«последняя дуэль», или влияние конъюнктуры на хорошие фильмы

Фильм Последняя дуэль Ридли Скотта основан на реальных исторических событиях, но по ходу производства в историю были внесены небольшие изменения, что не является новинкой, когда

О чем это

«Последняя дуэль» — экранизация книги американского историка средневековье и литературного критика Эрика Джегера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». В основе сюжета картины лежат события, происходившие до, во время и после последней санкционированной во Франции рыцарской дуэли. Она случилась в 1386 году, а ее участниками были рыцарь Жан де Карруж и его лучший друг оруженосец Жак Ле Гри. Дуэль состоялась после того, как жена рыцаря Маргарита де Карруж обвинила его соратника в изнасиловании.

FAQ

Почему суд не верит Маргарите?

Почему Маргариту приговорили к сожжению в случае победы Ле Гри?

Почему над телом Ле Гри публично надругались?

Ле Гри заслужил смерти и позора?

Конечно да.
55.27%

Нет. Он просто ошибся, неправильно оценил ситуацию, он не хотел оскорбить Маргариту и навредить ей.
9.96%

Маргарита, конечно, не заслужила такого обращения. Но и Ле Гри не был плохим человеком. Он действовал, исходя из стереотипов того времени. Он заслужил более мягкое наказание.
34.77%

Проголосовало: 512

Автор статьи

Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Отличная статья!11Нет…2

Чем закончится фильм «Последняя дуэль»

Король Франции одобряет дуэль и назначает дату. Перед ней Карруж говорит жене, что он рискует своей жизнью ради нее, а Маргарита отвечает, что он рискует ее жизнью, в угоду своей гордине. Начинается дуэль, посмотреть которую собралась все знать во главе в королем и парижская чернь. Маргарита стоит прикованная и ждет решение своей судьбы.

Противники, облаченные в доспехи, сходятся верхом на лошадях. После нескольких жестких столкновений оба оказываются на земле и начинают драться на мечах. Карруж получает тяжелую рану ноги и может просто истечь кровью. Но все же, в этой мощно снятой битве, ему удается поразить и добить Ле Гри. С Маргариты снимают кандалы, Карруж садится на лошадь и забирает жену. Они едут через толпу, которая приветствует победителя…

Досье

Ридли Скотт — трижды номинант на «Оскар» как лучший режиссер. Скотт был номинирован за работу над фильмами «Тельма и Луиза», «Гладиатор» и «Черный ястреб». Картина «Гладиатор» в 2000 году получила «Оскар» за лучший фильм года. В 2003 году королева Великобритании присвоила Ридли Скотту рыцарский титул. 

  • Два его фильма находятся в топ-250 рейтинга пользователей IMDb: фантастический боевик «Чужой» с Сигурни Уивер в главной роли находится на 52-м месте, а неонуар 1982 года «Бегущий по Лезвию» с Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром — на 172-м месте. При этом за все время существования рейтинга IMDb эти фильмы добирались до 39 и 8 места. Вдобавок «Чужой» — на 226-м месте в топ-250 по оценкам пользователей «КиноПоиска». Выше него в российском списке еще две картины Скотта: это «Гангстер» 2007 года (на 218-м месте) и «Гладиатор» 2000 года (на 41-м месте). 
  • Ридли Скотт — третий самый кассовый режиссер в истории мирового кинопроката. В совокупности его фильмы по всему миру $4 млрд $217 млн. Скотт также входит в топ-50 самых кассовых продюсеров фильмов в истории, хотя те картины, над которыми он работал в таком качестве, собрали меньше, чем его режиссерские опыты: $3 млрд $942 млн. 

Историческая достоверность

Фильм «Последняя дуэль» Ридли Скотта основан на реальных исторических событиях, которые произошли во Франции в XIV веке. Однако нужно понимать, что кинематограф – это искусство, где драматическая эффективность зачастую важнее строгости исторических фактов.

Фильм описывает дуэль, которая состоялась между двумя рыцарями – Жаном де Карружем и Жаком Ле Грисом – в 1386 году. Их конфликт начался из-за ссоры о том, кто правильно выполнил службу перед королем Карлом VI.

Режиссеры воспользовались историческим материалом, но дополнительно прибегли к литературным и художественным вымыслам, например, изменили хронологию некоторых событий.

Тем не менее, фильм достаточно точно отражает общество Франции XIV века – со всеми его пороками, традициями и предрассудками. Зритель получает возможность погрузиться в мир средневековой Франции и узнать о жизни и мировоззрении того времени.

Основана ли «Последняя дуэль» на реальных событиях?

Да, «Последняя дуэль» основана на реальных событиях. Трио сценаристов — Николь Холофсенер, Бен Аффлек и Мэтт Дэймон — адаптировало сценарий из книги Эрика Ягера 2004 года «Последний поединок: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Книга исследует правду, стоящую за судом над Карружем, путем сражения за победу над Ле Гри во многих измерениях с помощью существенных доказательств и опровержений.

Книга Эрика начинается с подробного отчета о событиях, которые привели к суду, и обсуждает хронологию стремления Карружа организовать дуэль, чтобы убить нападавшего на свою жену. Что касается исторических свидетельств, то в 1386 году Маргарита обвинила Ле Грис в изнасиловании ее в замке свекрови, когда ее муж был в отъезде. Когда произошел инцидент, Ле Грис и Карруж, бывшие друзья, были в серьезном напряжении, разгневав Карружа сверх всякой меры.

Карруж подошел к графу Пьеру, хозяину Ле Гриса, но был высмеян, поскольку граф отклонил его обвинения, сказав: «Маргарите, должно быть, это приснилось». Затем он подошел к парламенту и убедил их в серьезности своих обвинений, что привело к расследованию этого вопроса. Ле Грис предоставил свидетельские показания и алиби, чтобы доказать свою невиновность, но этого было недостаточно для того, чтобы расследование привело к окончательному завершению.

В отсутствие конкретных доказательств парламент санкционировал судебное разбирательство в форме боя между Карружом и Ле Гри. Последний был посвящен в рыцари, чтобы сравняться по статусу с участниками. Затем было объяснено суждение о дуэли: если Карруж выиграет, убив Ле Гриса, Маргарита будет снята с обвинений в ложных обвинениях, а если Ле Грис выиграет, она будет заживо сожжена на костре. Карруж вышел победителем, убив Ле Гриса, освободив Маргариту.

На пресс-конференции на Венецианском кинофестивале соавтор сценария Бен Аффлек объяснил основу написания фильма: «Это реальная история, о которой люди не знали. Это невероятная женщина из истории, которая является одним из первых известных людей, которые выступили против нападавшего на нее могущественного человека». Аффлек добавил: «Естественно, это казалось актуальным, а также невероятно захватывающим, и история, которая могла вызвать много катарсиса и сочувствия, и которая, как я надеялся, разовьет у зрителя чувство сострадания и, мы надеемся, идею о том, что мы можем посмотрите друг на друга по-другому».

Как и многие исторические свидетельства далекого прошлого, события, которые привели к поединку Карружа и Ле Гриса, также вызывают серьезные споры, при этом историки и летописцы оспаривают невиновность Ле Гриса. «Хроники Сен-Дени» Мишеля Пинтуана оспорили смерть Ле Гриса, заявив, что Ле Гри был невиновен, а настоящий нападавший сознался в преступлении, когда он был приговорен к смерти по другой причине. «История Карла VI» Жана Жювеналя де Урсена также поддерживает невиновность Ле Гриса, поскольку в рассказе говорится, что настоящий нападавший сознался в преступлении на смертном одре.

Важно отметить, что оба рассказа не подтверждены доказательствами и представляют собой споры XV века, которые без доказательств далеки от истины. Хотя такие отчеты не смогли рассеять дым вокруг правды, они могли навсегда закончить испытание боевой практикой

Споры относительно правды о нападении Ле Гриса даже после боя, возможно, заставили Парламент прекратить практику, сделав бой между Карружом и Ле Гри последней дуэлью во Франции.

Смысл фильма

Общий смысл фильма намного глубже. Объяснение можно найти благодаря великолепной задумке режиссёра, которая разыгрывает эту пьесу в трёх актах, от лица каждого из участников. В результате мнение о ключевых фигурах меняется.

Со стороны Карружа, это сага об отважном воине, которого предал друг и сюзерен. Он благородный воин, который добр к жене и подданным, и старается лишь добиться справедливости, рискуя при этом собственной жизнью

Для Ле Гри эта история представляется рыцарским романом, где главный герой пытается вкусить запретный плод. Он уверен, что Маргарита влюблена в него и просто не может уйти от мужа-невежды. Сам Ле Гри представляется утончённой и образованной натурой, который идеально подходит для Маргариты.

Кадр из фильма.

Сама Маргарита видит всё исключительно в сером цвете. Муж вовсе не благородный, и она ему нужна исключительно из-за приданного. Это наглядно показывает сцена в церкви, когда Карруж прямо во время венчания начинает разборки из-за земли.

Близость с Карружем больше похожа на изнасилование, поэтому даже харрасмент со стороны Ле Гри выглядит более утончённо. Кроме того, муж не рассказывает ей о последствиях суда, и Маргарита лишь в последний момент узнаёт, что её с вероятностью 50/50 могут сжечь заживо.

Коварный граф Пьер оказывается добродушным кутилой, которому вообще нет дела до Карружа, и больше заботят женщины и вино. Ле Гри пытается казаться благородным, но в реальности тоже не любит Маргариту, и лишь пытается удовлетворить похоть.

Именно в этих противоречиях и кроется скрытый смысл финала. У женщины нет права голоса, поэтому ей только и остаётся уповать на суд Божий. Однако на этом судилище решает вовсе не Бог, а умение владеть оружием.

Актеры

Фильм может похвастаться, по-настоящему, звездным составом. В «Последней дуэли» снялись именитый и отмеченный академией Мэтт Дэймон («Умница Уилл Хантинг», «Ford против Ferrari»), любимец критиков Адам Драйвер («История о супружестве», «Черный клановец»), лауреат Эмми Джоди Комер («Убивая Еву», «Главный герой») и не нуждающийся в представлении Бен Аффлек («Операция «Арго», «Умница Уилл Хантинг»). Адам Драйвер и Мэтт Деймон в этом противостоянии выложились на все сто процентов, на мой взгляд, подарив нам объемных и живых персонажей, которые поведали нам свои версии происходящего. Джоди Комер в роли Маргариты показала нам свою «истину». Но всё равно всё решит только Бог. Ведь «Господь пощадит говорящих правду». 

Краткий экскурс в историю средневековой Франции

Во главе общества стоял государь. Ему подчинялся высший совет страны, Парламент. Под ним находилась остальная знать, в которую входили бароны, рыцари и оруженосцы. Бароны являлись аграрными феодалами и обеспечивали на вверенных территориях порядок. Рыцари считались выше оруженосцев. В самом низу социальной лестницы были воины, священники и рабочие. У них были более ограниченные права и практически никакого политического влияния.

Оба главных героя начинали свою карьеру как оруженосцы высокопоставленного феодала. За отличную службу Карружа отдали в рыцари.


Деталь миниатюры рыцарского турнира 1387 года между Джоном де Холандом и Реньо де Роем.

Глазами персонажей

В чем особая изюминка фильма, на мой взгляд, так это то, как персонажи видят себя, остальных, события вокруг. Мы можем узнать их с разных сторон, что поможет составить собственное мнение о происходящем. Да, может показаться, что продолжительность фильма может заставить скучать, ведь, по сути, мы наблюдаем одни и те же события просто с разных точек зрения. 

Но, как по мне, наоборот: это даёт полное погружение в тот мир. Безжалостный, кровавый и несправедливый. В котором очень странные, как может показаться на современный взгляд, законы. Все события ведут к последней дуэли. С неё всё начинается. Ею и закончится. Она рассудит. 

Кайло Рена ждёт дуэль с Мэттом Дэймоном

Сэр Ридли Скотт активно набирает актёров для своего нового режиссёрского проекта, исторической драмы «Последняя дуэль», и одну из главных ролей легендарный постановщик приготовил для Адама Драйвера.

Адам Драйвер сыграет рыцаря в новом фильме Ридли Скотта

По информации Variety, Драйверу отошла ключевая роль в фильме, которую изначально должен был исполнить Бен Аффлек. Однако из-за занятости в триллере «Глубокие воды» актёр согласился воплотить лишь образ второго плана, уступив ведущую партию звезде «Пробуждения силы» и «Последних джедаев».

Адам Драйвер в фильме «Молчание» («Централ Партнершип» / Paramount)

Основой для сюжета послужит роман Эрика Джейгера «Последняя дуэль: Правдивая история преступления, скандала и правосудия посредством сражения в средневековой Франции», в свою очередь основанный на реальном событии: последней в истории рыцарской дуэли 1386 года, санкционированной французским правительством. Рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) и оруженосец Жак Ле Гри (Адам Драйвер) служили графу Пьеру Алансонскому и слыли лучшими друзьями. Однако дружбе пришёл конец, когда Ле Гри, воспользовавшись отлучкой де Карружа (он был занят в военных походах), изнасиловал его супругу (Джоди Комер). Не имея других законных способов привлечь оруженосца к ответственности за содеянное, де Карруж обратился к королю Франции Карлу VI с просьбой разрешить конфликт путём судебного поединка до смертельного исхода. Монарх дал согласие на законную дуэль, но с одним условием. Тот, кто останется в живых, будет объявлен победителем как знак божьей воли. Но если же де Карруж проиграет, то его жена будет сожжена на костре в наказание за ложное обвинение.Дэймон и Аффлек выступят и в качестве сценаристов «Последней дуэли», а также возьмут на себя обязанности продюсеров ленты вместе с Кевином Уолшем («Манчестер у моря»). В написании сценария друзьям поможет Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?»).

Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в фильме «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (Miramax Films)

Права на экранизацию «Последней дуэли» студия 20th Century FOX выкупила ещё до слияния с Disney, и, как отмечают Deadline, «Мышиный Дом» вполне может бросить проект. Впрочем, фильмом заинтересовались ещё несколько крупных кинокомпаний, которые начнут ожесточённую борьбу за права на него в случае отказа Disney. Если студия всё же решит запустить «Последнюю дуэль» в производство, то съёмки могут стартовать в начале 2020 года.Помимо данной картины, сэр Ридли Скотт также планирует заняться постановкой продолжения sci-fi хоррора «Чужой: Завет» и снять фэнтези о волшебнике Мерлине. Что же касается Аффлека и Дэймона, то недавно дуэт засветился в комедии Кевина Смита «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка». Тем временем Адам Драйвер вновь сыграл Кайло Рена в девятом эпизоде «Звёздных Войн», который окажется на широких экранах 19 декабря 2019-го.Трейлер фильма «Звёздные Войны: Скайуокер. Восход»

Ридли Скотт,
Адам Драйвер,
Мэтт Дэймон,
Бен Аффлек,
Джоди Комер

Новинка

Почему дело решили разрешить при помощи смертельного поединка?

Дело в том, что таковы бывальщины французские законы. Дворянин мог потребовать удовлетворения при помощи дуэли. Это считали «судом, отданным в руки Божии». Исход единоборства решал исход дела. Кто погиб — тот и виноват. Такие поединки были редкостью. Обычно все старались прийти к мирному договоренности, обменявшись лишь парой ударов для приличия.


Карл VI, изображённый здесь, нападающим на своих товарищей во время приступа психического заболевания, наблюдал за дуэлью.

В случае Карружа и Ле Гриса — никто из них не собирался уступать. Парламент, выслушав обе сторонки, разрешил провести дуэль, фактически просто умыв руки. Никто на самом деле не хотел разбираться в этом деле. Истина никого не интересовала.

Исторические документы описывают поединок гораздо проще чем Ягер в своей книге. Летописцы писали, что дуэль была не совершенно обычной. Там не было длинного боя с использованием разных видов оружия. Всё было совершенно не захватывающе. Ле Грис ударил первым и ранил Карружа в ляжка. Нападал он пешим, что лишало его преимущества. Карруж был закалённым воином в отличие от Ле Гриса. Ранение он переносил со стойкостью достойной восхищения. Он скоро взял верх над противником.

Стоя над поверженным Ле Грисом он вынуждал его признаться в содеянном. Тот яростно отказывался. Карруж нанёс собственный последний удар. Выжить у его бывшего товарища шансов не было, но тяжёлый доспех защитил от немедленной кончины. По традиции воли повесили Ле Гриса на виселице. Это было последнее оскорбление, которое ему пришлось пережить в этой жизни.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отчего знатные люди в Средневековье не мыли руки перед едой и другие малоизвестные факты о гигиене «тёмного времени»

Смысл фильма

Зритель попадает в 1396 год. Сюжет фильма начинает закручиваться с того момента, когда Маргарита де Карруж прилюдно заявляет, что стала жертвой изнасилования, которое совершил Жак Ле Гри. Супруг Маргариты, рыцарь по имени Жан де Карруж, как настоящий защитник своей семьи вызывает обидчика на дуэль. Это, кстати, последняя легальная дуэль в истории Франции. А далее начинается интереснейших ход — режиссер разделил повествование на три части. Первая принадлежит Жану де Карружу, вторая — Жаку Ле Гри, а третья Маргарите.

Часть первая. Повествование от лица Жана де Карружа.

Жан де Карруж является дворянином, но при этом титула не имеет. Его отец — капитан гарнизона и владелец небольшого поместья. Жана с Ле Гри связывает служба в одном месте. Оба они постепенно присягают на верность графу Алансонскому, который помогает им продвинутся вверх по служебной лестнице. На Маргарите де Карруж женится только ради того, чтобы поправить свои финансовые дела. Однако оказывается, что часть преданного, кусок земельного надела, была подарена через третьи руки Ле Гри. Жан подает в суд, но король отклоняет этот иск. Жена помогает ему примирится с врагом хотя бы на время. Пока Жан был в военном походе в Шотландии, Ле Гри проникает в его дом и насилует Маргарет. По возвращении муж обращается к королю, который решает, что тут поможет только «божий суд».

Часть вторая. Повествование от лица Жака Ле Гри.

В этой части де Карруж представлен как вспыльчивый, но храбрый человек. Жак же представлен как очень образованный для того времени человек, но имеющий никакой поддержки. А Пьер Аланский как раз и становится покровителем мужчины. Для него претензия по поводу участка земли удивительна, ведь изначально он забирался для графа, а тот решил сделать Ле Гри такой подарок.

Еще одна несправедливость — Маргарита де Карруж. Когда Жак знакомится с супругой своего теперь уже врага, он не готов смириться, что такая умная и красивая женщина досталась не ему. Он влюбляется, но женщина не готова принять это. Наконец, ему удается признаться ей в чувствах как подобает и Маргарита принимает чувства с огромным страхом. Но Ле Гри не готов отступать и на все отказы и крики лишь закрывает глаза. Он покидает ее в полной уверенности, что насилия не было, он лишь помог женщине преодолеть скромность. На королевском суде Ле Гри все отрицает и соглашается на поединок.

Часть третья. Повествование от лица Маргариты.

Жизнь девушки складывается не лучшим образом. Она вынуждена выйти замуж только из-за денег. Ее муж и отец постоянно ссорятся, а Жан вовсе не понимает и не принимает чувства и желания жены. Девушке приходится смириться с происходящим и жить с матерью мужа, которая постоянно и во всем упрекает Маргариту. Но девушка достаточно мудра для того, чтобы направлять мужа. Она также понимает чувства Ле Гри, но позволяет себе только легкий флирт с ним. В отсутствие мужа, девушка ссорится с его матерью, и та оставляет Маргариту одну, увозя всех слуг. Девушка запирается, но Ле Гри все же удается пробраться в поместье. На все его признания девушка боится отвечать, ведь не хочет терять дружбу с достаточно влиятельным человеком.

Но все ее усилия оказываются напрасными. Как только муж возвращается, Маргарита набирается смелости рассказать ему обо всем. Но де Карруж не сочувствует ей, а боится за свою репутацию. К тому же, как будто соперничая с врагом, муж также берет девушку силой. Де Карруж подает жалобу на Ле Гри. А вот от Маргариты все отворачиваются, считая ее лгуньей. Мать мужа признается девушке, что и сама была точно в такой же ситуации, но сумела смолчать ради чести семьи. На суде ее пытаются обвинить в том, что она была изнасилована только из-за собственной провокации. Маргарита в это время узнает, что беременна. Незадолго до назначенного поединка Маргарита рожает сына, но оставляет его, чтобы присутствовать, ведь если ее муж проиграет, то ее сожгут на костре за ложь. Якобы Бог рассудил их, а он врать не может.

Поединок

Оба противника в ярости и настроены каждый на свою победу. Но де Карружу удается одержать победу. Его объявляют победителем спора, а Маргариту освобождают.

В целом, говорить о каком-либо скрытом смысле не стоит — авторы все уже рассказали нам. Через призму мнений каждого из героев мы выбираем на чью сторону встать. Фильм достаточно психологичен и доказывает нам, что в мире не бывает чистого добра или зла — все относительно.

Диалог о правах женщин или конъюнктура?

Итак, мы подходим к самой главной части рецензии. Потому что если в первой половине фильма кажется, что тем и сюжетных линий много, то в конце они все сводятся лишь к одной, в центре которой гордо стоит сильная и независимая Маргарита де Карруж.

С одной стороны, ведение диалога о правах женщины очень благоприятно накладывается на фон патриархальной Франции, в которой женщина не может даже отстаивать своё достоинство в суде, в которой жена — это собственность мужа. Никто и никогда не будет отрицать, что мы как общество должны расти и развиваться в сторону всеобщего равенства.

С другой стороны, нельзя отделаться от ощущения, что режиссёр и сценаристы используют реальную историю для того, чтобы в очередной раз угодить движению #MeToo. Потому что кроме нескольких диких представлений о беременности того времени в ход идут вполне реальные формулировки, которые используются против современных активисток движения. Практически дословно — соответственно, осознанно.

Вот и получается, что, выйди «Последняя дуэль» на несколько лет раньше, то её посыл был бы сугубо гуманистическим и позволил бы нам в очередной раз вернуться к обсуждению проблем насилия над женщинами. Но фильм вышел сейчас и идеально вписался в вездесущую феминистическую конъюнктуру. Совпадение?

В этом плане смущают два момента. Первый, чисто художественный: зрителю напрямую говорят, что правдивая правда одного персонажа правдивее, чем неправдивая правда других персонажей, что нарушает правила всего остального фильма. Второй: почему из раза в раз мы ретроградно осуждаем прошлое, к которому применяем нормы морали настоящего, и забываем про пресловутый принцип историзма? Почему вместо этого американцы не обращают взгляд на то, что не работает в мире сегодняшнем?

Простите, увлеклась.

Сюжет

Переходим к содержанию фильма «Последняя дуэль», который очень точно передаёт основную идею исторических событий. Картина начинается с того, что зрителю показывают подготовку к дуэли, которая состоялась в 1386 году.

Затем события переносятся на несколько лет до этого, когда де Карруж вместе с Ле Гри находятся на войне. Жан нарушает приказ защищать мост и бросает своих людей в атаку. В ходе сражения он спасает Ле Гри жизнь.

Кадр из фильма.

После войны ситуация меняется. Ле Гри оказывается приближен к графу Пьеру и по его распоряжению собирает подати с вассалов. У Карружа нет денег для уплаты ренты, и его бывший соратник договаривается с графом об отсрочке. Чтобы поправить финансовые дела, Карруж сочетается браком с Маргаритой де Тибувиль – дочери предателя, который получил милость короля. Брак взаимовыгодный – отступник получает в родственники носителя знатной фамилии, а дворянин помимо жены становится обладателем приданного.

Здесь возникает один нюанс. Самый богатый участок земли, который по договору должен стать частью наследства, отчуждён в пользу графа Пьера в счёт недоимок. После этого земля была пожалована Ле Гри. Карруж пытается отсудить землю и подаёт на графа иск, но король отклоняет это прошение.

Более того, Ле Гри получает звание капитана города, которое должно перейти к Карружу по праву наследства. В результате Жан оказывается не у дел, но по настоянию жены пытается наладить отношения со своим бывшим другом. Примирение удаётся, но Ле Гри положил глаз на Маргариту. Он уверен, что женщина влюблена в него, поэтому выждав удачный момент, когда женщина оказывается в поместье одна, он обманом проникает внутрь и насилует её. Маргарита рассказывает обо всём мужу, тот обращается в суд, требует дуэли и побеждает в поединке. Концовка известна.

В частности, со стороны Ле Гри истории выглядит иначе. Он ищет покровительства графа, чтобы компенсировать незнатность рода. Добивается в этом неплохих успехов. Всячески старается прикрыть своего друга от немилости графа.

Участок земли, из-за которого и начинается вражда, переходит к графу Пьеру, а потом Ле Гри по закону. При памятной встрече, когда он впервые видит Маргариту, дворянин замечает её улыбки и заинтересованный взгляд, поэтому, помучившись душевным томлением, он решается овладеть понравившейся ему женщиной.

В понимании Ле Гри, он не совершает насилия, уверен, что всё произошло по обоюдному согласию и что он прав. Даже перед смертельным ударом Карружа он твердит о своей невиновности.

Кадр из фильма.

Содержание фильма от лица Маргариты даёт объяснения вещам, которые ускользают от глаз мужчин. Женщина ощущает себя ненужной вещью, которая стала разменной монетой для отца. Она является частью имущества Карружа и несчастлива в браке. Она не заигрывает с Ле Гри, а просто пытается продемонстрировать супругу, что простой улыбкой можно вызвать расположение любого человека. Однако этот её жест неправильно истолкован, что и привело к насилию.

Пытаясь добиться правды и восстановить справедливость, Маргарита сталкивается с непониманием окружающих. В обществе такие истории принято замалчивать. Уже перед самым судом она узнаёт, что в случае проигрыша Карружа её сожгут заживо, но решает идти до конца. Она беременна, и в конце фильма «Последняя дуэль», зрители видят, что Маргарита сидит на фоне замка, любуясь подросшим ребёнком.

Схватка после Рождества

— Как именно рассказана эта история у Фруассара — он бесстрастно фиксирует происшедшее или красочно расписывает «забавы придворных», если главных персонажей вообще можно считать таковыми?

Интервью можно считать продолжением материала «Средневековье в кинематографе».

Фруассар — очень известный историк своего времени. Во многом потому, что не просто фиксировал события, но и превращал их, как мы бы сейчас сказали, в «художественную литературу». Фруассар — бытописатель, великий собиратель событий и слухов о событиях, рассказчик, поэтому метод его работы — отдельная проблема.

Что было дальше

Тело Жака Ле Гри, который после поражения автоматически считался преступником, повесили на дереве среди разбойников и воров, а потом захоронили в общей могиле.

Жан де Карруж после победы стал очень популярен при дворе Карла VI. Король выплатил ему большую сумму за ущерб от действий Ле Гри, назначил ежегодное жалование, а в 1390 году — принял в ряды своих личных рыцарей-телохранителей. Маргарита родила ему еще двоих детей.

В 1396 году Франция начала войну с Османской империей. Де Карруж отправился на Дунай, где армия европейских стран сошлась с турецким войском султана Баязида I. У города Никопол турки разгромили крестоносцев, в сражении погиб французский командующий адмирал Жан де Вьен. Вместе с ним в бою был убит и Жан де Карруж. Его земли перешли к сыну Роберту.

Битва при Никополе. Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара.

Wikimedia

Дуэль Ле Гри и де Карружа называют последней, но на самом деле она была всего лишь последним поединком, который санкционировал Парижский парламент. Последняя судебная дуэль во Франции произошла в 1540-х годах с разрешения короля Генриха II. После этого многочисленные дуэли французских аристократов были, в основном, незаконными, но их это не останавливало. Поддержите «Бабель» донатом! Deus vult!

Значение фильма в современном кинематографе

Фильм «Последняя дуэль» Ридли Скотта имеет большое значение в современном кинематографе. Во-первых, он является примером того, что исторические фильмы все еще популярны и способны привлекать зрителей. В данном фильме актуализирована тема женской борьбы за справедливость и нарушение древних норм общества.

Во-вторых, «Последняя дуэль» Ридли Скотта является прекрасным примером художественного воплощения исторических событий. Мастерство режиссера и оператора, а также отличная игра актеров позволяют зрителю окунуться в атмосферу cредневекового Франции. В этом фильме использованы прекрасные костюмы и запоминающиеся декорации.

Наконец, фильм «Последняя дуэль» является примером того, как братья по перу — Бен Аффлек и Мэтт Деймон, успешно работают над проектами не только в качестве актеров, но и продюсеров и сценаристов

Это показывает, что в современном кинематографе не менее важно умение творчески сочетать несколько разных ролей и создавать качественную работу

Изнасилование, суд и дуэль

В начале 1386 года Жан де Карруж подал в суд на Жака Ле Гри. Он заявил, что 18 января того же года, пока он был в Париже, Ле Гри явился в его поместье, признался его жене Маргарите в любви и предлагал ей деньги. А когда та его отвергла, то вместе со своим слугой затащил ее в погреб и изнасиловал. Маргарита все подтверждала и дала показания.

Судьей по этому делу опять оказался граф Пьер Алансонский, который оправдал Ле Гри и даже заявил, что Маргарита мечтала отдаться богатому аристократу, поэтому и нафантазировала всю историю с изнасилованием. Де Карруж отправился к королю Карлу VI, но, понимая, что и там влияние Пьера Алансонского и Ле Гри слишком велико, предложил решить спор судебным поединком.

К тому времени судебные дуэли и другие формы «божьего суда» встречались во Франции достаточно редко. Против них с 1215 года выступала католическая церковь, а светские правители не хотели с ней спорить. Тем не менее, иногда короли и судьи давали такое разрешение, особенно, если решить дело опросом свидетелей не получалось.

В этом случае у суда было слово Маргариты против слова Ле Гри, опрос свидетелей, даже под пытками, однозначных результатов не дал. Пятнадцатого сентября 1386 года Парижский парламент признал, что не может установить истину, и разрешил поединок. Король мог бы запретить, но молодой Карл хотел развлечь себя зрелищем. Для де Карружа победа в поединке была единственным способом выиграть суд. Ле Гри мог отказаться от поединка и перенести разбирательство в церковный суд, но планировал не только унизить де Карружа, но и завладеть его имуществом в качестве компенсации за клевету.

Ставки были высокими для всех — в случае победы Ле Гри Маргариту должны были сжечь на костре за лжесвидетельство. Поединок назначили на 26 ноября, принять у себя дуэлянтов согласилось аббатство Сен-Мартен-де-Шам к северу от Парижа, в котором было свое поле для рыцарских поединков.

Судебный поединок между маршалом Вильгельмом фон Дорнсбергом и Теодором Хашенакером на винном рынке Аугсбурга (1409 г.) Меч Дорнсберга сломался в начале поединка, но ему удалось убить Хашенакера его собственным мечом. Их щиты хранились в церкви Святого Леонарда под Аугсбургом до 1542 года.

Wikimedia

Учитывая, что такие поединки случались редко, бой сразу стал главным событием для парижан и гостей столицы. Посмотреть, как Жан де Карруж и Жак Ле Гри будут убивать друг друга, собрались все видные аристократы страны. Король Карл VI не успевал вернуться в Париж из Фландрии к концу ноября, поэтому потребовал отложить бой на месяц, и в итоге дуэль состоялась только 29 декабря. За день до поединка у короля умер его малолетний сын, но даже это не помешало ему прийти насладиться зрелищем. У де Карружа и Маргариты тем временем тоже родился сын, чье будущее висело на волоске.

Перед поединком Жака Ле Гри посвятили в рыцари. Несмотря на свое богатство и влияние, он оставался сквайром и не мог сражаться с де Карружем, который стал рыцарем еще в Шотландии. Теперь статус участников был одинаковый и можно было начать поединок.

Оба рыцаря были вооружены длинными пиками, мечами, боевыми топорами и мизерикордиями. Бой начался на лошадях. Трижды рыцари били друг друга пиками — в щиты и шлемы, но не нанесли друг другу серьезных повреждений, на третий раз сломали копья. После этого начался бой на топорах. Ле Гри удалось перебить хребет коню де Карружа, но сам де Карруж быстро вскочил и вспорол коню Ле Гри брюхо.

Оставшись без лошадей, рыцари выхватили мечи. Ле Гри, пользуясь своим физическим преимуществом, начал теснить де Карружа и ранил его в бедро. Но на секунду замешкался, перед тем как нанести следующий удар. Опытному де Карружу этого было достаточно, он схватил Ле Гри за шлем и повалил на землю. Что было дальше — точно не известно. По версии Фруассара, де Карруж добил противника мечом. По более романтической версии, которая больше похожа на обросшие подробностями пересказы, меч не смог пробить тяжелый доспех, поэтому де Карруж достал кинжал, выбил им лицевую часть шлема Ле Гри и потребовал, чтобы тот признался в преступлении. Ле Гри ответил, что он невиновен, и тогда Карруж убил его ударом в шею.

Картинка на грани

Так же фильм может показаться невероятно жестоким, ибо на картину сражений не поскупились. Европа четырнадцатого века, охваченная боями, не может выглядеть иначе. В некоторых моментах мне действительно очень хотелось отвернуться от экрана. И дело не только в боях, дело в зверстве самих людей вне войны. Ведь они готовы на всё, лишь бы получить желаемое. Тут уже сложнее понять, что является меньшим злом: реки крови или предательство того, кого назвал другом, кого прощал, кому спасал жизнь. 

Но при этом картина не лишена юмора и красок. Так мы увидим званые ужины в замках, посиделки аристократии в роскошных залах. 

Что же произошло тогда на самом деле?

Правда непроста. Многие историки долгие века корпели над разгадкой секреты: правду ли сказала Маргарита? Ягер же сказал, что не стал бы писать свою книгу, если бы не поверил Маргарите.

Тем временем, многие современники и последующие поколения находили, что женщина оклеветала Ле Гриса. Кто-то говорил, что она приняла его за другого. Другие утверждали, что она это сделала по наущению своего злобного и мстительного супруга. Такие глянцевитые умы эпохи Просвещения, как Дидро и Вольтер были на стороне Ле Гриса.

Лучше всего на этот волнующий вопрос ответил защитник последнего, Жан Ле Кок, написав в своём дневнике: «На самом деле никто правды не знает».


Итальянская поэтесса Кристина де Пизан (сидит слева) была одной из немножко женщин средневекового периода, решившихся писать нас подобные щекотливые темы.

Съемки: основано на реальных событиях

Картина Скотта базируется на книге «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции», изданной в 2004 году Эриком Ягером. Она посвящена реальным событиям, которые разворачиваются вокруг последней официально признанной дуэли во Франции между Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри, героями фильма.

Производство «Последней дуэли» стартовало в 2015 году, но съемки начались только в 2019 году, когда у руля проекта стал Ридли Скотт. Сценаристом выступил Николь Холофсенер, также к работе над сюжетом подключились Мэтт Деймон и Бен Аффлек.

https://youtube.com/watch?v=pEyrpF0kSKI

Съемочная группа в составе 300 человек работала в департаменте Дордонь во Франции, затем переехала в замок Берзеле-Шатель в округе Макон, а после отправилась в Ирландию. Поэтому натурных сцен в фильме хватает. Для зрителей заранее сняли эпичный трейлер, который заставил фанатов говорить о возвращении Ридли Скоттом былой формы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КиноЭкспресс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: