-повар “Оверлука”. Как и Дэнни, Дик обладает сверхъестественными способностями, и сразу распознает их в маленьком мальчике. Он становится для ребенка кем-то вроде наставника и учит понимать свои силы и использовать их. Холлоран также играет ключевую роль в финале книги.

Адаптации

Стэнли Кубрик долго подыскивал подходящую книгу, по которой можно было бы снять фильм. Через каждые полчаса-час из кабинета режиссёра доносились громкие удары — начиная читать новый роман, Кубрик после нескольких десятков страниц швырял книги о стену. Однажды утром стуки прекратились, и испуганная секретарша попыталась связаться с начальством по интеркому, однако ответа так и не дождалась. Решив, что у Стэнли плохо с сердцем, она ворвалась в кабинет, где и обнаружила Кубрика, читающего «Сияние». Он помахал романом и произнес: «То, что нужно». Кубрик позвонил Кингу для того, чтобы договориться о правах на съёмки фильма. «Стою я в ванной в одних трусах и бреюсь, и тут врывается жена, взгляд у неё совершенно дикий. Я уж было испугался, что кто-то из детей поперхнулся и задыхается на кухне. А Тэбби выдает: „Стэнли Кубрик звонит!“ Я даже пену не успел смыть».

Режиссёр прославился своим перфекционистским подходом к работе. На съёмках поздних лент Кубрик контролировал весь производственный процесс и нередко переснимал сотни дублей одной сцены. Кинг с самого начала не видел Джека Николсона в роли Джека Торранса. Писатель предпочел бы взять на эту роль Майкла Мориарти или Джона Войта. «С первых же кадров фильма Николсон был слишком мрачным. Весь ужас романа в том, что Джек Торранс — неплохой человек, он не из тех, кто летает над гнездом кукушки, а в фильме моральная борьба просто не показана», — считал писатель. Часть съёмок проходила в отеле «Тимберлин-лодж» (Орегон). Кубрик сменил важную деталь: в отличие от книги, в фильме номер 217 трансформируется в 237 по причине того, что владельцы опасались, что после выхода фильма на экраны гости побоятся селиться в 217 номере, в то время как номера 237 в отеле не было. Себестоимость фильма составила 19 млн долларов.

В 1997 году с благословения писателя «Сияние» было переснято в виде мини-сериала с Стивеном Уэбером в главной роли. Съёмками трёхсерийного телефильма, предназначенного для ABC, руководил Мик Гаррис. Автор заключил трёхстороннее соглашение с Кубриком и Warner Bros. для получения разрешения на съёмки. Сценарий писал сам Кинг. По словам писателя, он хотел выйти за привычные рамки, но по возможности старался избегать сцен, которые могли быть вырезаны цензорами. В отличие от первой экранизации, Мик Гаррис более точно воспроизвёл книгу, восстановив «вырезанные» сцены. С каналом возникали некоторые разногласия из-за насилия между мужем и женой, отраженном в сериале. Тем не менее первоначально цензоры пропустили почти все сцены, кроме одной с обсценной лексикой. После выхода в эфир на канал стали поступать жалобы на жестокость некоторых сцен, из-за чего цензоры на трёх центральных каналах пришли к решению, что все передачи, в которых имеются ситуации, где дети подвергаются физической или эмоциональной опасности, будут убраны из сетки вещания до девяти вечера. Эта версия экранизации особого успеха не снискала.

В 2014 году режиссёр Марк Романек заявил, что он и Warner Bros. планируют снять предысторию классической версии «Сияния» Кубрика, которая основана на прологе романа. Приквел предположительно должен был объяснить происхождение злых сил, действовавших в отеле «Оверлук». В производстве задействован Глен Маззара, бывший шоураннер сериала «Ходячие мертвецы» в качестве сценариста. Кинг заявил, что появление сериала — это любопытная идея: «Но я был бы просто счастлив, если бы этого не произошло». Проект получил название «Отель «Оверлук»». Если бы кто-либо и взялся за ремейк, то Кинг хотел бы видеть на месте режиссёра Ларса фон Триера. В том же году, 21 и 22 марта в Омахе в театре Бенсона состоялась премьера театральной постановки «Сияния», адаптированной Джейсоном Леверингом и Аароном Сэйлорсом. Дэнни Торранс возможно станет одним из героев сериала-антологии от Джей Джей Абрамса «Касл-Рок», основанного на творчестве Кинга.

Продолжение “Сияния”

Через 36 лет после выхода “Сияния” Стивен Кинг вернулся к истории Дэнни Торранса и написал ее продолжение – роман “Доктор Сон”. В нем уже взрослый Дэн работает в хосписе для безнадежно больных. События первой книги подорвали психическое здоровье Дэнни: он борется с приступами гнева и посещает собрания анонимных алкоголиков.

По признанию Кинга, идея нового романа возникла из размышлений о том, что могло происходить с его героем дальше и как он боролся с душевными травмами, нанесенными отелем. В остальном “Доктор Сон” является отдельным романом с самостоятельным сюжетом. В 2019 году вышла экранизация книги, режиссер – Майк Флэнеган (также работал над фильмом по роману Кинга “Игра Джералда”). 

Смысл фильма

Главная идея фильма «Сияние» в том, что человеческий разум в условиях изоляции способен на самые неожиданные действия. Гостиница, населенная призраками, служит здесь декорацией, но не ключевым объектом. «Оверлук» сам по себе — обыкновенный старый отель, в котором случались разные события, не всегда приятные. В стенах здания убивали, воровали, прятали улики. Скопище негатива породило мрачную энергетику, но подобное можно встретить в любой старой гостинице.

Человек — создание социальное. Ему нужен контакт с другими людьми, чтобы чувствовать себя полноценным. В книгах Стивена Кинга не бывает случайных элементов, и «Сияние» не исключение. Главный герой — завязавший алкоголик. Зависимость истончила его психику, сделала Джека уязвимым перед обстоятельствами.

В обычной жизни он сдерживался, но, оставшись наедине с семьей, отрезанный от внешнего мира, поддался тяжелым мыслям и соблазнам. Начал выдумывать то, чего нет, и оправдывать свое поведение. Важную роль в освобождении его агрессии сыграла жена, которая постоянно упрекала Джека. После того, как он поднял руку на сына, Венди отдалилась, и не пыталась сблизиться снова.

В отеле Торранс потерял смысл жизни. Если раньше у него были приятели, и с отчуждением семьи можно было мириться, то в «Оверлуке» он сполна прочувствовал свое одиночество. И начал искать смысл в собственных фантазиях.


Скэтмэн Крозерс в роли Дика Хэллоранна, Шелли Дювалл в роли Уэнди Торренс, Дэнни Ллойд в роли Дэнни Торренс. Кадр из фильма.

Происходящее в отеле нельзя воспринимать буквально. Предполагается, что вся семья Торранс «сияет». То есть они восприимчивы к энергии, окружающей их. Содержание фильма «Сияние» намекает на то, что никаких привидений нет, и они — всего лишь выдумка Джека, попытка перестать чувствовать себя одиноким.

Дэнни тоже чувствует эту энергию, которая рисует ему жуткие картины. Мальчик видит несуществующие вещи, но в силу возраста не может понять, что с ним играет воображение. Венди, в свою очередь, почти не сталкивается с проявлениями потусторонней активности. Ее «сияние» слабое, она живет в реальном мире, который ее устраивает. Поэтому темная сущность отеля почти не касается героини. Однако способности у Венди все же есть, поэтому иногда она видит странные вещи, которым не может найти объяснения.

Суть фильма также затрагивает тему продажи души. Считается, что человек, отдавший душу потустороннему миру, начинает видеть его и участвовать в событиях, происходящих в нем. Это и случилось с Джеком. Заявив, что готов расстаться с душой ради выпивки, он открыл запретную дверь, но увиденное свело его с ума.

Детальный разбор фильма показывает, что разум способен выходить за пределы логики. Это он создает призраков и монстров вокруг человека, а не место, в котором этот человек находится.


Кадр из фильма.

История создания

Хотя сюжет “Сияния” вымышлен, идею для романа автор почерпнул из реально существующего места.

После успеха двух первых книг, действие которых разворачивается в маленьком городке (“Кэрри” и “Жребий Салема”), Стивен Кинг отправился в поездку по стране за новыми источниками вдохновения. Так судьба свела его с отелем “Стэнли”, расположенным в горах штата Колорадо. Место оказалось идеальным и стало бэкграундом для новой книги. 

Отель “Стэнли”, Эстес-парк, Колорадо

Отсутствие постояльцев и уединенная атмосфера способствовали быстрой работе: черновую версию “Сияния” Кинг написал за несколько недель (параллельно велась работа над другим романом – “Противостояние”). Своим названием книга обязана песне Джона Леннона “Instant Carma”, в которой есть рефрен: “Мы все сияем” (“We all shine on”). В русских переводах произведение также выходило под названиями “Светящийся”, “Ясновидящий”, “Свечение”.

Художественные приёмы[править | править код]

Стивен Кинг резко отрицательно принял картину Кубрика: «Очевидно, людям очень нравится этот фильм, и они не понимают, почему мне он не нравится. Потому что книга горячая, а фильм холодный; книга заканчивается огнём, а фильм — льдом. В книге есть настоящая сюжетная арка. Вы видите этого парня, Джека Торранса, который старается быть хорошим, но в таком месте он потихоньку сходит с ума. Но когда я посмотрел фильм, мне показалось, что Джек сошёл с ума уже в первой сцене». Режиссёр Дэвид Кроненберг в ноябре 2013 года признался, что не считает «Сияние» великой картиной: «Я не думаю, что он осознавал жанр фильма ужасов. Я не думаю, что он вообще понимал, что делал».

Фразу, которую Джек раз за разом набивает на пишущей машинке — «All work and no play makes Jack a dull boy» («Сплошная работа и отсутствие развлечений превращают Джека в зануду»), специально для иностранных версий Кубрик напечатал на соответствующих языках и потом снял на плёнку, кадры из которой пошли в соответствующие версии. В итальянской это — «Il mattino ha l’ oro in bocca» («Кто рано встаёт, тому Бог подаёт»), в немецкой — «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen» («Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня»), в испанской — «No por mucho madrugar amanece mas temprano» («От того, что встанешь ни свет ни заря, рассвет не наступит раньше»), во французской — «Un ‘Tiens’ vaut mieux que deux ‘Tu l’auras’» («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»). Сегодня, однако, в Италии, Германии, Испании и Франции на VHS и DVD издаются версии только с английским текстом. Сама же английская фраза является старинной пословицей.

Как и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и не была должным образом снята, однако альбом всё же можно увидеть в кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает Венди о том, чтобы она его никогда не беспокоила в то время, как он работает.

Фильм стал одним из первых, в съёмках которых была использована система стабилизации камеры «Стэдикам». Некоторые сцены, в которых камера движется (проезды Дэнни по коридорам на велосипеде, прогулка Дэнни и Вэнди по лабиринту, Дэнни там же убегает от Джека), сняты с применением этого устройства. Изобретатель системы Гарретт Браун (англ. Garrett Brown) принял полноценное участие в съёмках как один из операторов, о чём опубликовал статью в журнале «American Cinematographer». Почти все кадры с Дэнни были сняты «от бедра» — то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни (позднее Стивен Спилберг использовал такой эффект в своём знаменитом фильме «Инопланетянин»). Для съёмок этих сцен Гарретт Браун закреплял камеру не на верхней, а на нижней площадке системы «Стэдикам», специально предусмотренной для съёмки с нижней точки. При этом противовес с монитором закреплялся на верхней площадке. Благодаря этому он во время съёмки мог свободно ходить, выпрямившись в полный рост, а камера была расположена на уровне его коленей. В перерывах между съёмками Браун снимал камеру с площадки и сажал туда Дэнни Ллойда, так как мальчик весил почти столько же, сколько аппарат.

Страшная комната из фильма изначально должна была иметь номер 217, однако руководство отеля попросило сменить номер на якобы несуществующий — 237 — для того, чтобы он не казался отдыхающим «проклятым». В январе 2010 года американский конспиролог Джей Вайднер на своём сайте выложил статью, в которой раскрыл многие, по его мнению, скрытые намёки в фильме (в частности, то, что высадка космонавтов «Аполлон-11» была заранее снята Кубриком). В ней он утверждает, что специально связался с руководством отеля «Timberline Lodge», где ему ответили, что номер 237 всегда был в их отеле.

По данным исследования сайта Play.com, самым страшным моментом в истории кинематографа была признана сцена из фильма «Сияние», когда Джек Торранс выламывает топором дверь в ванную.

Экранизации

Самая известная экранизация романа – фильм “Сияние” 1980 года с Джеком Николсоном и Шелли Дюваль в главных ролях. Режиссер фильма, Стэнли Кубрик, по-своему видел историю семьи Торрансов и фактически отверг сценарий, написанный для фильма Кингом. Вместо этого он с помощью американской писательницы Дайан Джонсон написал свой сценарий.

Смотрите это видео на YouTube

Стивен Кинг рассказывает, почему ему не нравится экранизация романа “Сияние”

Стивен Кинг открыто высказывал свое недовольство и разочарование адаптацией Кубрика. Претензия автора заключалась, в частности, в том, что режиссер неправильно изобразил семью Торрансов, кардинально изменив характер их отношений. Между фильмом Кубрика и книгой есть и ряд других различий.

Еще одна экранизация “Сияния”, о которой вспоминают реже, – мини-сериал 1997 года. Режиссером стал Мик Гаррис, а сценарием занимался сам Кинг, поэтому сериал получился ближе к литературному первоисточнику. Зато он не может похвастаться такой эффектной постановкой, как фильм Кубрика.

Над фильмом работали[править | править код]

  • Стэнли Кубрик — Режиссёр, Сценарист (фильм), Продюсер — продюсер
  • Стивен Кинг — Сценарист (роман)
  • Дайан Джонсон — Сценарист (фильм)
  • Роберт Фрайер — Продюсер — первый помощник продюсера: The Producer Circle Organization
  • Ян Харлан — Продюсер — исполнительный продюсер
  • Мэри Лиа Джонсон — Продюсер — первый помощник продюсера: The Producer Circle Organization
  • Мартин Ричардс — Продюсер — первый помощник продюсера: The Producer Circle Organization
  • Уэнди Карлос — Композитор
  • Рэйчел Элкинд — Композитор
  • Джон Элкот — Оператор
  • Рэй Лавджой — Редактор
  • Джеймс Лиггат — Подбор актёров
  • Рой Уокер — Художественное оформление
  • Лесли Томкинс — Художественный директор
  • Милена Канонеро — Художник по костюмам

Сеттинг: отель “Оверлук”

В “Сиянии”, как и во многих ранних произведениях Стивена Кинга, место действия – ключевой фактор. “Оверлук” является отдельным персонажем книги, со своими собственными настроениями, чувствами и желаниями.

Отель “Тимберлайн Лодж” – место съемок фильма “Сияние”

Огромное пустое здание таит в себе мрачные секреты и ужас. Оно буквально пропитано атмосферой зла и видениями насилия. В ванных комнатах живут привидения, в коридорах витают отголоски воспоминаний о развратных вечеринках, в саду вот-вот оживут кусты в форме зверей… 

Отель не скрывает свою злобную природу. Но сила его не в том, чтобы просто превращать хороших людей в плохих. “Оверлук” питается недостатками, слабостями и ростками зла, которые уже есть в его жертвах. Он словно хищный паразит в поисках хозяина с ослабленной иммунной системой. 

Способности Дэнни представляют для отеля особый интерес. А чтобы их заполучить, он использует в качестве инструмента Торранса-старшего. Отправной точкой в данном случае становится алкоголизм героя и его проступки как отца и мужа – то, на чем процветает “Оверлук”.

Качественный аттракцион с философским посылом

Весь философский посыл присутствует в первой половине фильма, пока главный герой не столкнётся с группой странных людей. Их путешествие по миру — постоянный поиск пропитания через убийства детей и «поедания их душ». Самым жутким моментом фильма и является одно из таких преступлений, когда на лице терзаемого ребёнка виден весь ужас приближающейся смерти. Когда слышатся его вопли через крупный план мокрого от слёз лица жертвы.

В остальном «Доктор Сон» предстанет качественным аттракционом, где персонажи со способностями марвеловского профессора Икс будут соревноваться в использовании своего дара. И тот, чей дар окажется более «прокачанным», в итоге победит.

Не порадует и возвращение действия в знаменитый отель «Оверлук», где режиссёр Майк Флэнеган откровенно халтурит и вставляет лучшие сцены из «Сияния» Кубрика (побоялся сравнений?). Чтобы усилить кошмар происходящего создатель фильма без особых причин решил использовать неудачный косплей и переснял часть сцен с актёрами, похожими на Джека Николсона и Шелли Дювалл.

Сюжет

Молодой учитель Джек Торранс устраивается на работу в горный отель «Оверлук» сторожем на зиму и к концу осени переезжает туда со своей семьей: женой Венди и пятилетним сыном Денни. Шикарный отель пользуется дурной славой: в нем постоянно происходят странные и жуткие события. Денни — ясновидящий и телепат. Джек Торранс — бывший преподаватель и начинающий писатель, после женитьбы его характер испортился, он стал выпивать и распускать руки. Он случайно сломал руку своему сыну и сильно избил одного из своих учеников за то, что тот проколол шины его автомобиля. Эта работа нужна ему, чтобы успокоиться, написать свою пьесу, провести время, пока его друг не устроит его снова в школу. До него отель охранял некий Делберт Грейди, перебивший всю свою семью.

Во время отъезда персонала отеля Денни познакомился с шеф-поваром — пожилым чернокожим великаном Диком Холлораном, который сказал мальчику, что он «сияет», как никто другой, то есть может читать мысли людей, видеть события, которые произошли в прошлом или произойдут в будущем. Его мать «тоже немного, капельку „сияет“». Холлоран рассказывает, что некоторые события, особенно негативные, могут оставлять своеобразный отпечаток, ощутимый людьми, способными «сиять». Он говорит, что отель — опасное место и категорически запрещает мальчику заходить в номер 217. Дик просит в случае опасности сразу звать его на помощь посредством ментальной связи. Семья Торрансов остаётся в огромном здании. Начинают происходить странные вещи. Те или иные детали обстановки оживают — пожарный шланг или кусты, подстриженные в форме животных. Денни начинает видеть истинное лицо отеля, который населяют призраки прошлых лет. Денни заходит в номер 217 и видит там воскресшую женщину, в своё время умершую от передозировки снотворного в ванной этого номера, которая нападает на него.

«Хозяин отеля» подбрасывает Джеку альбом с историей отеля и постепенно овладевает его разумом. Джек разбивает радио и выбрасывает магнето снегохода — теряются единственные связи с внешним миром. Венди запирает мужа, но его освобождает «хозяин отеля», в обмен на обещание отдать ему Денни. Мальчик с такими способностями сильно увеличит возможности «хозяина». Призраки становятся всё более материальными. Денни посылает отчаянный мысленный зов Холлорану и тот спешит на помощь. Разумом Джека окончательно овладевает «хозяин» и он преследует сына и жену, но забывает о необходимости следить за давлением в паровом котле, происходит взрыв и разрушение отеля. Джек погибает при взрыве. Холлоран заводит семью Торрансов в сарай и, почувствовав, что враждебная сила пытается овладеть его разумом, уезжает с Венди и Денни прочь.

Холлоран перебирается с семьёй Джека во Флориду, Венди выздоравливает от ранений. Повар не может объяснить, почему в мире есть зло, но он советует Дэнни принять случившееся, скорбеть по отцу и смело смотреть в будущее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: